СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение конструкторов LEGO в образовательной деятельности ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

При внедрении технологии "Лего-конструирование" в образовательный процесс ДОУ происходит вовлечение детей в техническую и конструкторскую деятельность. В данном проекте реализуется творческий подход ребенка к продукту своей деятельности, что способствует развитию личности ребенка и повышению уровня его способностей к самовыражению средствами конструирования.

Просмотр содержимого документа
«Применение конструкторов LEGO в образовательной деятельности ДОУ»

«Применение конструкторов LEGO в образовательной деятельности ДОУ»


Игры со строительным материалом являются одним из любимых игр детей всех возрастов дошкольного детства. Как часто бывает в дошкольном возрасте, стройка может занимать длительное время, быть самой целью деятельности, как у детей младшего дошкольного возраста, так и старшего.

Такой интерес к конструированию у детей объясняется тем, что ни один вид детской изобразительной деятельности не дает такой четкости образа, как стройка. В отличие от видов изобразительной деятельности, изображение предмета достигается с меньшими трудностями. Детали строительных конструкторов – это, как правило, правильные геометрические тела с математически точными размерами сторон, и именно это дает ребенку возможность с наименьшими усилиями получить конструкцию предмета, без особого труда передавать пропорциональность его частей, симметричное их расположение. С помощью разнообразных, ярких и красочных деталей конструкторов у детей рано появляются стремления сделать свои постройки внешне привлекательными, красивыми.

Также, следует отметить, что этот вид деятельности помогает детям в развитии коммуникативных навыков, так как в детском саду ребята играют со строительным материалом, как правило, группами. Их деятельность направлена на достижение общей цели, что способствует развитию навыков совместного творчества, обогащению опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми. При этом педагог видит, как выстраиваются взаимоотношения детей во время такой деятельности, и при необходимости производить корректировку поведения воспитанников.

Все эти задачи решаются при применении следующих видов конструирования:

  • конструирование с показом всех приемов конструирования и пояснением всех действий («Делай, как я»);

  • конструирование по представлению (на тему, заданную воспитателем), но с предложенными условиями;

  • конструирование по чертежам, схемам, изображениям, фотографиям;

  • конструирование по замыслу, когда ребенок без каких-либо внешних ограничений создает в воображении образ будущей конструкции и воплощает ее в деталях конструктора, которые имеются в его распоряжении.

Для работы с LEGO-конструктором мной был разработан проект «Lego-конструирование», который составлен с учетом ФГОС ДО, образовательных потребностей и запросов дошкольников, а также учитывает концептуальные положения используемой в ДОУ программы «От рождения до школы».

Проект «Лего-конструирование» разработан в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

  • санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПиН» 2.4.3049-13).

При внедрении технологии «Лего-конструирование» в образовательный процесс ДОУ, происходит вовлечение детей в техническую и конструкторскую деятельность. В проекте реализуется творческий подход ребенка к продукту своей деятельности, что способствует развитию личности ребенка и повышению уровня его способностей к самовыражению средствами конструирования.

Особенностью данного проекта является возможность развития темы занятия в соответствии с основными целевыми ориентирами развития ребенка во всех образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», установленными ФГОС для возрастных категорий дошкольников с 3 до 7 лет.

Цель проекта: создание условий для развития личности дошкольников средствами Lego-конструирования.

Задачи проекта:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • создание условий для установления положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к деятельности в рамках занятия;

  • развитие стремления к совместным играм, к взаимодействию в практической деятельности;

  • обогащение опыта сотрудничества, взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми;

  • воспитание любви к своей семье, детскому саду, родному городу, стране через тематическое конструирование;

  • развитие гуманистической направленности поведения: эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать неудачам другого человека и учитывать это в своем поведении;

  • формирование положительной самооценки и уверенности в себе через создание ситуации успеха на занятиях.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • развитие сенсорной культуры (различение цветов, использование способов обследования с помощью различных анализаторов, использование сенсорных эталонов для описания свойств предметов);

  • развитие логического мышления и творческих способностей детей;

  • освоение представлений об объектах живой и неживой природы и формирование целостной картины мира;

  • освоение связей и соотношений (больше-меньше по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже));

  • овладение умением ориентироваться в пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева);

  • формирование умения сравнивать, группировать предметы по нескольким признакам сходства и различия;

  • знакомство с цифрами, буквами, арифметическими знаками и действиями и освоение простейших операций над ними.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • освоение и использование в речи названий предметов, названий некоторых живых существ и их детенышей, а также слов, обозначающих части предметов и некоторые видовые обобщения;

  • развитие связной диалогической и монологической речи, формирование умений самостоятельно сочинять различные рассказы;

  • освоение умений коллективного речевого взаимодействия, развитие способности внимательно выслушивать рассказы сверстников, доброжелательно помогать им в случае возникновения речевых и логических ошибок и затруднений;

  • обогащение активного словаря дошкольников, в том числе технической лексикой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • формирование ценностно-смыслового восприятия мира природы через создание моделей животных;

  • развитие детского творчества использованием различных техник изобразительной деятельности при развитии темы занятия (рисование, аппликация, художественный труд).

Образовательная область «Физическое развитие»

развитие крупной и мелкой моторики.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно-ориентированный подход (через обращение к опыту ребенка);

  • принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей обучающихся);

  • принципы систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения.

Содержание проекта и режим занятий строится с учетом психологических особенностей детей с 3 до 7 лет, и возрастной периодизации развития детей данной возрастной группы.

Конструкторы LEGO в настоящее время получили самое широкое распространение. Это строительный материал, хорошо знакомый детям, что облегчает воспитателю вовлечение детей в учебную деятельность и, собственно, сам образовательный процесс. Использование этих конструкторов позволяет параллельно решать большой спектр учебных задач:

  • изучение и запоминание названий геометрических тел и основных деталей конструктора: куб, кубик, цилиндр, половина цилиндра, призма, пирамида, брусок, пластина прямоугольная, пластина квадратная, пирамида, кирпич, конус, сфера, колесо, ось, плата, арка, полуарка и т.д.;

  • ориентирование в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, дальше, ближе;

  • ориентирование в размерах и величинах: большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий и т.д.;

  • формирование представления об архитектуре как искусстве создавать сооружения, представления о разных видах архитектуры, представления об особенностях архитектурных сооружений: пользе, прочности, красоте;

  • представления об обобщенном образе всех архитектурных сооружений: все сооружения имеют фундамент, стены, крышу, двери, окна, при этом каждое сооружение имеет свои индивидуальные особенности;

  • представления об архитектуре своего города, поселка;

  • представления о некоторых памятниках России и мировой архитектуры.

Поэтому проведение занятий по конструированию как в свободной, так и в организованной образовательной деятельности с использованием конструкторов LEGO является актуальным и полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям.