1)алгоритм нахождения наименьшего и наибольшего значений непрерывной функции y=f(x) на [а; Ь]
2) Теорема о нахождении наибольшего или наименьшего значения функции, непрерывной на незамкнутом промежутке
С помощью алгоритма применяем производную для нахождения наименьшего и наибольшего значений непрерывной функции
Весь изложенный теоретический материал показан на решенных примерах(в учебнике). Теоретический материал изложен кратко, без лишний обоснований и доказательств (в основном – на примерах).
46.16 Найдите наибольшее и наименьшее значение заданной функции на заданном промежутке.
унаиб=f(0)=0 yнаим =не сущ.
Предмет | Алгебра и начала математического анализа | класс | 10 | |
Тема урока | Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | метапредметные | личностные |
1) теорема о непрерывной функции на отрезке 2)алгоритм нахождения наименьшего и наибольшего значений непрерывной функции y=f(x) на [а; Ь] 3) Теорема о нахождении наибольшего или наименьшего значения функции, непрерывной на незамкнутом промежутке 4) Правильно употреблять в речи математические термины; | 1.Развитие математического мышления; 2. Приобретение опыта совместной работы (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда). | Развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам, формировать интерес к математике. |
Оборудование: | Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа 10 класс. В 2 ч. Часть 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Мнемозина. 2009. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа 10 класс. В 2 ч. Часть 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Мнемозина. 2009. Доска |
Образовательные интернет-ресурсы | https://ege-ok.ru/2012/05/20/nahozhdenie-naibolshego-i-naimenshego-znacheniya-funktsii-na-otrezke-zadanie-v14 http://www.cleverstudents.ru/functions/maximum_minimum.html |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1. ЭТАП Орг.момент. Цель – активизация учащихся. |
Деятельность учителя Приветствует обучаемых. Проверяет готовность рабочего места, обучаемых к уроку. Проверяет отсутствующих. | Деятельность учащихся Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу. | Формирование УУД Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) Личностные УУД (самоопределение) |
2. ЭТАП Актуализация знаний. Фронтальный опрос. |
Деятельность учителя (Слайд 1) Проведение самостоятельной работы по пройденному материалу (5 мин.). Выборочно выставляются оценки. | Деятельность учащихся Пишут самостоятельную работу по вариантам. | Формирование УУД Познавательные УУД : (Анализ объектов с целью выделения признаков) Личностные УУД: (Формулировать собственное мнение и аргументировать его.) Коммуникативные: вступать в диалог. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
3 ЭТАП. Целеполагание и мотивация . Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока |
Слайд 2 | Записывают в тетради дату и тему урока. | Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования к познавательной задаче. |
4 ЭТАП. Изучение нового материала. Цель – познакомить учащихся с нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке |
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции широко применяется при решении многих практических задач на нахождение наилучших, оптимальных решений при наименьших затратах труда, так называемые задачи на оптимизацию. С некоторыми из таких задач мы познакомимся на следующих уроках. Чтоб успешно решать такие задачи необходимо уметь находить наибольшее и наименьшее значения заданных функций на заданном промежутке. Часто для отыскания наиб и наим значения функции используется производная : Пусть функция y=f(x) непрерывна на отрезке [а;b]. Графики таких функций представлены на рисунках: Рассмотрим графики функций: Рассмотрим алгоритм отыскания наим и наиб значений непрерывной функции на отрезке: При решении многих задач часто приходится находить наиб или наим значение функции не на отрезке , а на интервале, тогда будем использовать теорему : | Деятельность учащихся Слушают учителя. Смотрят на слайд и рассматривают различия. - На графике 1 наиб и наим значение достигаются внутри [a;b] . На графике 2 наим значение достигается внутри отрезка а наибольшее в концевой точке , при х=b . На графике 3 и наиб и наим значение достигаются в концевых точках отрезка [a;b] | Формирование УУД КоммуникативныеУУД (Постановка вопросов) Познавательные УУД (самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели) Проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя, анализируют, сравнивают, обобщают факты и явления. Познавательные: (эмпирический эксперимент, формулируют выводы наблюдений, сравнивают). Познавательные: применение полученных знаний в решении практической задачи. |
5 ЭТАП. Усвоение новых знаний Цель – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы |
Деятельность учителя. При подготовке к уроку учитель делает закладку необходимой для занятия Web-страницы. Интернет-сайт “ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию” http://www.uztest.ru. включает “Тренажер”, позволяющий проходить on-line тест по теме “Наибольшее, наименьшее значение функции” на конструктивном уровне. Ребятам предлагается выполнить тест из 5 заданий. Верные ответы заносятся в таблицу (Приложение 1). Осуществляя дифференцированный подход к обучающимся, предлагаются дополнительные примеры из учебника № 46.20(а), №46.21(а). | Деятельность учащихся Слушают объяснение Предлагают свои варианты. . Слушают учителя. Записывают в тетрадь. | Формирование УУД Познавательные: Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы. Развитие навыков нахождения закономерностей. |
6 ЭТАП. Организация первичного закрепления Цель - Установление правильности и осознанности восприятия темы: Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
Открываем задачники на странице 266 №46.1-46.6(а-б) №46.7, №46.8(а-б) №46.9,№46.10(а-б) | Ребята выполняют работу в своих тетрадях, сверяются и советуются с соседом по парте, тем временем один ученик выполняет работу у доски. | Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи. |
7 ЭТАП. Организация первичного контроля Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. |
Деятельность учителя А теперь попробуйте выполнить самостоятельную работа (обучающая). На экране проецируется слайд «Самостоятельная работа»(Слайд 6). 1 вариант: 46.1-46.6 (в-г) 2 вариант : 46.8(в-г), 46.9(в-г), 46.10(в-г) | Деятельность учащихся Выполняют самостоятельную работу в тетрадях. Проверяют друг у друга результаты решения. В случае ошибки – помогает разобраться соседу по парте. Аргументируют свое решение на основании знания новых терминов. | Формирование УУД Регулятивные: Строят логическую цепочку рассуждений, сопоставляют полученный результат с условием задачи. Сличают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные: Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Личностные: Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом |
8 ЭТАП Подведение итогов урока Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых |
Деятельность учителя (Слайд 7) - Что изучали сегодня на уроке? - Расскажите алгоритм нахождения наим и наиб значения функции на отрезке. -Озвучите теорему о нахождении наим и наиб значения функции на интервале. | Деятельность учащихся Озвучивают понятия, отвечают на вопросы, приводят примеры. | Формирование УУД Познавательные: Обобщают полученные знания. Регулятивные: Структурируют знания, в диалоге с учителем совершенствуют самостоятельно выбранные критерии оценки. |
9 ЭТАП. Рефлексия Инициировать рефлексию обучаемых по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
Деятельность учителя Беседа с учащимися, говоря с учениками о новых знаниях , полученных на уроке, о достигнутых целях, интересуется их ощущениями от происходящего и предлагает заполнить карточки рефлексии. | Деятельность учащихся Ставят + или – на карточках. | Формирование УУД Личностные. Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке,развивать умение выражать настроение, анализировать его изменение в течение урока. |
10 ЭТАП Домашнее задание. (Слайд 9) П.46. №46.11, №46.12 |