СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение проектной методики в обучении иностранному языку

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цель работы: С помощью метода проектов создать условия для развития самостоятельности, творчества и иноязычного общения, а также приобретения прочных знаний учащимися по немецкому языку.

Просмотр содержимого документа
«Применение проектной методики в обучении иностранному языку»

Применение проектной методики

в обучении иностранному языку

Сомова Марина Борисовна

учитель немецкого языка

Покровская СОШ

1 квалификационная категория

Цель работы: С помощью метода проектов создать условия для развития самостоятельности, творчества и иноязычного общения, а также приобретения прочных знаний учащимися по немецкому языку.

     В условиях реализации ФГОС в приоритете одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является метод проектов.

    В процессе изучения иностранного языка метод проектов является комплексным видом учебной деятельности, он интегрирует различные виды иноязычного речевого общения в целях решения определенных конструктивно-практических, информационных, исследовательских, сценарных и других проблемных и творческих задач.
Эти задачи могут быть ориентированы на создание обучающимися различных видов конструктивных творческих продуктов. Среди многообразия педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода  в методике преподавания важную роль играет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности обучающегося.

Уже с 2010 года мы используем такую педагогическую технологию как метод проектов при изучении иностранного языка. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.

Применение проектной методики позволяет создавать непринужденную, исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый участник проекта вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления” (Е.С. Полат).

 Метод проектов как педагогическая технология-это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих  методов.
К использованию метода проектов существуют   следующие дидактические требования:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
5. Использование  исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Существуют основные принципы проектной технологии:
- Вариативность деятельности на занятии предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текста, то это могут быть диалоги, картины, газеты, презентации, поделки, открытки, рефераты, сообщения в устной, письменной, графической, комбинированной форме (доклад с иллюстрациями).
- Удовольствие от учения – одно из главных условий эффективности обучения, поэтому в учебном процессе используются такие задания и формулируются вопросы и проблемы, которые соответствуют и отвечают интересам ребенка на определенном уровне изучения иностранного языка и подготовки проекта по данному предмету.
- Личностный фактор.

При внедрении проектной методики в технологию процесса обучения непроизвольно делается акцент на формирование ууд у учащихся.

У них развиваются следующие умения и навыки:

-самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, адекватная мотивация к изучению иностранного языка,

-саморегуляция, самоорганизация, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников,

- возможность проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике,

-совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально, руководствуясь личными принципами и планом работы, возможность проявить себя в группе, представляя, защищая свой проект, либо при подготовке коллективной работы, а преподаватель выступает в роли вдохновителя, консультанта, помощника, координатора.

Целью метода проектов является устранение зависимости школьника от учителя путем саморегуляции, самоорганизации и самообучения, синтеза знаний, приобретения умений, навыков – формирования ууд в ходе создания определенного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни по определенной теме.
Школьнику предоставляется возможность «научиться самостоятельно» овладевать определенными умениями, навыками: работать с информацией, разнообразным справочным материалом; находить несколько вариантов решения проблемы, предвосхищать последствия того или иного решения проблемы, вести дискуссию, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, синтезировать полученный объем информации.

Проектный метод как никакой другой повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что

–  этот метод  личностно ориентирован ;

 – использует много дидактических подходов;

–  самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере     выполнения;

 – поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

–  позволяет учиться на собственном опыте;

–  приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда .

Именно проектная методика как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.

Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранным языкам в продуктивную творческую деятельность.
По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:
1. Конструктивно-практические проекты: (коллаж, дневник наблюдений, игра и её описание). –  5-7 классы
2. Игровые -ролевые проекты (разыгрывание игр, драматизация или сочинение пьесы).
3. Информационные и исследовательские проекты.  –  8-10 классы
4. Проекты конкретного социологического обследования. –  9 классы
5. Издательские проекты –  9 классы.
6. Сценарные проекты – 6-9 классы
7. Творческие работы.

Проект, как известно, представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально – эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, выпуск газеты, рефераты, творческие работы , сочинения  и др.)  Проектная деятельность немыслима без применения ИКТ. 

Я бы хотела остановиться на некоторых формах проектной работы. Это исследовательские, информационные и творческие проекты.

Исследовательские проекты мы готовили в старших классах (9-10 классы). Это были долгосрочные проекты, такие как «Федеральная земля Тюрингия», «Море-колыбель жизни!», «Семь чудес России» и другие. Это и написание эссе ( в рамках подготовки к ЕГЭ), рефераты, научно – исследовательские работы, доклады и конечно же презентации.

На данном этапе осуществляется контроль всех речевых видов деятельности : монологической  речи, говорения- диалог, чтения, аудирования и письма.

Все эти проекты были представлены на школьных и муниципальных научно-практических конференциях, где заняли призовые места.

Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном информационными и краткосрочными, несколько упрощенными по оформлению,  что говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.  Были созданы проекты – «Мое любимое животное», «Наша Родина и мы!», «В мире немецких сказок». Это уже были групповые проекты, когда участвовал весь класс. Они тоже были представлены на Малой школьной и муниципальных научно-практических конференциях, где стали победителями и заняли призовые места.

