Просмотр содержимого документа
«Применение приема РКМЧП "Толстые и тонкие вопросы" при работе с текстом в начальной школе»
«Толстые и тонкие вопросы»
Не зря же вопросительный знак похож на рыболовный крючок. Значит, на него можно что-то поймать. Что же это может быть? Правильно — информацию. Логично предположить, что на тоненький вопросик может «клюнуть» информация самая общая, а вот на толстый вопрос можно поймать информацию неординарную, расширенную. Какие же вопросы называют толстыми, а какие тонкими?
Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство учеников ограничивается примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.
Необходимые условия для обучения постановке правильных вопросов
Не делайте трагедии, если ученик не может ответить на поставленный вопрос. Это нормальная ситуация — он же ученик, он учится. Учитель рядом, чтобы помочь.
Задавайте больше творческих вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов и которые могут продлить диалог.
Рекомендуется начинать вопросы со слов: «Кстати, интересно…», которые обращены как бы ни к кому.
Вы можете поделиться своими проблемами у учащихся, но только настоящими, не выдуманными.
Вопросы, которые начинаются со слова «Почему», да еще при соответствующей интонации, вызывают у ученика желание обороняться.
Дайте учащимся составить банк вопросов, направленный на изучение материала.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Требуют лишь знания текста. Кто… Когда… В каком году… Как назвали Что говорили… Какой… О чем думал… Что делал…и т.д. | Требуют размышления и анализа. Включаем голову. Объясните почему… Как мог бы иначе поступить… Что было бы, если… Мог ли… В чем сходство и различие между… Если бы вы оказались в ситуации… Можно ли согласиться, что… и т.п. |
Во 2 классе учитель знакомит с «тонкими» и «толстыми» вопросами в процессе анализа произведения, учит их задавать. В 3 классе дети, работая в группе сами задают вопросы и записывают их. Выбирают лучший. В 4 классе это умение оттачивается.