УМК: Математика .6 класс: учебник в 2 ч./ Н.Я. Виленкин , В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.
Цель урока: Отработать умение применять распределительное свойство умножения при упрощении выражений, при решении уравнений, при решении задач.
Задача урока: научиться рациональным приемам счета.
формирование операционного типа мышления, внимательности и исполнительской дисциплины;
• развитие коммуникативной компетенции.
формирование операционного типа мышления, внимательности и исполнительской дисциплины;
• развитие коммуникативной компетенции.
формирование операционного типа мышления, внимательности и исполнительской дисциплины;
• развитие коммуникативной компетенции.
- формирование операционного типа мышления, внимательности и исполнительской дисциплины;
- развитие коммуникативной компетенции.
- развитие навыка работы с текстом и таблицей.
- решение текстовых задач арифметическим способом.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Цитирование высказываний известных людей | Ум заключается не только в знаниях, но и в умении применять знания на деле. Аристотель Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их! Джордж Пойа Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду. Л. Толстой Решение задач- это искусство , которому можно научиться, подобно тому, как можно научиться плаванью, танцам или катанию на коньках. Решение любой задачи требует напряженного труда, упорства, развивает любознательность. Это очень нужные качества в жизни человека, об этом даже в пословице говорится…. А что это за пословица, вам предстоит разгадать в конце урока. | Слушают учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку. | Умение слушать и вступать в диалог. Умение выделять нравственный аспект поведения. | 1)Вызвать у детей интерес к уроку. 2)Сформировать у учащихся мотивацию»Хочу», «могу», «надо» |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Устный счет, игра « Крестики –нолики», прием « Лови ошибку» | Предлагаю небольшую разминку. Поиграем в крестики – нолики. №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №1. №2. №3. Заполните пропуски: 30*25+ 70* 25= ___* ( ___ + ___ ) №4. Найти 15 % от 20 №5. Какое свойство представлено в виде буквенного выражения? а * ( b+ c)= a * b+ a* c a* (b-c)= a*b- a*c №6. Вычислить 1,8 * №7.Решить уравнение (х+2)*5= 20 №8. Найдите произведение 3 №9. Смешанное число представить в виде суммы, а затем превратить в неправильную дробь 2. Теперь « Лови ошибку» 1 2) 3) 5* (16 - 6 у) = 5* 16 – 6 у 4) (х+ 2,5)* 5=20 Х+ 2,5= 20* 5 Х+ 2,5= 100 Х= 100+ 2,5 Х= 102,5 Ребята, вы вспомнили решение уравнений, действия с дробями. Теперь , нужно решить это уравнение. (Пробное действие) | Класс делится на 2 команды.. «Крестики» и « Нолики». Начинают « Крестики». Если команда ответила не верно, то ход засчитывается в пользу другой команды. Учащиеся проверяют, контролируют работу одноклассников, оценивают работу. , Выигрывает та команда, у которой в ряд , по горизонтали или по вертикали, или по диагонали, 3 нолика или 3 крестика №5- Это распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания Находят ошибку. . Находят верное решение. Правильное решение: Х+2,5= 20:5 Х+2,5=4 Х= 4-2,5 Х= 1,5 Ответ: 1,5 Решают уравнение, используя привычный способ. 1 ученик работает у доски. Как дальше решать? | Познавательные: применение предметных знаний; выполнение учебных заданий. Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено; Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные: Самоооценка, взаимооценка | 1)Учащиеся вспоминают, что умеют и знают ; 2)Активизация мыслительных процессов, необходимых для усвоения нового знания 3) Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
3. Этап выявления места и причины затруднений | Подводящий диалог | Место затруднения? Причина затруднений? | - Затруднение появилось в месте, где нужно разделить дроби. - Не хватает знаний. Тема « Деление дробей» не пройдена» | Познавательные: Постановка и формулирование проблемы; Регулятивные: Умение анализировать, Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: Самооценка. | Выявление места и причины затруднения. |
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации | Подводящий диалог, проблемный поиск. | Для построения проекта выхода из создавшейся ситуации учителем выбран способ уточнения(способ получения нового знания следует из того, что учащиеся уже знают- Распределительное свойство умножения» -Ребята, какой выход из создавшейся ситуации видите? -Да, это выход! - Ребята, подумайте еще. Можно ли применить те знания , которые у вас уже есть, для решения? Какие имеющиеся знания нам сейчас могут пригодиться? - Верно! -Итак, ребята, вы догадались, какая тема нашего урока? - Все верно. - Цель урока : отработать умение применять распределительное свойство умножения при упрощении выражений, при решении уравнений. - Задача урока : научиться рациональным приемам счета. - Открываем тетради. Записываем число. Тему урока. | - Изучить тему « Деление дробей» - Можно применить распределительное свойство умножения - Тема : « Применение распределительного свойства» Цель урока: Научиться применять распределительное свойство умножения | Познавательные: Извлечение из текстов математической информации; Самостоятельное формулирование познавательной цели. Применение предметных знаний, выбор способов решения задач. Регулятивные: Умение анализировать, Целеполагание. Прогнозирование. Умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: Самооценка. | 1)Учащиеся проговаривают проблему и высказывают предположения: какое новое умение поможет им разрешить затруднение; 2) На основе предположений учащиеся сформулируют основную цель урока и тему урока. |
