«Применение конструкторов LEGO в образовательной деятельности ДОУ»
Игры со строительным материалом являются одним из любимых игр детей всех возрастов дошкольного детства. Как часто бывает в дошкольном возрасте, стройка может занимать длительное время, быть самой целью деятельности, как у детей младшего дошкольного возраста, так и старшего.
Такой интерес к конструированию у детей объясняется тем, что ни один вид детской изобразительной деятельности не дает такой четкости образа, как стройка. В отличие от видов изобразительной деятельности, изображение предмета достигается с меньшими трудностями. Детали строительных конструкторов – это, как правило, правильные геометрические тела с математически точными размерами сторон, и именно это дает ребенку возможность с наименьшими усилиями получить конструкцию предмета, без особого труда передавать пропорциональность его частей, симметричное их расположение. С помощью разнообразных, ярких и красочных деталей конструкторов у детей рано появляются стремления сделать свои постройки внешне привлекательными, красивыми.
Также, следует отметить, что этот вид деятельности помогает детям в развитии коммуникативных навыков, так как в детском саду ребята играют со строительным материалом, как правило, группами. Их деятельность направлена на достижение общей цели, что способствует развитию навыков совместного творчества, обогащению опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми. При этом педагог видит, как выстраиваются взаимоотношения детей во время такой деятельности, и при необходимости производить корректировку поведения воспитанников.
Все эти задачи решаются при применении следующих видов конструирования:
конструирование с показом всех приемов конструирования и пояснением всех действий («Делай, как я»);
конструирование по представлению (на тему, заданную воспитателем), но с предложенными условиями;
конструирование по чертежам, схемам, изображениям, фотографиям;
конструирование по замыслу, когда ребенок без каких-либо внешних ограничений создает в воображении образ будущей конструкции и воплощает ее в деталях конструктора, которые имеются в его распоряжении.
Для работы с LEGO-конструктором мной был разработан проект «Lego-конструирование», который составлен с учетом ФГОС ДО, образовательных потребностей и запросов дошкольников, а также учитывает концептуальные положения используемой в ДОУ программы «От рождения до школы».
Проект «Лего-конструирование» разработан в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПиН» 2.4.3049-13).
При внедрении технологии «Лего-конструирование» в образовательный процесс ДОУ, происходит вовлечение детей в техническую и конструкторскую деятельность. В проекте реализуется творческий подход ребенка к продукту своей деятельности, что способствует развитию личности ребенка и повышению уровня его способностей к самовыражению средствами конструирования.
Особенностью данного проекта является возможность развития темы занятия в соответствии с основными целевыми ориентирами развития ребенка во всех образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», установленными ФГОС для возрастных категорий дошкольников с 3 до 7 лет.
Цель проекта: создание условий для развития личности дошкольников средствами Lego-конструирования.
Задачи проекта:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
создание условий для установления положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к деятельности в рамках занятия;
развитие стремления к совместным играм, к взаимодействию в практической деятельности;
обогащение опыта сотрудничества, взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми;
воспитание любви к своей семье, детскому саду, родному городу, стране через тематическое конструирование;
развитие гуманистической направленности поведения: эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать неудачам другого человека и учитывать это в своем поведении;
формирование положительной самооценки и уверенности в себе через создание ситуации успеха на занятиях.
Образовательная область «Познавательное развитие»
развитие сенсорной культуры (различение цветов, использование способов обследования с помощью различных анализаторов, использование сенсорных эталонов для описания свойств предметов);
развитие логического мышления и творческих способностей детей;
освоение представлений об объектах живой и неживой природы и формирование целостной картины мира;
освоение связей и соотношений (больше-меньше по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже));
овладение умением ориентироваться в пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева);
формирование умения сравнивать, группировать предметы по нескольким признакам сходства и различия;
знакомство с цифрами, буквами, арифметическими знаками и действиями и освоение простейших операций над ними.
Образовательная область «Речевое развитие»
освоение и использование в речи названий предметов, названий некоторых живых существ и их детенышей, а также слов, обозначающих части предметов и некоторые видовые обобщения;
развитие связной диалогической и монологической речи, формирование умений самостоятельно сочинять различные рассказы;
освоение умений коллективного речевого взаимодействия, развитие способности внимательно выслушивать рассказы сверстников, доброжелательно помогать им в случае возникновения речевых и логических ошибок и затруднений;
обогащение активного словаря дошкольников, в том числе технической лексикой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
формирование ценностно-смыслового восприятия мира природы через создание моделей животных;
развитие детского творчества использованием различных техник изобразительной деятельности при развитии темы занятия (рисование, аппликация, художественный труд).
Образовательная область «Физическое развитие»
развитие крупной и мелкой моторики.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно-ориентированный подход (через обращение к опыту ребенка);
принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей обучающихся);
принципы систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения.
Содержание проекта и режим занятий строится с учетом психологических особенностей детей с 3 до 7 лет, и возрастной периодизации развития детей данной возрастной группы.
Конструкторы LEGO в настоящее время получили самое широкое распространение. Это строительный материал, хорошо знакомый детям, что облегчает воспитателю вовлечение детей в учебную деятельность и, собственно, сам образовательный процесс. Использование этих конструкторов позволяет параллельно решать большой спектр учебных задач:
изучение и запоминание названий геометрических тел и основных деталей конструктора: куб, кубик, цилиндр, половина цилиндра, призма, пирамида, брусок, пластина прямоугольная, пластина квадратная, пирамида, кирпич, конус, сфера, колесо, ось, плата, арка, полуарка и т.д.;
ориентирование в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, дальше, ближе;
ориентирование в размерах и величинах: большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий и т.д.;
формирование представления об архитектуре как искусстве создавать сооружения, представления о разных видах архитектуры, представления об особенностях архитектурных сооружений: пользе, прочности, красоте;
представления об обобщенном образе всех архитектурных сооружений: все сооружения имеют фундамент, стены, крышу, двери, окна, при этом каждое сооружение имеет свои индивидуальные особенности;
представления об архитектуре своего города, поселка;
представления о некоторых памятниках России и мировой архитектуры.
Поэтому проведение занятий по конструированию как в свободной, так и в организованной образовательной деятельности с использованием конструкторов LEGO является актуальным и полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям.