Педсеминар по теме «Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
Тема: « Применение информационно- коммуникационных технологий на уроках географии»
Актуальность. Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность обучающихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников.
Любой учитель география, реализуя на своих уроках ФГОС, должен использовать при этом ИКТ (информационно-коммуникативные технологии).
География как учебный предмет, отражающий основы науки, вносит весомый вклад в формирование у учащихся универсальных учебных действий.
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как: поиск информации; фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств; структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.; создание простых гипермедиасообщений;·построение простейших моделей объектов и процессов.
Современные дети уже в раннем возрасте знакомятся с большими возможностями информационных технологий, поэтому создание мультимедийного информационного проекта для многих не составляет проблем. Данные возможности я использую на своих уроках. Создание мультимедийных презентаций позволяет не только развивать интерес к предмету, но и учит школьников работать с различными источниками информации
Применение ИКТ на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению;
при сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление.
активизирует познавательную деятельность;
развивает мышление и творческие способности учащихся;
формирует активную жизненную позицию.
Специфика предмета географии как предмета заключается в том, она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложить в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.
Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
География является предметом, требующим огромного спектра средств наглядности. Это различные карты, планы, схемы, картинки, рисунки и тому подобно.
Таким образом:
Использование ИКТ на уроках географии имеет ряд преимуществ:
Во-первых, это экономит время.
Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
В-третьих, повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам;
В-четвертых, можно проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
В-пятых, рационально организовать учебный процесс.
Как учитель географии использую интерактивные презентации подготовленные с помощью программы POWER POINT, свободно распространяемые в сети Интернет или самостоятельно созданные, видеоуроки и энциклопедии, фрагменты научно-популярных фильмов. Умею представлять информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм с помощью программ Microsoft Office Word, Microsoft Exсel.
В ходе урока использую ИКТ на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации знаний, творческих заданий, при контроле знаний и умений.
Современные дети владеют компьютером на хорошем уровне. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение
Применение в практике преподавания географии информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные ученики включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Это способствует повышению качества знания обучающихся.