Применение технологий «Активные методы обучения»
на разных этапах урока
• Инициация (начало урока, знакомство).
Метод ≪Галерея портретов≫.
Цель: Нарисовать портреты участников. Постараться отразить в рисунках черты характера. Этот метод хорошо использовать, если участники уже знакомы друг с другом.
Группы: все участники
Время: 15-20 мин.
Проведение: Участники подписывают лист бумаги и рисуют на нем свои глаза. Затем они начинают перемещаться по кругу под музыку. При этом каждый участник дорисовывает по одной детали лица на портрете своего соседа. Таким образом, каждый рисует портрет каждого. По окончанию работы все портреты вывешиваются на стену. Каждый участник комментирует свой портрет (какую черту характера он отражает, что нравится /не нравится).
• Вхождение или погружение в тему. АМО способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления.
Метод ≪Мозаика≫. На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока.
• Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока).
Метод ≪Дерево у автобусной остановки≫. Заранее схематично нарисовать на доске дерево; приготовить желтые и зеленые листочки с двухсторонним скотчем на обратной стороне. Пока ≪автобус≫ едет до магазина, каждый ученик получает два листочка: зеленый и желтый. На зеленом дети пишут, чего они ждут от урока, а на желтом – чего опасаются. Готовые листочки учащиеся сохраняют у себя до конца занятия. Когда нужно будет ≪возвращаться домой из магазина≫ (в конце урока), ребята наклеят свои листочки на дерево у ≪автобусной остановки≫: зеленые – со сбывшимися ожиданиями или желтые – со сбывшимися опасениями. Если на дереве окажется больше зеленых листьев, то цели урока достигнуты. Если дерево ≪пожелтеет≫, значит, были допущены ошибки в проведении урока.
• Интерактивная лекция (передача и объяснение информации).
Метод «Спайдерграмма≫ призван помочь учащимся систематизировать свои знания по теме. На доске или плакате учитель рисует круг в центре, которого пишется главное слово. От данного слова отходят стрелки с такими же кругами, в которых пишутся слова, связанные с данной темой. Учащиеся диктуют слова сами. Данный метод помогает вспомнить и систематизировать изученный учениками материал, и подготовить учащихся к дальнейшей проработке темы.
• Проработка содержания темы (групповая работа учащихся).
Отличительная черта данного этапа - построение эффективной командной работы. Грамотное распределение участников по группам способствует созданию позитивного эмоционального фона урока, поддержанию высокой познавательной активности учащихся, реализации дифференцированного подхода, формированию навыков работы в команде, выявлению лидерских качеств обучающихся.
Метод ≪Автобусная остановка≫. Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу в течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в. течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей.
Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
• Подведение итогов (рефлексия, оценка урока). Завершение раздела урока рефлексией, осмысление хода и результатов всего занятия закрепляет усвоение нового материала.
Весьма логично вернуться в начало урока, на этап формирования ожиданий и опасений и подвести итог, т.е. выявить, осуществились ли ожидания, оправдались ли опасения учащихся на уроке.
Метод ≪Ресторан≫. Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточках и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Данный метод несколько необычный и первое впечатление от него может быть негативным. Но в нем есть "изюминка": автор обращается к центрам удовольствия (еда), связывая это с уроком. Этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
• Эмоциональная разрядка.
Метод ≪Сам себе режиссер≫ способствует снятию напряжения после интеллектуальной работы, привитию навыков здорового образа жизни.
Участники разбиваются на мини-группы по желанию. Модератор предлагает вспомнить какое-либо стихотворение или рифмовку, придумать движения, затем продекламировать стихотворение с движениями.
Вариант: смотрят мультфильм и выполняют упражнение вместе с героями