Из опыта работы учителя математики Никогосян В.С.
«Применение нетрадиционных уроков в обучении математики»
Игра, учение. Труд является основным видам деятельности человека. При этом игра готовит ребенка к учению и к труду. Глубоко ошибаются те, кто считает игру лишь забавой и развлечением. Я считаю, что дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учением, т.к. они облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Урок – это живой творческий процесс, а всякому живому чужды статичность и однообразие. Урок должен рождаться каждый раз как маленькое чудо, вызывать удивление, открытие, удовлетворение. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются и определяются интересы к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть привлекательность изучаемого предмета. Этому, по моему мнению, способствует дидактическая игра на уроке математики, обладающая образовательной, развивающей и воспитательной функциями. На таких уроках в процессе игры у детей вырабатывается внимание, сосредоточенность, умение самостоятельно мыслить, появляется тяга к знаниям, пополняется запас представлений, понятий, развивается фантазия, уверенность в своих способностях, развивается чувство товарищества, взаимовыручки. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к ученому предмету.
Игры можно применять на всех ступенях обучения, но совершенно необходимо – в работе младшего и среднего звена.
Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогикой (в том числе народной) в целях обучения и воспитания детей.
Как показывает опыт моей работы, увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора облегчают выполнение задачи.
Дидактические игры я также широко использую как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.
Игровую форму занятий я создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.
Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности
Таким образом, основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха:
Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.
Я, как руководитель игры, направляю ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизируя ее ход разнообразными приемами, поддерживая интерес к игре, подбадривая отстающих.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители. Остановлюсь более подробно на некоторых дидактических играх применяющих на уроках математики.
Игра «Морской бой». Даже в этой элементарной игре развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность. В процессе игры дети лучше и быстрее усваивают понятие декартовых координат, убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух ее координат (а не одной или трех). Они приходят к выводу, что если бы «корабль поплыл», то его движение можно было бы описать изменениями значений координат. Учащиеся VП класса убеждаются в том , что «система отсчета» для всех игроков должна быть одинаковой , так как без этого они просто не смогут играть. Наконец, игра учит быть выдержанным в самые трудные минуты «гибели эскадры», сражаться до конца , до последнего «снаряда» под обстрелом «неприятельских линкоров».
Порядок проведения игры
Н
















а доску проецирую систему координат, на которой изображены силуэты кораблей и подводных лодок. 
Чтобы сбить цель, нужно правильно назвать координаты.
Указкой я показываю силуэт корабля. «Наводчик» называет координаты. «Орудийный расчет» - все ученики, «стреляют», т.е. поднимают белую или черную карточки. Белая карточка означает, что ученик согласен с названной координатой, черная – нет. Цель считается пораженной, если все члены команды дают правильный ответ.
Игра “Космонавты”.

Краткое содержание: “космонавты” оказались в плену у “инопланетян”, которые не хотят пропустить их к своей планете без серьезных испытаний. Испытывались знания учащихся по геометрии. С честью ответив на все каверзные вопросы, путешественники “приземлились” на чужую планету, где провели “пресс-конференцию”, посвященную геометрии. Затем отдых (стихи, загадки, фокусы, связанные с геометрией). И возвращение на Землю, в родной класс.
Результат:
В этой игре кроме повторения и закрепления полученных знаний происходит процесс усвоения новых знаний (во время проведения конференции). Вырабатываются навыки в умении правильно отвечать на поставленные вопросы (спрашивают инопланетяне), самоанализ, взаимопомощь, коллективизм.
Игра «Пятерка»
На доску проецируется набор примеров. Кто первый поднимется по ступенькам, выполняя задания, тот получит 5. Оценку можно поставить первой шестерке учащихся, а затем разобрать задание со всеми.
__?_
____:100 *100___
___+0,105 -3,01___
____*15 +3,08___
___ 3,6*30 2,05*25___
5
Игра «Испорченный телефон»
На каждый ряд я заготавливаю по большому арифметическому примеру. Карточки с примером лежат на вариантах каждого ряда первых парт. Ученики по очереди решают по одному действию и передают дальше товарищам. Если все справились правильно с заданием, то ответ, сказанный учащимся, сидящим на последней парте, правильный. Если ответ не верен, то нужно найти, где «испортился» телефон.
«Посади десантника» 
На доске начертится координатная прямая. Сверху закреплены магнитами парашютисты-десантники. Учитель называет координаты, где должны приземлиться десантники, а ученики должны точно их приземлить в указанную точку. Эту же игру можно провести и с помощью интерактивной доски

