СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение LEGO - конструирования в образовательный процесс ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение развивающей робототехники в образовательное пространство дошкольной организации, как результат инновационной деятельности.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как конструирование при помощи образовательной робототехники. Основы современной робототехники дети изучают в процессе освоения Лего-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций, овладения дошкольниками новыми навыками и расширения круга их интересов. Цель использования Лего-конструирования в ДОО – приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству. В процессе такого вида деятельности ребенок приобщается к основам техническогоконструирования, у него развивается творческая активность и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. Кроме того, развивается интерес к моделированию иконструированию.

Актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:

- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения исотворчества;

- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Мы считаем, что необходимо сделать LEGO-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству.

Для этого необходимо решить ряд задач:

 организовать целенаправленную работу по применению LEGO конструкторов в образовательной деятельности, по конструированию начиная со средней группы;

 разработать и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности «Конструирование и робототехника в детском саду» с использованием программируемых конструкторов LEGO для детей старшего дошкольного возраста;

 повысить образовательный уровень педагогов за счет обучению LEGO–технологии;

 повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Для организации образовательного пространства приобрели разно видовые и разновозрастные Лего конструкторы: LEGO DUPLO, LEGO education: наборы «Построй свою историю» и «Городская жизнь», конструкторы Лего «Первые механизмы» и «Простые механизмы»,электронный конструктор «Знаток».

Анализ мнений родителей по внедрению Лего-конструирования и робототехники в образовательном учреждении показал высокую социальную востребованность данного направления работы и необходимость его развития, т.к. родители желают видеть своего ребёнка технически грамотным, общительным, умеющим анализировать, моделировать свою деятельность, социально активным, самостоятельным и творческим человеком, способным к саморазвитию.

Лего-конструирование и робототехника – это не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент,  способствующий решению проблемы социальной адаптации детей практически всех возрастных групп, помогающий детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным.

Становится очевидным, что образовательная робототехника отражает все грани научно-технического творчества и является уникальной образовательной технологией.

Просмотр содержимого документа
«Внедрение LEGO - конструирования в образовательный процесс ДОУ»

 «Внедрение LEGO - конструирования в образовательный процесс ДОУ» «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже

«Внедрение LEGO - конструирования в образовательный процесс ДОУ»

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала»

Ж. Пиаже

Оле Кирк Кристиансен — Основатель «Lego».   « LEGO » - умная игра,  Увлекательна, хитра.  Интересно здесь играть,  Строить, составлять, искать!

Оле Кирк Кристиансен — Основатель «Lego».

« LEGO » - умная игра, Увлекательна, хитра. Интересно здесь играть, Строить, составлять, искать!

LEGO в переводе с датского языка означает «умная игра». ЛЕГО это мир фантазий! Мир идей, разнообразий. Изучая схемы в нём, Может получиться дом. Или мы построим замок, Где живёт большой дракон. Он принцессу сторожит И огнём на всех рычит. ЛЕГО руки развивает И мечтать нам не мешает. И скажу про ЛЕГО я Это лучшая игра!

LEGO в переводе с датского языка означает «умная игра».

ЛЕГО это мир фантазий!

Мир идей, разнообразий.

Изучая схемы в нём,

Может получиться дом.

Или мы построим замок,

Где живёт большой дракон.

Он принцессу сторожит

И огнём на всех рычит.

ЛЕГО руки развивает

И мечтать нам не мешает.

И скажу про ЛЕГО я

Это лучшая игра!

КОНСТРУИРОВАНИЕ               Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов .   Конструирование – вид деятельности детей дошкольного возраста, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего  его функциональному назначению.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов .

Конструирование – вид деятельности детей дошкольного возраста, направленной

на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего

его функциональному назначению.

Цель :    Создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники

Цель :

Создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники

Задачи : создать комплекс максимально благоприятных условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста; формировать: -навыки сотрудничества; -умения самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности дошкольников; -основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира; - предпосылки универсальных учебных действий; развивать : -пространственное и конструктивное мышление -умения постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел; воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Задачи :

  • создать комплекс максимально благоприятных условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста;
  • формировать:

-навыки сотрудничества;

-умения самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности дошкольников;

-основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира;

- предпосылки универсальных учебных действий;

  • развивать :

-пространственное и конструктивное мышление

-умения постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

  • воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Принципы   LEGO - конструирования   доступность и наглядность последовательность и систематичность обучения и воспитания учет возрастных и индивидуальных особенностей детей от простого к сложному активности и созидательности  интеграция

Принципы   LEGO - конструирования

  • доступность и наглядность
  • последовательность и систематичность обучения и воспитания
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
  • от простого к сложному
  • активности и созидательности 
  • интеграция
Методы   Объяснительно-иллюстративный   Эвристический    Проблемный   Программированный   Репродуктивный   Частично - поисковый   Поисковый  Метод проблемного изложения   Метод проектов 

Методы

  • Объяснительно-иллюстративный
  •   Эвристический 
  •   Проблемный 
  • Программированный 
  • Репродуктивный 
  • Частично - поисковый 
  • Поисковый
  • Метод проблемного изложения 
  • Метод проектов 
Виды конструирования формируемые в дошкольном возрасте Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает , что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.

Виды конструирования формируемые в дошкольном возрасте

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает , что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.

конструирование по образцу

конструирование

по образцу

конструирование по условиям

конструирование

по условиям

Интеграция образовательных областей Образовательная область   Область применения ЛЕГО-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО Социально-коммуникативное развитие  Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.  Познавательное развитие  Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей ЛЕГО-конструктора. Речевое развитие  Работа с педагогом над развитием фонетического слуха, звуковой и интонационной культуры речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.  Художественно-эстетическое развитие Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора. Физическое развитие  Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область

Область применения ЛЕГО-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО

Социально-коммуникативное развитие

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.

Познавательное развитие

Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.

Речевое развитие

Работа с педагогом над развитием фонетического слуха, звуковой и интонационной культуры речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.

Физическое развитие

Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Результат    сфомированность познавательных процессов;  развитие интегративных качеств;  сформированность представлений о себе, семье, мире и природе;  овладение предпосылками учебной деятельности;  сформированность коммуникативных навыков;  сформированность произвольности, моторики и координации;  сформированность характеристик одарённости;  сформированность интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством.

Результат

  • сфомированность познавательных процессов;
  • развитие интегративных качеств;
  • сформированность представлений о себе, семье, мире и природе;
  • овладение предпосылками учебной деятельности;
  • сформированность коммуникативных навыков;
  • сформированность произвольности, моторики и координации;
  • сформированность характеристик одарённости;
  • сформированность интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством.

Уровни сформированности инженерного мышления ребенка дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Желание конструировать

Уровни

Выбор наиболее приемлемого вида деятельности для ребенка дошкольного возраста

Умение конструировать

оптимальный

Выбирает кон струирование первым из предложенных видов деятель ности

- реакция на задание;

достаточный

Уровень сформирован ности образо вательных особенностей

недостаточ ный

Выбирает конструирование вторым из предложенных видов деятельности

- результат деятельности;

В продукте деятельности отражены все показатели продуктов дет ского творчества

Развитие конструктивных математических, логических способностей

Выполнение заданий без ошибочно, самостоятельно

Выбирает конструиро вание третьим из предложен ных видов деятельности

- выбор материалов;

В продукте деятельности отражена полови на показателей продуктов дет ского творчест ва

Нуждается в помощи, допус кает много ошибок

- оригинальность

В продукте деятельно сти отраже но мало показателей продуктов детского творчества

Не отвечает, делает всё неправиль но, часто ошибается

Направления взаимодействия с родителями Направления  Формы взаимодействия, тематика   Информационное  Консультации: Аналитическое  -«Родителям о конструкторе ЛЕГО» Анкетирование «Организация ЛЕГО - конструирования в домашних условиях»   Практическое   -«Конструктор ЛЕГО – страна увлекательного детства» и др. – Совместная детско-взрослая деятельность - Квест «В мире фантазий с ЛЕГО-конструктором» Памятка «Что такое ЛЕГО-конструктор» - Совместная проектная деятельность: «Веселый зоопарк», «Детский сад», «Улица будущего», «Город будущего» и др. Буклет «Игры с ЛЕГО»  - Родительское собрание «С ЛЕГО легче все уметь, с ЛЕГО легче поумнеть»

Направления взаимодействия с родителями

Направления

Формы взаимодействия, тематика

Информационное

Консультации:

Аналитическое

-«Родителям о конструкторе ЛЕГО»

Анкетирование «Организация ЛЕГО - конструирования в домашних условиях»

Практическое

-«Конструктор ЛЕГО – страна увлекательного детства» и др.

– Совместная детско-взрослая деятельность - Квест «В мире фантазий с ЛЕГО-конструктором»

Памятка «Что такое ЛЕГО-конструктор»

- Совместная проектная деятельность: «Веселый зоопарк», «Детский сад», «Улица будущего», «Город будущего» и др.

Буклет «Игры с ЛЕГО»

- Родительское собрание «С ЛЕГО легче все уметь, с ЛЕГО легче поумнеть»

Литература

  • Анянова И.В., Андреева С.М., Миназова Л.И. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. – Н. Тагил: ГАОУ ДПО ИРО, 2015
  • Бедфорд А. Инструкция LEGO
  • Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. – 2009, № 2.
  • Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989
  • Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008.
  • Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011.
  • Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
  • Комарова Л.Г. «Строим из лего». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  • Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007.
  • Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. – 2006, № 1.
  • ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998.
  • Лего Книга. М.: Эксмо, 2013.
  • Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011.

15. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995.

16. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего»

17. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. М.: «Цветной мир», 2015

18. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: «Академия», 2002.

19. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: «Карапуз», 1999.

20. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. – 2007, № 10.

21. Поддьяков Н.Н.Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2009.

22. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001.

23. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г

24. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.

25. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду»

Интернетисточники

  • https :// legko - snake . ru / lego / dacta / duplo /45012-1
  • https: // education.lego.com
  • ttps://logiclike.com/math-logic/interesno-polezno/razvivaem-prostranstvennoe-myshlenie
  • http://www.int-edu.ru/
Лего — это мир фантазий! Мир идей, разнообразий. Изучая схемы в нём, Может получиться дом. Или мы построим замок, Где живёт большой дракон. Он принцессу сторожит И огнём на всех рычит. Лего руки развивает И мечтать нам не мешает. И скажу про Лего я Это лучшая игра. Спасибо за внимание!

Лего — это мир фантазий!

Мир идей, разнообразий.

Изучая схемы в нём,

Может получиться дом.

Или мы построим замок,

Где живёт большой дракон.

Он принцессу сторожит

И огнём на всех рычит.

Лего руки развивает

И мечтать нам не мешает.

И скажу про Лего я

Это лучшая игра.

Спасибо за внимание!