Проектная деятельность используется в школе  не только на уроках,  но и во внеурочной деятельности.

Программа организации внеурочной деятельности школьников «Занимательный немецкий!» включает в себя занятия по направлению «проектная деятельность». Все занятия курса направлены на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, на разрешение различных проблемных ситуаций, имеющих коммуникативную направленность. Реализация творческого потенциала пятиклассников и шестиклассников находит своё воплощение в проектах на иностранном языке: Книга о себе. Пасха в Германии. Заочное путешествие по Германии. Рисунки персонажей прочитанных сказок с кратким рассказом о них. Особое внимание уделяется знакомству учащихся с культурной жизнью немецкого народа, с его национальной самобытностью, нравами и обычаями, с особенностями любимых немецких праздников: Рождество, Новый год, Пасха.

В 2015-16 учебном году учениками 5 класса был создан долгосрочный проект: инсценировка сказки «Теремок» на немецком языке. Дети сами шили костюмы, делали декорации, распределяли роли, фонетически отрабатывали их и с большим удовольствием репетировали сказку. С этим творческим проектом они выступили на школьной научно-практической конференции, в секции «Я-гуманитарий!» и заняли 1 место. На муниципальном этапе Малой научно-практической конференции проект «В мире немецких сказок», представленный Чураковым Кириллом, занял 1 место.

В этом учебном году ребята из кружка решили инсценировать сказку Братьев Гримм «Золотой гусь», с успехом выступили в рамках недели иностранного языка перед учащимися начальной школы и педагогами и планируют принять участие в Малой научно-практической конференции.

Театральные постановки на иностранном языке – одно из направлений вне учебной деятельности, основная задача которой – повышение интереса, мотивации, активизация желания изучать иностранный язык

Театр близок и понятен детям.

Театральная деятельность, будучи ориентированной на потребности и мотивы ребенка, позволяет решать многие проблемы воспитания детей с нетипичным поведением: излишне застенчивых, агрессивных, социально неуверенных и т. д. Кроме того, театр позволяет организовывать работу и с одаренными детьми.

Приведу примеры того, как участие в театральной постановке влияет на поведение и активность ребенка. Ставились инсценировки сказок «Теремок» и «Золотой гусь» на немецком языке.

Никита: Очень застенчивый мальчик. Во время ответов на уроках приходилось просить его громче повторить ответ, так как ребятам не было слышно. В первой инсценировке играл роль волка. Хорошо выучил слова, непринужденно сыграл свою роль. Громко произносила свои слова, с юмором. В дальнейшем на уроках стал отвечать громче, менее застенчиво. Не боялся поднимать руку и быть активнее. В этом году уже получил главную роль Ганса в «Золотом гусе», по оценкам педагогов вырос в личностном и коммуникативном (языковом) плане.

Мария: Слабая языковая подготовка. До участия в инсценировке не проявляла активности на уроках, могла повторять слова и фразы только после многократного произнесения их детьми и учителем. Имеет заметный дефект речи. В сказке играла роль лягушки. Смогла запомнить свои слова и слова некоторых других героев. К своей роли отнеслась ответственно. Постоянно советовалась с педагогом о костюме и других атрибутах для спектакля. После участия в постановке стала иначе работать на уроках, быстрее запоминать фразы.

Есть ряд принципов, необходимых для эффективной работы в данном направлении:

-Добровольность участия.

-Сочетание творческой активности учащихся с направляющей деятельностью учителя.

-Чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных этапов.

-Наличие перспектив деятельности.

-Использование разнообразных способов педагогического стимулирования и поощрения активности учащихся.

При этом предъявляются следующие требования к уровню подготовки учащихся:

- умение учащихся логично и последовательно высказываться в связи с ситуацией общения,

- умение участвовать в общении с одним или несколькими собеседниками с целью обмена информацией,

- умение понимать на слух иноязычную речь,

- умение читать, понимать и осмысливать содержание текстов,

- владение базовым словарным запасом и необходимыми грамматическими формами.

Продуктами наших творческих проектов стали видеофрагменты сказок «Теремок» и «Золотой гусь», ребята сами сняли их во время выступления. А также попытка снять мультфильм по сказке «Золотой гусь».

Модернизация школьного образования на современном этапе означает прежде всего переход на личностно-ориентированную парадигму образования, при которой самой большой ценностью выступает личность ученика. Учебно-воспитательный процесс должен теперь реализовываться в сотрудничестве двух субъектов: учителя и ученика.

Личностно-ориентированная парадигма влияет также на выбор приёмов и технологий обучения, одним из которых является метод проектов.

Опыт работы доказывает оправданность применения проектной технологии на всех ступенях обучения, при работе над большинством тем УМК «Шаги» И.Л.Бим.

Несмотря на определённые трудности, работа по проектной технологии отвечает духу времени; применение данной методики отвечает потребностям учащихся и служит показателем высокой квалификации учителя.


Список  литературы:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

 2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.

 3. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997

4.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: 2002.
5. Владыко О.А. Проектная методика -эффективное средство организации учебной деятельности на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2007. - № 4.

6.ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»