Сказка «Царевна – лягушка»
1 группа
1) Представить в рисунке, опорной схеме понятие «сказка». Почему люди создали сказки? Помощь учебника на стр. 28-29
2) Сказка «Царевна-лягушка». Каковы взаимоотношения в семье героев? Проследите по сказке на стр. 31-32.
2 группа
1) Назовите виды сказок. Каковы особенности сказок. Помощь учебника на стр. 30-31
2) Сказка «Царевна-лягушка». Сравните Царевну-лягушку и невесток. В чем их отличие?
3 группа
Нарисуйте карту маршрута путешествия Ивана-царевича. Что помогло Ивану-царевичу спасти Василису Премудрую?
\
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», 5 класс
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
1. Прочитайте страницы учебника 157 -160 о Н.В. Гоголе. Подготовьте ответ на вопрос: «Как переживал Н.В. Гоголь расставание с родными?»
2. Перечитайте страницы повести Н.В.Гоголя и выпишите цитаты, раскрывающие характер героя. Дайте характеристику героя, используя цитаты из повести Н.В Гоголя «Ночь перед Рождеством».
1 группа 2009 г. стр. 163 – 172, 184-186 Оксана
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
1. Прочитайте страницы учебника 157 -160 о Н.В. Гоголе. Подготовьте ответ на вопрос: «Как переживал Н.В. Гоголь расставание с родными?»
2. Перечитайте страницы повести Н.В.Гоголя и выпишите цитаты, раскрывающие характер героя. Дайте характеристику героя, используя цитаты из повести Н.В Гоголя «Ночь перед Рождеством».
2 группа 2009 г. стр. 163 – 172, 184 – 192 Кузнец Вакула
С. Тургенев Рассказ «Му-му». 1 группа
Составьте таблицу, выписывая цитаты из текста, сравните героев.
Эпизод со слов «Из числа всей челяди..» до слов «Дело было к вечеру..» (стр.221 -234)
Итог работы группы.
Герасим | Капитон |
Самое замечательное лицо, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья | Башмачник Капитон Климов, пьяница горький |
В деревне «считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком» | Почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным |
Одаренный необычайной силой, он работал за четверых- дело спорилось в его руках | «Пил уже именно с горя» |
Славный он был мужик,… отчужденный несчастьем от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле | Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только что отыскали где-то на улице |
Скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык | Легкомысленный башмачник |
Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок | Истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги |
Сам смахивал на гусака | Хлеб даром ешь Забубенный человек Мочальная душа(Гаврила Андреевич о Капитоне) |
Барыня жаловала как верного и сильного сторожа Герасим порядком ее побаивался | Капитон окончательно спился с кругу Человек решительно никуда не годный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню |
И. С. Тургенев Рассказ «Му-му». 2 группа
Составьте таблицу, выписывая цитаты из текста, сравните героев. 1 абзац рассказа. Эпизод со слов «Старая барыня..» до слов «»Знаю, брат, все знаю..»
Итог работы группы.
Барыня | Татьяна |
Вдова, окруженная многочисленной дворней. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж | Как искусной и ученой прачке, поручалось одно только тонкое белье |
Выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости | Была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая белокурая, белокурая , с родинками на левой щеке |
День ее нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи | С ранней молодости ее держали в черном теле |
Барыню так заняла мысль о Капитоновой свадьбе | Работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое |
Барыне что-то нездоровилось; она недолго занималась делами | Родни у нее все равно что не было |
Была в духе, смеялась и шутила В доме не очень-то любили, когда на барыню находил веселый час | Когда-то слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила |
Через полчаса в доме уже царствовала глубокая тишина, и старая барыня сидела на своем диване мрачнее грозовой тучи | Нрава она была смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно Никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни Бедная девка (автор) «Безответная ты душа» Смиренница (Гаврила о Т) |
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», 5 класс
1 группа
Перечитайте фрагмент текста от слов «Служил на Кавказе офицером один барин..» до слов «…Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». Выпишите слова, которые раскрывают образ Жилина.
2 группа
Перечитайте фрагмент текста от слов «Служил на Кавказе офицером один барин..» до слов «…Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». Выпишите слова, которые раскрывают образ Костылина.
1 группа
В плену (3 глава)
1) Перечитайте фрагмент текста от слов «Жил так Жилин с товарищем целый месяц..» до слов «…а которые все, как на зверя, косятся». Выпишите слова, которые показывают поведение Жилина и Костылина в плену.
2) Художественная деталь занимает большое место в произведениях Л.Н.Толстого. Очень важные качества личности часто передаются автором через детали. Внимательно прочитайте 5 главу рассказа. Какие детали характеризуют личность Жилина?
2 группа
В плену (4 глава)
1) Перечитайте фрагмент текста от слов «Прожил так Жилин месяц..» до слов «…а Жилину и уходить не хочется». Выпишите слова, которые показывают поведение Жилина в плену.
Урок литературы в 5 классе
Тема урока: Золотая пора детства…
Цель урока:
Восприятие учащимися рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче» через постижение авторского отношения к героям, понимание ценности счастья, радости, надежды в жизни человека.
Задачи урока:
- Формировать навык исследовательской работы с текстом, умение выделять главное, умение видеть выразительные средства языка и объяснять их значение для раскрытия образа героя, понимать роль композиции в тексте.
- Развивать логическое мышление, речь учащихся, умения работать в группе.
- Воспитывать чувство ответственности, уверенности в себе.
Оборудование: портрет писателя Л.Н.Андреева, раздаточный материал
План урока.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Целеполагание. Постановка главной проблемы.
Лабораторная работа. Исследование текста
Художественный пересказ
Выразительное чтение отрывка из произведения.
Творческая работа. Обобщение.
Рефлексия учебной деятельности.
Домашнее задание
Ход урока.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Золотая пора детства?!
- Как вы понимаете эти слова?
Золотая – прекрасная, чудесная, волшебная, счастливая, радостная
- Почему детство называют «золотой порой»?
Жан-Жак Руссо, французский писатель и философ, считал детство той порой, «когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир». Виктор Гюго, французский писатель, писал: «Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей – радость и счастье».
- Напишите на листах слова, которые у вас соотносятся со словом «детство».
Листы со словами по краям доски: мир, счастье, радость, солнце, мама, любовь, нежность, добро и др.
2. Целеполагание. Постановка главной проблемы.
Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева. Рассказ «Петька на даче»
- Какова же цель нашего урока?
В начале урока вы высказали свой взгляд на детство, сегодня мы посмотрим на детство глазами писателя, вчитываясь в строки рассказа «Петька на даче».
- Можно ли сказать, что у главного героя рассказа счастливое детство?
3. Лабораторная работа. Исследование текста
Работа в группах
В парикмахерской. стр. 25 (2009)
Перечитайте фрагмент текста от слов «Осип Абрамович, парикмахер..» до слов «…снимала мыльную пену и жесткую щетину бороды». Выпишите слова, которые показывают условия жизни Петьки.
Парикмахерская – наказания, угрозы, грозный взгляд
На улице. Стр 26-27 (2009)
Перечитайте фрагмент текста от слов «Иногда они садились на окно..» до слов «…попадались совсем старые и молоденькие, почти дети». Выпишите слова, которые показывают условия жизни Петьки
На улице – мужчины и женщины, грязно и странно одетые; лица равнодушные, злые или распущенные, на них печать крайнего утомления пренебрежения к окружающему»
Мальчика окружают равнодушные, озлобленные люди, среди них нет таких людей, кто бы понял его, пожалел, приласкал. Петьке одиноко живется, тяжело, у него всегда мрачное настроение.
Невыносимой была жизнь Петьки. «Но пока ему хотелось бы куда–нибудь в другое место… Очень хотелось бы».
Сравним состояние Петьки в городе и на даче.
1 группа стр.27-29 (2009)
Перечитайте фрагмент текста от слов «Петькины дни тянулись..» до слов «…с горем думала, что у нее один сын – и тот дурачок».
Найдите слова, описывающие состояние Петьки во время работы в парикмахерской.
Дни тянулись, весь Божий день над Петькой висел отрывистый крик, праздников не было; маленькая, худая фигурка, сгорбившаяся в углу; длинный неприятный сон; посетители с брезгливостью смотрели на него; тоненькие морщинки делали его похожим на состарившегося карлика
2 группа стр.29-30
Перечитайте фрагмент текста от слов «Вокзал с его разноголосою сутолокою..» до слов «…разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим». Найдите слова, передающие состояние Петьки во время пути на дачу.
Чувство возбужденности и нетерпения, голова вертелась, как на металлическом стержне; незнакомые пассажиры, отвечающие ему улыбками; как будто по этому лицу кто-нибудь провел утюгом, как разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим
4. Художественный пересказ
Расскажите о жизни Петьки на даче. (стр.30-32)
Назовите выразительные средства языка, помогающие понять отношение автора к изображаемому
Небо звало, как мать; улыбался, как старик; похож на щенка, впервые попавшего в воду;, синий, как мертвец; Надежда, как медный самовар;
5. Выразительное чтение отрывка из произведения
Счастливая, беззаботная жизнь на даче закончилась. Перечитаем эти строки, передадим чувства героев.
Стр.32 – 34 Автор, барин, мать, Петька, барыня
Со слов «В исходе недели барин привез из города письмо…» до слов «…но есть люди, которым живется и хуже».
Творческая работа. Обобщение
- Как объясните поведение Петьки во время этого разговора?
Дополнительно:
Согласны ли вы, что
1 группа: что Осип Абрамович добрый?
2 группа: что «детское горе непродолжительно»?
При чтении рассказа мы видим Петьку в городе, затем - на даче
Город
Петька вновь возвращается в город. Такая композиция называется кольцевой. Она образует замкнутый круг, внутри которого сосредоточенно жизненное пространство мальчика. Композиция помогает понять идею произведения.
- Изменился ли Петя после возвращения с дачи?
«По ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал» «неровное дыхание детских грудей»
Петька изменился, он оживился, у него появилась надежда на лучшую жизнь, в сердце заронилась мечта.
Задание группам
- Каково будет будущее у нашего героя? Нарисуйте, каким вы его видите.
Известно, что прототип (личность, черты которой легли в основу литературного образа) Петьки все-таки выбился в люди, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже.
- Что хотел сказать автор своим рассказом? Какова основная мысль рассказа?
Л.Н.Андреев уверен, что у детей должно быть счастливое детство.
Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. (Н.Г.Чернышевский)
Рефлексия учебной деятельности
Оцените в группе работу на уроке каждого из группы. Постарайтесь прокомментировать поставленную оценку.
Домашнее задание
Стр.20-36
Петька и Николка
Выпишите слова, называющие мать Петьки. Каковы отношения между матерью и сыном?
Перечитайте страницы биографии писателя, постарайтесь понять причины обращения Андреева к теме детства.
Урок литературы. 5 класс
Тема урока: Мир глазами ребенка. Чувство страха…
Цель урока:
Восприятие учащимися рассказа А.П.Платонова «Никита» через авторское отношение к героям, размышление о проблемах общения ребенка с окружающим миром, о защищенности ребенка, его вере в лучшее.
Задачи урока:
- Формировать навык исследовательской работы с текстом, умение выделять главное, умение видеть выразительные средства языка и объяснять их значение для раскрытия образа героя. На примере героя рассказа А.П.Платонова учить детей бороться с чувством страха.
- Развивать логическое мышление, речь учащихся, умения работать в группе.
- Воспитывать любовь к окружающим людям, чувство уверенности в себе.
Оборудование: портрет писателя А.П.Платонова, презентация, раздаточный материал
План урока.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Целеполагание. Постановка главной проблемы.
Лабораторная работа. Исследование текста
Выразительное чтение отрывка из произведения.
Обобщение.
Презентация слайдов, посвященных А.П.Платонову.
Рефлексия учебной деятельности.
Домашнее задание
Ход урока.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Мир глазами ребенка. (в начале урока написаны только эти слова)
- Каким видит мир ребенок?
Вокруг родные люди, любящие его. Мир прекрасен, удивителен. Ребенка ждет много открытий.
Учащиеся называют и чувство страха, называют ситуации, во время которых испытывают страх
Чувство страха
2. Целеполагание. Постановка главной проблемы.
Портрет писателя Андрея Платоновича Платонова. Рассказ «Никита»
- Какова же цель нашего урока?
В начале урока вы высказали свое мнение о взаимоотношении ребенка с окружающим миром, сегодня мы узнаем о мнении писателя на эту тему. Вчитываясь в строки рассказа «Никита», постараемся открыть секреты победы над страхом.
Рассказ написан в 1945 году, в год окончания войны. Андрей Платонович прошел войну военным корреспондентом «Красная звезда» в чине капитана. Вместе с солдатами Платонов не раз оказывался на самых горячих участках фронта. Из письма к жене: «Пишу о войне, а душа покоя просит…»
- Что вы узнали о Никите в рассказе? Какие заботы ложились на плечи мальчика «пяти лет от роду»? Какие страхи преследовали главного героя рассказа?
3. Лабораторная работа. Исследование текста
Работа в группах
Окружающий мальчика близкий мир (мир, замкнутый территорией дома, сарая, бани, огорода) оживляется, одухотворяется Никитой. Докажите это, заполнив таблицу по данному образцу. Стр. учебника 71-73
Предмет, явление, образ | Текст |
Солнце | Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце. |
Колодец | |
Стена сарая | |
Старый пень | |
Банька | |
Окружающий мальчика близкий мир (мир, замкнутый территорией дома, сарая, бани, огорода) оживляется, одухотворяется Никитой. Докажите это, заполнив таблицу по данному образцу.
Стр. учебника 73 - 74
Предмет, явление, образ | Текст |
Солнце | Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце. |
Чужой петух | |
Цветок | |
Колья из плетня | |
Лопухи | |
Земля | |
Результаты выполненной работы.
Предмет, явление, образ | Текст |
Солнце | Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце. |
Колодец | Там живут на дне маленькие водяные люди. Он знал, какие они были, он их видел во сне… Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. |
Стена сарая | Под плетневую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. Может быть, змеи? Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет. |
Старый пень | Это голова человека. У пня были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался Никите. |
Банька | Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала! – в страхе подумал Никита о дедушкиной бане. –Ишь, живет себе, вон у ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. |
Чужой петух | Он был похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке, когда хотел переплыть ее в половодье… Пастух не захотел быть мертвым и стал петухом |
Цветок | В круглом его личике являлось человеческое выражение, и вот уже стали видны маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием. |
Колья из плетня | Колья из плетня смотрели на Никиту, как лица многих известных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно что-то думало о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой. |
Лопухи | Лопухи сейчас угрюмо покачивали большими головами и не любили его. |
Земля | Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца. |
Как Никита борется со страхом? Расскажите и приведите примеры из текста.
Зовет мать («Пускай тебе половину трудодня запишут»), зовет дедушку, бежит к матери в поле.
- Докажите примерами из текста то, что Никита заботится о матери
Змеи «выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет». Никита хлеб положил у каждой норы, чтобы змеи не принесли вред матери.
4. Выразительное чтение отрывка из произведения
Одним из центральных мотивов рассказа является мысль об отце, ушедшем на войну. Его ждут дома мать и Никита.
Возвращение отца. Обратите внимание на состояние Никиты. Стр.75-77
Автор, отец, Никита, мать
5. Обобщение
- Что изменилось в жизни Никиты с возвращением отца с фронта?
Меняется характер отношения мальчика к предметам.
Колья в плетне – толстые палки
Дедушкина баня – сопревший домик
Пень – сухой прах
Гвоздь – добрый человечек
- Какие тайны жизни отец помог открыть сыну?
Злые – непрочные
«Этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый»
«Давай все трудом работать, и все живые будут»
6. Презентация слайдов, посвященных А.П.Платонову
Посмотрите презентацию о жизни и творчестве А.П.Платонова и постарайтесь понять, почему автор написал этот рассказ?
Одна из проблем рассказа – война и дети. Никита дождался отца, но многие так и выросли без отца. И таких было очень много. Рядом с нами в селе живет Бянкина Валентина Демьяновна, которая хранит письмо от отца, написанное в 42 году, но отца она не помнит. (По материалам школьного музея)
7. Рефлексия учебной деятельности
- Что помогло Никите побороть страх?
Возвращение матери с поля, отца с войны сделало Никиту сильным. Пугающие образы исчезли, превратились в прах. Родные люди сделали Никиту сильным, защищенным. Никита понимает цену труду. «Отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век».
- Назовите пословицы, соответствующие теме урока.
У страха глаза велики.
У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.
Глаза страшат, а руки делают.
Укрепится человек – крепче камня, а ослабнет – слабее воды.
- Какие секреты жизни помог вам открыть писатель Андрей Платонович Платонов?
Оцените свою работу на уроке. В течение урока учащиеся заполняют лист самооценки, обозначая свои ответы на уроке.
8. Д. з. на выбор
1)Подготовить рассказ о детях войны
2) Нарисовать иллюстрацию к рассказу А.П.Платонова «Никита»