ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЕТСКИЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА»
«Применение инновационных технологий в реализации образовательной программы, как средство повышения мотивации обучающихся»
Составитель: Кайдалов Андрей Аркадьевич,
Должность: педагог дополнительного образования
г. Джанкой,
2025 г.
Использование инновационных технологий обучения в кружке ударных инструментов
Современный урок ударных инструментов – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты, аудио аппаратура, смарттелевизор, ноутбук, компьютер. Урок характеризуется созданием творческой обстановки, где содержание занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.
Использование инновационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности педагога, что способствует значительному повышению качества образования. Важным основанием для постижения новшеств современной музыкально-образовательной теории и практики является методика музыкального образования.
Педагог должен постоянно обогащать репертуар музыкой разных направлений и стилей. Это помогает детям принять мысль о связи музыки с жизнью, внутренним миром человека. Для работы в условиях реализации ФГОС педагогу необходимо использовать в своей работе основные инновационные технологии:
Рассмотрим некоторые из представленных технологий.
Информационно – коммуникативные технологии.
ИКТ технологии необходимы на уроках . Применение мультимедийных средств - это развитие инновационного мышления ребенка в процессе изучения художественно-эстетических дисциплин в учебных заведениях для их интеллектуального развития и оптимизации образовательного процесса, развитию творческой компетентности учащихся.
На сегодняшний день существует много различных электронных изданий, которые могут быть использованы в музыкально-образовательной деятельности. «Ударные шумовые инструменты» ,"Энциклопедия классической музыки" включает 278 статей о композиторах всех стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание их содержания. Показаны в анимации 44 музыкальных инструмента и даны образцы ихзвучания. Более ста статей познакомят с самыми известными исполнителями всего мира.
Авторы рассказывают о десяти основных жанрах музыки (опера, балет, оперетта, симфония, концерт, соната, фортепианная музыка, камерно-инструментальная музыка, кантаты и оратории, песни и романсы) с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. ИКТ технологии позволяют учащимся вместо скучных рефератов подготовить увлекательную презентацию.
При работе над презентацией ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть эстетичным и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Технология «продуктивного чтения»
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.
Технология проектной деятельности.
Использование проектной деятельностиучащихся на уроках способствует вовлечению учащихся в предметно – регулятивную, предметно – познавательную и предметно – коммуникативную деятельность, тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Школьный проект имеет следующую структуру:
1.Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:
- планирование педагогом проекта в рамках тем программы,
- выдвижение идеи педагогом на уроке,
- обсуждение идеи обучающимися; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения.
2. Организация работы:
- формирование микрогрупп; определение целей и задач проекта, постановка проблемных вопросов,
- распределение заданий в микрогруппах,
- практическая деятельность обучающихся в рамках проекта.
3. Завершающий этап:
- промежуточный контроль (при длительном проекте),
- обсуждение способа оформления проекта,
- документирование проекта,
- презентация результатов проектов,
- подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.
4. Этап практического использования результатов проекта.
При защите проекта, учащиеся применяют информационно – коммуникационных технологи, что делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным. Создание на уроке условий для проектно-исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно. Проект всегда дает возможность ученику учиться самому.
Технология «интеллект карт»
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слова, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.
Заключение
Изучив понятие инновационные технологии и познакомившись с опытом их использования на уроках можно сделать вывод, что использование различных инновационных технологий на уроках необходимы в условиях реализации ФГОС. Все эти технологии позволяют достичь главной цели : развития интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития человека, воспитания художественной культуры учащихся .
Опыт ведущих педагогов показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую.
В своей дальнейшей педагогической деятельности считаю необходимым использование и внедрение инновационных технологий, так как они отвечают всем современным требованиям образования, уроки становятся интересными, яркими, познавательными и позволяют формировать универсальные учебные действия, которые в свою очередь помогают сформировать метапредметные результаты, отвечающие принципам работы по федеральному государственному образовательному стандарту.
Список литературы
1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
2. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
3. Дьячкова Л. М. Инновационные формы работы на уроках музыки. -Биробиждан, 2004.
4. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Спарк, 1999.
5.Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.
6. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; Под ред. Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
7. Ожегов С. Ю., Шведова Н. В. Толковый словарь. - М., 1983.
8. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Уроки музыки. 7 класс [текст] / Сост. Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская.– М. «Просвещение» 2011.-182с.
9. Реализация требований ФГОС начального и общего образования: художественно – эстетическое направление (музыка) [Текст] : методические материалы : в 2 частях/ сост.: Н.П. Сокольникова, И.Л. Шаталова.- Кемерово, 2013.- Ч.1.-129 с.- (Серия «Реализация ФГОС общего образования»).
5