СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение техник НЛП при обучении чтению на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описывается формирование техники чтения на уроках английского языка с использованием техник НЛП.

Просмотр содержимого документа
«Применение техник НЛП при обучении чтению на уроках английского языка»

Автор: Потрясова Т.В.

В основу современной методики обучения иностранному языку положен системно-деятельностный подход, который ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности. Согласно данного подхода в центре учебного процесса находятся обучающийся и речевая деятельность, которая включает в себя: аудирование, чтение, письмо и говорение.

В практике обучения иностранному языку в школе чтению часто уделяется приоритетное внимание. Это объясняется тем, что навыки чтения можно использовать в повседневной жизни, они формируются быстрее и легче, чем навыки говорения, письма и аудирования. Сделать чтение более продуктивным – задача современного учителя, т.к. чтение является компонентом развития речи и условием дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальном звене.

Очень важно при обучении чтению учитывать индивидуальные особенности обучающихся, таких как тип темперамента, скорость протекания познавательных процессов и т.д. К ним относятся и индивидуальные различия в восприятии.

В наши дни практически во всех областях жизнедеятельности людей, в том числе и в образовании, все большее распространение получает нейролингвистическое программирование (НЛП). НЛП – направление в практической психологии, основанное на технике моделирования вербального и невербального поведения людей и наборе связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью.

Моделирование осуществляется с помощью определенных стратегий. Стратегия в НЛП – это детальный план достижения цели, складывающийся из определенных этапов:

1 этап: диагностика психотипа ребенка по восприятию информации.

2 этап: моделирование, т.е. создание вербальной структуры, при которой бы 2-3 слова подчиняли в сознании все остальные ассоциации (используют слова-символы).

3 этап: создание положительных якорей, закрепляющих те или знания и формирующих определенные навыки.

4 этап: этап тренинга и творческой работы.

Одним из центральных понятий НЛП является понятие о ведущих репрезентативных системах (модальностях). Ведущая репрезентативная система – это система, посредством которой субъектом воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира [4;47].

В зависимости от доминирования того или иного способа поступления и переработки информации все люди делятся на три психотипа: аудиалов, визуалов, кинестетиков. Аудиалами являются люди, для сознания которых преимущественное значение имеет информация, полученная на слух. К визуалам относятся люди, для сознания которых преимущественное значение имеет зрительная информация. Кинестетики – люди, для сознания которых преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запахи, вкус и т. д.

Специалисты НЛП определяют ведущую репрезентативную систему по движениям глаз (Приложение 1), однако это требует специального обучения. Менее точно, но все же возможно определить ведущую репрезентативную систему по особенностям речи и поведения в ходе наблюдения и беседы с человеком, например, через основные вербальные ключи доступа, то есть слова, которыми пользуется тот или иной тип людей [4;48-49]:

Визуалы: видеть, рассматривать, с моей точки зрения, ярко, смутно, смотреть, казаться, показывать, ясный, в свете и т. д.

Аудиалы: слышать, звучать, я вас слушаю, шумный, громко, тихо, настраивать, прислушаться, придержать язык, вылетело из головы и т.д.

Кинестетики: чувствовать, ощущать, схватывать, зажатый, скованно, свободно, удобно, удержать, уловить, крепкая опора и т.д.

Все три системы развиты у любого человека в большей или меньшей степени. Преобладание того или иного вида репрезентативной системы может быть выражено очень ярко, а может и достаточно слабо. Трудности в обучении чаще всего возникают у «крайних» визуалов и кинестетиков. Большинство детей, успешно обучающихся в школе, имеют достаточно хорошо развитые все три модальности.

Итак, каким образом можно применить НЛП в обучении чтению на иностранном языке?

По мнению психологов, чтение можно воспринимать как сложный процесс согласования стимулов, поступающих от зрительной, слуховой и кинестетической (движение губ, языка) систем. И очень многие трудности обучения определяются тем, что форма обучения плохо согласуется с ведущей репрезентативной системой ребенка. А преодолевать такие трудности следует, развивая все три модальности и формируя навыки перекодирования информации из одной системы в другую. Чем лучше будут развиты все три канала восприятия, тем эффективнее будет обучение.

С целью повышения эффективности обучения чтению мной разработана система упражнений, направленных на развитие сопутствующих каналов восприятия информации и формирование способности перевода информации из одной системы обработки информации в другую.

Основной принцип данной системы: увидел + услышал повторил [5]. Адаптация речевого материала к ведущим системам учащихся осуществляется по схеме: показываю и вижу (наглядный материал); говорю и слушаю (слушание, повторение хором, пересказ); делаю (выполнение двигательных упражнений).

