Просмотр содержимого документа
«Примерное содержание музыкальной среды в каждой возрастной группе в соответствии с блоками развития детской музыкальной деятельности.»
Примерное содержание музыкальной среды в каждой возрастной группе в соответствии с блоками развития детской музыкальной деятельности
Группы раннего возраста
Основная задача музыкального воспитания – развивать эстетическое восприятие музыки, основы музыкальности, вызывая эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера.
Особенно интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку прежде всего при слушании музыки. Для решения этой задачи в группе раннего возраста создается фонотека с аудиозаписями музыкального репертуара, разучиваемого на музыкальных занятиях, а также инструментальными мелодиями, используемыми в режимные моменты. Это кассеты из серии Happy Baby («Кушай на здоровье», «Спи, малыш», «Резвые лошадки»), аудиозаписи классической, русской народной музыки. В этом же блоке восприятия музыки представлен дидактический материал для различения детьми музыкальных звуков, контрастных по высоте, тембру, динамике. Это всевозможные игрушки-шумелки: «Грибочки», «Музыкальные бочонки». Яркий музыкально-дидактический материал привлекает детей вновь и вновь выполнять задания.
Особой популярностью у детей пользуются музыкальные открытки. Ребенок, слушая музыку открытки, старается найти похожую по звучанию из серии предложенных музыкальных открыток. Это способствует развитию музыкального мышления детей, побуждает их анализировать, сравнивать и радоваться своим успехам.
Во втором блоке музыкального мини-центра находятся альбомы по моделированию содержания песни, где сюжет песни выстроен с помощью иллюстраций. Здесь же расположены музыкально-дидактические игры.
В блоке для музыкально-творческой деятельности детей подобраны шумящие игрушки, которые привлекают детей своим видом. Действуя с ними, малыши учатся различать их тембровое звучание. Здесь же – неозвученная клавиатура, балалайка, гармошки, на которых дети «музицируют». Составляющая этого блока – элементы ряжения: косыночки, кепочки, платочки, бусы, маски зверушек и т. д.
Младшая и средняя группы
Музыкальная среда для детей 3–5 лет должна способствовать более глубокому познанию музыки дошкольниками. В музыкальном центре находятся:
1) пособия, побуждающие к развитию восприятия музыки и музыкальных звуков:
магнитофон с дисками, на которых записан разучиваемый детский репертуар, любимые детские песни, колыбельные песни; различные инструментальные произведения, используемые воспитателем для проведения элементов музыкотерапии или во время игры;
детские музыкальные инструменты: треугольник, бубен, барабан, металлофон, колокольчики и т. п.;
музыкально-дидактические игры;
поделки, издающие разнообразные звуки: погремушки, кубики, ключики, варежки с пуговицами (деревянными, металлическими, пластмассовыми), коробочки, баночки с наполнителями (пшено, гречка, мелкие палочки, металлические пуговицы и т. п.);
2) пособия, побуждающие детей к исполнительской деятельности:
три кубика большого размера, сделанные из ватмана. На сторонах одного из них иллюстрации к содержанию разучиваемых песен, на другом отражено содержание игр, танцев, плясок, которые дети осваивают, на третьем – инструменты, на которых дети учатся играть (по мере необходимости педагоги мастерят новые кубики);
«Чудесный круг» с вертящейся стрелкой, в секторах которого представлено содержание знакомых детям песен;
атрибуты, побуждающие детей к исполнению знакомых игр и плясок;
двухэтажный домик (для младшей группы): на нижнем этаже которого живут большие звери, у которых низкий голос, на втором этаже живут их детки, у которых высокий голосок;
детские музыкальные инструменты: треугольник, бубен, барабан, металлофон, колокольчики (младшая группа), металлофоны (средняя группа);
3) пособия, побуждающие детей к элементарной музыкально-творческой деятельности:
элементы ряженья: платочки, косынки, кепки, ленточки, маски зверей и т. п.;
различные детские музыкальные игрушки для импровизаций (младшая группа), металлофоны для инструментальной импровизации (средняя группа);
материалы к упражнениям по условно-образному (младшая группа) и условно-схематическому (средняя группа) моделированию последовательности куплетов песни, движений танца.
Группы для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный мини-центр в группе оформлен в виде модуля, створки которого могут раскрываться и закрываться. Модуль имеет дидактическую направленность содержания и оформления. В нем представлены:
1) блок пособий, побуждающих к развитию восприятия музыки:
магнитофон с дисками, на которых записан разучиваемый детский репертуар, любимые детские песни, колыбельные песни; различные инструментальные произведения, используемые воспитателем для проведения элементов музыкотерапии или в период игровой деятельности.
детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, бубны, бонги, маракасы, духовые, детские аккордеоны и т. п.;
карточки упражнений по моделированию последовательности куплетов песни, движений танца, вступления в оркестре различных музыкальных инструментов; «музыкальный конструктор»;
музыкально-дидактические игры;
различные деревянные поделки, издающие разнообразные звуки и приближающиеся к русским народным инструментам: барабанки, колотушки, свирели и т. п.
2) блок пособий, побуждающий детей к исполнительской деятельности:
кубики, выполненные из листа ватмана, на сторонах одних из которых нарисованы иллюстрации по содержанию разучиваемых детьми песен, на других – иллюстрации к осваиваемым детьми играм, танцам, на третьих – инструменты, на которых дети учатся играть;
детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, бубны, бонги, маракасы, духовые, детские аккордеоны и т. п.;
дидактические пособия: нотный стан с нотами на липучках; «передвижка» из натянутых вертикальных лесок с пуговицами – большими вверху, маленькими внизу, «музыкальный конструктор» (автор Э.П. Костина), состоящий из 7 кубиков (прямоугольников) разной высоты и толщины, соответствующих 7 ступеням «музыкальной лесенки», на кубиках наклеены «ручные знаки»;
3) блок пособий, побуждающих детей к музыкально-творческой деятельности:
неозвученные балалайка, гармошка и клавиатура с нотами;
элементы ряженья: платочки, косынки, кепки, ленточки, маски и т. п., побуждающие к игровым и танцевальным импровизациям;
различные детские музыкальные игрушки-инструменты для инструментальной импровизации;
музыкально-творческие игры: «Сочини и спой песенку по картинкам», «Песенное лото», домино «Придумай песню» и т. п.; «Сложи и спой (или передай образ в движении под музыку) песенку знакомого персонажа сказки»; «музыкальное лото» (после завершения игры каждый играющий импровизирует на металлофоне, а другие должны отгадать, о ком или о чем он играет; игра на пластическую импровизацию под музыку: по последовательности карточек игры ребенок под музыку выразительно передает движениями ход действий героя (например, рыбак ловит рыбу), а остальные дети должны отгадать, и т. п.;
упражнения по условно-образному и условно-схематическому моделированию последовательности куплетов песни, движений танца, вступления в оркестре различных музыкальных инструментов;
музыкальный конструктор.
Блоки компонентов музыкальной среды мы пытались выстроить в соответствии с логикой развития детской музыкальной деятельности: восприятие – воспроизведение – творчество.