5. Реализация построенного проекта | Проблемный поиск | -Ребята. Давайте попробуем реализовать наш план . | Один ученик решает на доске, остальные в тетрадях. Участвуют в решении. Ответ: 2 | Познавательные: Извлечение из текстов математической информации; Умение решать примеры по выбранному правилу; Применение предметных знаний, выбор способов решения задач. Регулятивные: Умение анализировать, Целеполагание. Прогнозирование. Умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: Самооценка. | |
Физкультминутка. | | Отвели свой взгляд направо, Отвели свой взгляд налево, Оглядели потолок, Посмотрели все вперёд. Раз – согнуться – разогнуться, Два ─ согнуться – потянутся, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Пять и шесть тихо сесть. | Рисуй глазами треугольник Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец! | | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Подводящий диалог. | - Итак, ребята. Свойства сложения и вычитания , в том числе распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания изучались в 5 классе. - Для чего мы используем эти все свойства ? Какая от них польза? - Правильно. Они позволяют упрощать вычисления. И вы в этом сейчас убедитесь. Пример 1. Найдите значение выражения. Пример 2. Найдите значение произведения - Ребята ,вам с предыдущих уроков знакомо правило умножения смешанного числа на натуральное число. Какое это правило? -Теперь , можете сформулировать новое правило , исходя из применения распределительного свойства? Пример 3. Найдите значение выражения. | Работают письменно, отвечают на вопросы учителя. - Свойства сложения и вычитания, в том числе распределительное свойство помогают облегчить вычисления. - Чтобы умножить смешанное число на натуральное число, нужно превратить смешанную дробь в неправильную дробь, затем число умножить на числитель, знаменатель оставить без изменения. Правило: Чтобы умножить смешанное число на натурально число, нужно : 1)Умножить целую часть на натуральное число; 2) умножить дробную часть на это натуральное число. 3) сложить полученные результаты. | Познавательные: Извлечение из текстов математической информации; Умение решать примеры по выбранному правилу; Применение предметных знаний, выбор способов решения задач. Регулятивные: Умение анализировать, Целеполагание. Прогнозирование. Умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Работать в паре. Личностные: Самооценка. | |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | Игра « Поле чудес» (самостоятельная работа с эталоном ответов) | Самостоятельная работа. 4 варианта по 3 задания, 2 варианта по 2 задания ( облегченные задания, для более слабых учащихся). У каждого на столе таблица для заполнения. Правило: Каждому примеру сопоставляется буква. В таблице написаны числа- ответы. Заполнив таблицу нужными буквами, узнаете пословицу, о которой было сказано в начале урока. Вопрос «О чем гласит народная мудрость?» | Решают самостоятельно. Заполняют таблицу своими буквами. Задания в приложении. | 1)Познавательные УУД : формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов); 2)Регулятивные УУД : формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты; 3)коммуникативныеУУД (формирование умений работать совместно с другими детьми в группе, и сверять полученные результаты с образцом. | |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | | Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании (2 мин.) Ребята, наш урок подходит к концу. На следующем уроке продолжим изучение применения распределительного свойства умножения при решении задач и упрощении выражений . Какую цель вы ставили перед собой в начале урока? – Вы достигли цели? - Какие знания вам помогли достичь поставленной цели? – Расскажите как можно умножить смешанное число на натуральное? -Оцените свою работу на уроке (лист самоконтроля). Откройте дневники, запишите задание на дом. Читать п.15, стр.98, решить № 572, 573 | Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность. -научиться применять распределительное свойство умножения - Да, мы теперь знаем, как применять распределительное свойство умножения -знание правил умножение дроби на натуральное число, умножение дробей, умножение смешанных чисел, сокращение дробей | Познавательные: Рефлексия Регулятивные: Оценка своей деятельности и деятельности других людей Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: Самооценка на основе критерия успешности. | |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | | Ребята ,ответьте на вопросы в анкете. | Анкета: 1)На уроке я работал(а) активно/пассивно 2)Своей работой на уроке я доволен(ьна)/недоволен(ьна) 3) Урок для меня показался коротким/длинным 4) За урок я устал(а)/не устал(а) 5) Моё настроение не изменилось/стало лучше/стало хуже 6)Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен 7)Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным интересным/не интересным 8)Я ставлю себе отметку 5/4/3/2 | Познавательные: Рефлексия Регулятивные: Оценка своей деятельности и деятельности других людей Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: Самооценка на основе критерия успешности | |