Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новонукутская средняя общеобразовательная школа
Применение технологии развития критического мышления как средства активизации познавательного интереса учащихся на уроках музыки
Подготовила:
Шедикова Анна Ивановна
Учитель музыки
п. Новонукутский
ноябрь, 2024
Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем современной школы – воспитание творческой личности. Научить детей слушать музыку, чувствовать её, получать от этого удовольствие, откликаться на неё – главная задача урока музыки. Решать эту непростую задачу помогают приёмы технологии критического мышления.
Формирование критического мышления приобретают на сегодняшний день особую актуальность. В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Льва Семёновича Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора...». Согласно мысли Л.С. Выготского: обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребёнка. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования действительности.
Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание. Критическое мышление характеризуется конструктивностью, гибкостью, открытостью, умением планировать и анализировать собственную деятельность.
Технология имеет три стадии:
1.Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету
2.Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
3.Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
В своей работе на уроках музыки я применяю следующие техники и приёмы технологии критического мышления: "кластер", "ключевые термины", "логические цепочки", " музыкальный диктант", " верные - неверные утверждения", "дискуссии", "мозговая атака".
Хочу поделиться своим опытом включения этих техник на уроках музыки в 5-8 классах.
«Составление кластера»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему.
1. Посередине чистого листа ученики пишут ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг записывают слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. В своей работе применяю кластер как проверочную работу или закрепление материала.
В 5 классе дети составляли кластер по теме "Опера", записав знакомые им жанры (песня, ария, речитатив, дуэт, квартет, хор), далее назвали имена героев, исполнявших эти жанры. Затем появилось предложение указать тех, благодаря кому рождается опера (композиторов, авторов, исполнителей), а затем вспомнить и записать их фамилии.
В 7 классе на уроке по теме "Музыкальная драматургия " ученики составляют кластер "Моцарт". Были найдены очень интересные слова, понятия, описывающие личность гениального композитора, названы произведения разнообразных жанров.
«Логические цепочки»
Ученики совершают логический переход от одного понятия к другому в 3-4 слова.
Тема «Что значит современность в музыке». Нужно составить несколько «логических цепочек», чтобы перейти от слова «современность» к слову «музыка». ( современность — жизнь; жизнь — красота; красота — музыка.)
В 5 классе задание: перейти от слова "Композитор" к слову "Пушкин". (Композитор - музыка, музыка-опера, опера-сказка, сказка-Пушкин).
Задание можно выполнять устно или письменно.
«Мозговая атака»
Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».
1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме.
2 этап. Обмен информацией.
Рекомендации:
– лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;
– при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
– оперативная запись высказанных предположений.
Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.
"Верные и неверные утверждения"
Ответы на вопросы учителя учащиеся записывают в тетрадях.
При изучении темы " Как музыка в опере помогает почувствовать характер литературных героев?" в 5 классе задаю ученикам вопросы:
- Ария - музыкальное произведение для хора.
- Ансамбли-дуэт, трио, квартет.
- В квартете обычно принимают участие два солиста.
- Речитатив - вокальная речь.
- Вся вокальная музыка в опере написана в стихотворной форме.
- Ария может быть в опере музыкальной характеристикой героя.
«Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы» Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Согласны ли вы… Верно… | «Толстые вопросы» Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными… Что еще можно использовать вместо данного объекта? |
«Ключевые термины»
Учитель выбирает 3- 5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску.
Вариант 1. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов.
Вариант 2. Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
Мои шестиклассники из предложенных слов " сюита, Бах, танец" придумали несколько вариантов предложений. Например: И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев.
Пятиклассники, получив ключевые слова "опера, певцы, оркестр, композитор, оперный театр, сцена, декорации" придумывали рассказ из нескольких предложений.
Ученики могут предложить свой вариант из трех слов по изученной теме. Этот метод применяется индивидуально и в паре, когда нужно оценить своего одноклассника, т.е. осуществить взаимоконтроль и взаимооценивание.
"Образные эстафеты".
Для обогащения словарного запаса и развития воображения предлагаю классу поочередно (как будто передавая эстафетную палочку следующему) подбирать синонимы для раскрытия звучащего образа.
Веселая - радостная, счастливая, бодрая, резвая, смешная, игривая, скачущая, солнечная, задорная, озорная, шутливая, бойкая.
Грустная - печальная, невеселая, жалобная, задумчивая, скорбная, хмурая, обиженная, просящая.
Нежная - ласковая, плавная, осторожная, задушевная, мечтательная, светлая, прозрачная, спокойная, добрая, приветливая, неторопливая, мягкая, плавная, напевная, протяжная.
Сильная - четкая, решительная, торжественная, праздничная, бодрая, важная, гордая, победная, мужественная, бесстрашная, отважная, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая, уверенная, храбрая, смелая.
Страшная - злая, грубая, настороженная, опасливая, пугливая, сердитая, недовольная, темная.
Взволнованная - тревожная, беспокойная, таинственная, сказочная, торопливая, стремительная, волшебная.
Отрывистая - легкая, острая, шутливая, колючая.
Данный опыт работы позволяет сделать вывод, что использование приёмов и методов критического мышления на уроках музыки делают уроки интереснее и продуктивнее:
способствует активизации мышления;
способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
заставляет учеников задумываться.
у учащихся значительно повышается мотивация к обучению, сложный материал становиться доступным.
Применение разнообразных методов на уроке музыки даёт возможность сделать эти уроки нестандартными, непохожими друг на друга. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся. Очень хорошо помогают для развития критического мышления ЦОРы, ЭОРы - электронные образовательные ресурсы нового поколения. Важное достоинство ЭОРов состоит в том, что они обеспечивают личностно ориентированное обучение.
Технология развития критического мышления – эффективное средство формирования у учащихся навыков мыслительной деятельности: планирования, прогнозирования, умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Приёмы и методы этой технологии стимулируют умственную деятельность детей, развивают познавательный интерес к предмету, а также способствуют преодолению пассивности на уроках и усилению работоспособности учащихся.