1 слайд
«Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека (гражданина, патриота своей страны), готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
2. слайд
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включаются в самостоятельную учебно-познавательную деятельность
3. слайд. «Способный ребёнок» – такая оценка приятно тешит родителей и родственников ребёнка. Но далеко не всегда понятно, что именно стоит за этими словами. Способности людей делят на виды, прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они проявляются. Различают общие и специальные способности.
4 слайд
Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.
Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.)
Решением проблемы, это использование технологий деятельностного типа – инструмента, позволяющего построить образовательное пространство таким образом, чтобы в нем эффективно развивались способности учащихся. Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей, следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками.
5 слайд
Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Универсальные учебные действия (УУД) Обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
6 слайд
Основной принцип технологий и методов деятельностного типа может быть сформулирован так: "Знать - чтобы уметь, уметь - чтобы действовать!" И тогда даже обычный урок может превратиться в ситуацию выбора с подтверждением рациональности принятого решения. В тоже время актуальными остаются и другие формы занятий, такие, как, например, комбинированные уроки, на которых важное место занимает диалог, обсуждение проблемных ситуаций, анализ статей, статистических данных, сообщения (доклады) отдельных учащихся и др.
7 слайд
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока. Ярким примером являются:
Презентации
Кейс-технологии
Проблемная лекция.
Дидактические игры
Баскет-метод
8 слайд
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Мозговой штурм.
Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы
Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ.
Круглый стол (дискуссия, дебаты)
Деловые игры
Аквариум.
Метод проектов
BarCamp,
мастер-классы,
построение шкалы мнений,
ПОПС-формулу,
дерево решений.
9 слайд
Применение интерактивных технологий на уроках информатики
Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Технология, которая позволит в краткие сроки выработать новую идею или принять коллегиальное решение, найти коллективный способ решения проблемы
10 слайд
Применение интерактивных технологий на уроках информатики
В чем суть технологии? Для начала учитель задает тему, ставит конкретный вопрос. Далее каждый участник предлагает свой вариант решения проблемы, выдвигает свою идею. На данном этапе идеи не обсуждаются, а только фиксируются рядом с оценками, сделанными на предыдущем этапе работы.
На следующем этапе начинается обсуждение идей. Из всех предложенных выбираются самые рациональные с точки зрения большинства. (Примеры уроков где можно применить метод)
11 слайд
Применение интерактивных технологий на уроках информатики
Деловые игры(в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
12 слайд
От себя могу отметить, что участники в "аквариуме" должны обсуждать ситуацию настолько громко, чтобы остальные всё слышали!.. (не кричать, конечно... , но... разговаривать достаточно громко) - это преодоление застенчивости, развитие умения публично выражать свою точку зрения.
Участники одной из малых групп садятся за стол (в "аквариум") в центр зала (активная рабочая группа), ведущий предлагает им задания для выполнения и необходимую информацию. А остальные участники (пассивная рабочая группа) выступают в роли наблюдателей. Участникам активной рабочей группы для выполнения задания необходимо:
- прочитать вслух ситуацию-задачи;
- обсудить ее в группе, используя метод дискуссии;
- прийти к общему мнению по 3-5 мин
Участники пассивной рабочей группы должны на этой стадии мероприятия слушать, не вмешиваясь в процесс обсуждения, и наблюдать. И так по кругу с каждой группой.
Примеры уроков
13 слайд
Применение интерактивных технологий на уроках информатики
BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Уютный и веселый альтернативный вариант обычной конференции. Потому что никаких программных выступлений, скучных докладов, унылых презентаций. Главная идея в том, что ход АНТИконференции определяют сами участники. Участники докладывают, модерируют, обсуждают, играют, общаются. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
14 слайд
Нельзя допускать, что бы на баркемпе были просто зрители, пассивно наблюдающие за дискуссией – все должны быть готовы рассказать что-то, прокомментировать чье-то высказывание или отстаивать свою собственную позицию. Каждый, кто может высказаться по теме – желанный участник «анти-конференции». Ведь чем больше соберется увлеченных людей, тем больше драйва, а значит, лучше будет результат. Так что если есть люди, которые могут что-то рассказать, то пусть они смело вписывают свою фамилию в план баркемпа. Пусть все участники баркемпа пишут о нем в блогах, рассказывают друзьям в социальных сетях, выкладывают видео в интернет и обсуждают баркемп на форумах. У настоящей «не-конференции» две жизни: одна «в поле», а другая в интернете.
Примеры уроков
15 слайд
Применение интерактивных технологий на уроках информатики
Дерево решений. Метод дерева решений - это прекрасный способ выбрать стратегию последовательных действий в условиях риска. Именно риск здесь выступает ключевым словом, поскольку при опасности принять рациональное решение очень сложно, а продуманный план помогает проанализировать сложившуюся ситуацию. При подготовке к итоговой аттестации по информатике каждый участник – учитель или ученик – выбирает для себя, по возможности, такой способ решения, который можно применить для целого ряда задач. Наиболее приемлемым в этой ситуации является метод построения дерева решений.
16.слайд
Применение интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности по информатике
Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения. Данный метод используется мной как в рамках урока так и на занятиях внеурочной деятельности. Например
17.слайд
Применение интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности по информатике
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Не менее важной является исследовательская работа учащихся, работа над рефератами и последующее участие в научно-практических конференциях.
Часто данный метод используется мной на занятиях во внеурочной деятельности которая посвящена направлению – робототехника.
Например
18 слайд
Результаты применения интерактивных методов обучения в социализации учащихся
Как результат использования интерактивных методов можно считать:
достоверно более высокую и положительную динамику показателей активизации познавательной деятельности. Анализ усвоения содержания предметной дисциплины «Информатика» показал положительную динамику по критериям: качество знаний степень обученности, активность участия старшеклассников в учебных мероприятиях по информатике.
А также участие учащихся в олимпиадах, научно – практических конференциях, семинарах, конкурсах IT мастерства.
Определением с выбором экзамена и дальнейшим профессиональным самоопределением
19 слайд
Это позволяет учащимся:
• применять свои теоретические знания, полученные в процессе изучения экономических спецкурсов и других предметов, для анализа реальных явлений и процессов нашей жизни;
• приобрести навыки работы с научной литературой и материалами периодической печати, используя их для обоснования или опровержения той или иной точки зрения;
• получить опыт выступления перед большой незнакомой аудиторией.
20 слайд
Опыт моей работы показал, что при использовании данных приемов и форм работы у учащихся возникает потребность в самообразовании, самовоспитании, создаются различные ситуации, которые способствуют повышению мотивации, улучшению эмоционального фона урока, создаются условия успешной социализации личности.