Просмотр содержимого документа
«Применение приема РКМЧП "Фишбоун" при работе с текстом в начальной школе»
Фишбоун «Рыбный скелет»
Фишбоун-один из методических приемов, который можно использовать в группах. Он направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией.
Прием «Фишбоун» дает возможность:
организовать работу участников в парах или группах;
развивать критическое мышление;
визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
ранжировать факторы по степени их значимости
Для младшего школьного возраста я использую горизонтальную форму рыбы. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные вопросы в систему.
Тема :И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Во 2-3 классах учитель помогает в овладении приемом «Фишбоун» учащимися поэтапно:
1. составляет «рыбий скелет» вместе с детьми.
2. дает детям скелет с заполненными нижними косточками. Верхние дети заполняют сами и делают вывод из предложенных вариантов, например, пословиц.
Карточка с пословицами:
Делу время – потехе час. Труд человека кормит, а лень портит. Без беды друга не узнаешь. Готовь сани летом, а телегу зимой. |
Пришла зима — не отвертишься. Зимой съел бы грибок, да снег глубок. Зима даст ума. Лето — припасиха, зима — подбериха. Летом не соберёшь — зимой не найдёшь. |
В 4 классе дети пытаются самостоятельно заполнить весь скелет и сделать грамотный вывод.
Дети работают с приемом «Фишбоун» как в паре, так и в группе.