-
6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6 7 8
«Найди ориентир»
Н
а доску проецирую координатную прямую, на которой нарисованы ориентиры, например, звездочка, солнышко, домик и т.д. Учащиеся называют координаты этих ориентиров.

3
1

0 1 2
Игра «Магические квадраты»
А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.
УРОКИ ФАНТАЗИИ
Для того чтобы урок носил творческий и развивающий характер, воспитывал у детей трудолюбие, чувство сострадания, развивал логическое мышление, пригласите детей в сказку. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным.
Как показывает опыт моей работы, урок-сказка позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает обучение более эффективным. Уроки-сказки я обычно провожу после изучения темы для отработки навыков решения, для закрепления изучаемого материала. Игра проводится на основе сказки. Класс разбиваю на 2-3 команды. Начинаю рассказ, ставлю проблему, учащиеся, применяя необходимые знания, решают ее.
Учитываю скорость и правильность решения. В конце урока подводятся итоги всей игры. Устанавливается команда – победитель, часть учеников получает оценки. Такую форму урока я чаще всего использую в 5-6 классах (см пример урока 6 класса «Раскрытие скобок»). Но детям также интересно решать математические задания, если их принесли сказочные герои, герои мультфильмов. Такие задания можно применить при устном счете в начале урока. Например, при изучении темы «Действия с десятичными дробями», на урок к нам в гости с Таити приехал кот, он привез в подарок – примеры с десятичными дробями. Но по дороге некоторые запятые в примерах растерял. Помогите ему восстановить их.
14,7-44=10,3 5,8+2=78 1,5+15=3 4,2-19=2,3…
И дети с удовольствием помогают ему.
Чтобы заинтересовать детей, настроить на работу с самого начала урока я могу также начать урок загадкой. Например, сегодня необычный урок математики. На нем все ученики класса отправятся в волшебный мир сказки. Если вы отгадаете загадку, то узнаете главного героя.
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный:
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный. Кто же это?..
Работа моя, как учителя математики имеет смысл лишь в том случае, если ученик желает, хочет этой работы. Для этого нужно вызвать эти желания, воспитать у ребенка потребность в знаниях, в познавательной творческой деятельности. Большую пользу для развития творческой личности ученика могут сыграть различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение математических сказок. При этом важно оценивать не только содержание, но и форму изложения материала. Для возбуждения интереса к математике, для развития творческого мышления необходимо создание детьми математических сказок, которые являются одной из форм развития математического творчества. Например, в 5-7 классах на каникулы я предлагаю учащимся написать сказку, басню или стихотворение на математическую тему. Учащиеся воспринимают такие задания с интересом. Каждый ученик пробует себя в роли сказочника. Дети ждут момента, когда я буду читать эти творческие работы, и каждый ждет, что прочитают именно его работу. На уроке если находится место математической сказке, всегда царит хорошее настроение. Сказка обогащает урок юмором, фантазией, выдумкой, творчеством.
Как показывает опыт моей работы нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим коллективом. Но слишком частое обращение к нетрадиционным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как приводит к потере устойчивого интереса к предмету. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка, разработка системы конкретных целей обучения.
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». Это означает, что самым важным продуктом становится информация. При обмене информацией очень большую помощь оказывают компьютеры. Они позволяют мне контролировать и степень усвоения материала учеником, и скорость его изложения для каждого конкретного ученика, в зависимости от уровня подготовки. Уже само применение компьютерной техники на моих уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным.