СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение приема РКМЧП "Фишбоун" при работе с текстом в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Прием РКМЧП "Фишбоун" применяется  в основном на стадии рефлексии, чтобы объеденить свои полученные знания по новой теме. Очень интересно посмотреть как применение приема развивается от класса к классу.

Просмотр содержимого документа
«Применение приема РКМЧП "Фишбоун" при работе с текстом в начальной школе»

Фишбоун «Рыбный скелет»

Фишбоун-один из методических приемов, который можно использовать в группах. Он направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией.

Прием «Фишбоун» дает возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;

  • развивать критическое мышление;

  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

  • ранжировать факторы по степени их значимости


Для младшего школьного возраста я использую горизонтальную форму рыбы. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.



  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные вопросы в систему.

Тема :И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

Во 2-3 классах учитель помогает в овладении приемом «Фишбоун» учащимися поэтапно:

1. составляет «рыбий скелет» вместе с детьми.

2. дает детям скелет с заполненными нижними косточками. Верхние дети заполняют сами и делают вывод из предложенных вариантов, например, пословиц.

Карточка с пословицами:

Делу время – потехе час.

  • Труд человека кормит, а лень портит.

  • Без беды друга не узнаешь.

  • Готовь сани летом, а телегу зимой.

  • Пришла зима — не отвертишься.

  • Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

  • Зима даст ума.

  • Лето — припасиха, зима — подбериха.

  • Летом не соберёшь — зимой не найдёшь.






































В 4 классе дети пытаются самостоятельно заполнить весь скелет и сделать грамотный вывод.

Дети работают с приемом «Фишбоун» как в паре, так и в группе.