Работа по формированию техники чтения осуществляется таким образом, чтобы были задействованы все три канала восприятия. Порядок работы с буквами/ звуками следующий:

1. знакомство с буквой / звуком (с помощью наглядности и возможных рифмовок) [1;80]; [2;55]; [3;51] (Приложение 2);

2. повторение хором буквы / звука (перекодирование зрительной информации в слуховую и двигательную);

3. письмо буквы / звука в воздухе (перекодирование кинестетической информации в зрительную).

4. запись буквы / звука в тетрадях (координация зрительной, слуховой и кинестетической модальностей).

На данном этапе обучения чтению наиболее эффективным считаю прием персонификации букв. Этот прием применяется при знакомстве с гласными буквами алфавита [6] (Приложение 3). Например, буква Aa предстает в виде цапли, в честь которой написано четверостишие (Приложение 4):

Познакомьтесь, цапля А (эй)

Представляется: «My name…».

У нее подруга Cat,

Вместе дружат много лет.

Учащиеся слышат и видят название буквы, звуки, которые она может обозначать.

На следующих этапах обучения чтению (чтение слов, словосочетаний и предложений, чтение текстов) можно проводить ряд упражнений. Все упражнения делятся на 3 группы:

I. Упражнения для развития зрительного восприятия:

1. Зрительный диктант (учащимся предлагают прочитать слово, словосочетание, предложение 2 раза, а потом записать);

2. «Слово в слове» (учащимся предлагается составить возможное количество слов из одного слова);

3. Нахождение в тексте слов с определенным количеством звуков, букв; с определенной буквой или звуком; с ударением на определенном слоге;

4. «Расколдуй слово» (phis – ship);

5. Составь слово из отдельных букв, слов и т.д.

II. Упражнения для развития слухового восприятия:

1. Слуховые диктанты (учащиеся записывают слова, словосочетания, предложения под диктовку);

2. «Самое длинное предложение» (учащимся предлагается прослушать несколько предложений и определить самое длинное из них);

3. «Снежный ком» (учащимся дается определенное слово, один из них называет слово, начинающееся на последнюю букву первого слова и т.д.);

4. «Цепочка» (учитель называет простое предложение, состоящее из двух слов; учащиеся по очереди добавляют возможные слова, чтобы получилось распространенное предложение);

5. «Угадай слово» (учитель диктует номера букв по алфавиту, учащиеся следом записывают его буквами) и т.д.

III. Упражнения для развития кинестетического восприятия:

1. Рисование буквы, звука, слова, словосочетания в воздухе;

2. Простукивание ритмического рисунка слова;

3. «Рассказывание руками» по телефону, телевизору, радио и т.д.;

4. Изображение слова, словосочетания, предложения в воздухе;

5. Пересказ с заданием передать мимикой и жестами разное физическое и эмоциональное состояние (весело, грустно, холодно, жарко) и др.

На тренировочном этапе рекомендуется выполнять следующие упражнения: «Говорящий алфавит», «Парашютист», «Клава», «Фотоглаз», «Мы скалолазы», «Буксир» и др. (Приложение 5). Для совершенствования техники чтения и развития периферического зрения можно использовать упражнения с буквенными таблицами (Приложение 6).

Особо хотелось бы отметить работу с деформированными предложениями, когда детям предлагается из разрозненных слов составить предложение. Это упражнение относится к разряду тех заданий, которые развивают все три канала восприятия одновременно.

С целью координации работы всех систем восприятия после работы с определенными единицами чтения учащимся предлагается самостоятельно выполнить различные рисунки, сочинения, проектные работы.

Описанная схема работы способствует созданию положительных якорей (образов), позволяющих сформировать и совершенствовать навыки учащихся и тем самым сделать процесс обучения иностранному языку более эффективным.









Литература

1. Английский язык. 2 – 4 классы: материалы для коррекционно-развивающих занятий с учащимися. I start to love English / авт.-сост. Е.Н.Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.

2. Масюченко И.П. Правила современного английского языка. – Ростов-на-Дону: ООО «Издательство БАРО-РПЕСС», 2006. – 448 с.

3. Потапова М.И. Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 7. – с.49 – 52

4. Цветков Эрнест. Тайные пружины человеческой психики, или как расширить сферу своего влияния / Оформл. А. Лурье – СПб.: Лань, 1997. – 112 с.

5. http: //project-modelino.com/know-nothing-state.htm

6. http: //refsru.com/