СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение здоровьесберегающей образовательной технологии в образовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для бесед с родителями, где обосновывается актуальность разработки и внедрения здоровьесберегающей технологии в образовательный процесс учреждений среднего профессионального образования, рассматриваются педагогические условия, способствующие здоровьесбережению, этапы и результаты реализации здоровьесберегающей технологии.

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающей образовательной технологии в образовательном учреждении»

Данилов Д.В.,

для бесед с родителями

Применение здоровьесберегающей образовательной технологии в образовательном учреждении


Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.

В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:

  1. Информационная - отвечает на вопрос: что? Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.

  2. Инструментальная - отвечает на вопрос: чем? К ней относится материальная база (помещения, кабинеты, лаборатории,   спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.

  3. Социальная (кадры) - кто? Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав. Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в обучении.

  4. Финансовая - отвечает на вопросы: сколько? За счет каких средств? Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.

  5. Нормативно-правовое обеспечение - использование государственных нормативных актов (федерального, регионального, муниципального и локального уровней).

  6. Ведение мониторинга по этому эксперименту.

Концепция здоровьесберегающей образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает способ построения системы здоровьесохраняющих условий и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания их сущности, психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитанием обучающихся. Логически грамотно выстроенная концепция здоровьесохраняющей образовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновением в существо принципов реализации цели. Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного преподавателя или мастера производственного обучения. Она обеспечит понимание необходимости технологического подхода к проведению учебного процесса, как реально гуманно-нравственной деятельности.


Технологические принципы, которые учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования.

  1. Принцип единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии и технологий, применяемых в обучении. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения  других.

  2. Принцип диагностичности и целеполагания.

  3. Принцип функциональной полноты и функциональной взаимосвязи содержания здоровьесберегающей технологии и технологий, применяемых педагогами в процессе обучения.

  4. Принцип открытости функциональных и методических действий.

  1. Принцип объективной оценки конечного результата.

  1. Принцип преемственности и завершенности.

  1. Принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровъесберегающих технологий в производственном обучении.

  1. Принцип оптимизации.

Данный принцип требует в каждом конкретном случае:

во-первых, выбор наилучшего варианта плана урока (содержание, средства, формы, методы внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затраты времени, усилий, степень трудности, научности);

во-вторых, создание оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических);

в-третьих, умелое стимулирования и регулирования действий;

в-четвертых, оперативный контроль и коррекция деятельности, как педагога, так и студента.

Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесберегающей системы могут быть:

  1. Эффективность и качество решения образовательных задач с учетом диагностично поставленной цели - качественных, диагностируемых и проверяемых характеристик здоровья субъектов образовательного процесса.

  2. Оправданные затраты времени на достижение намеченных результатов.

  3. Доступные затраты усилий на достижение намеченных результатов за отведенное время.


Основные цели здоровьесберегающих технологий

В образовательных технологиях постановка цели является главной проблемой. Цель должна ставиться так, чтобы ее было возможно диагностировать и проверить. Применительно к здоровьесберегающей технологии это уровень здоровья студентов и изменение его качественных признаков, например, в процессе использования на уроках производственного обучения.

Цель здоровьесохраняющей технологии необходимо соотнести с общей целью образования, которая на протяжении многих лет периодически менялась в зависимости от заказа работодателей, потребностей общества, представлений о задачах системы образования в условиях реализации новых стандартов.

На основе логически складывающихся представлений о здоровьесберегающей образовательной системе можно заключить, что общая цель в образовании должна состоять в следующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды в соответствии с моделью выпускника техникума.        

Определяя концепцию проектирования здоровьесберегающих технологий, из множества определений понятий здоровья остановимся на наиболее достоверном - "…как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…" (Устав ВОЗ). Исходя из данного определения, при разработке здоровьесберегающих технологий для студентов колледжа за основу бралось изучение физического, психического и социального компонентов здоровья человека.

Учебный процесс накладывает на развивающийся и формирующийся молодой организм немалые нагрузки. Важно, чтобы это не вызвало негативных последствий для здоровья обучающихся. Необходимо соблюдать выработанные врачами и гигиенистами рекомендации по учебному режиму (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.3. 1186 — 03), обеспечивая тем самым высокий уровень трудовых функций на протяже­нии учебного занятия, способствуя хорошему самочувствию и настроению обучающихся, сохранению их здоровья.

Вредны большие физические нагрузки, приводящие к перенапряжению всех систем организма, снижению их функционального состояния, уменьшению сопротивляемости к инфекциям и так далее. Поэтому формирование необходимых знаний, умений и навыков для определения оптимальных двигательных режимов, повышающих функциональное состояние и здоровье человека, - одна из основных задач обучения в подготовке специалистов. 

Заключение

В качестве основных принципов, которые должны лежать в основе построения здоровьесберегающих технологий в обучении могут быть предложены следующие:

- учебно-материальная база обуче­ния должна соответствовать оптимальным гигиеническим условиям для работы студентов;

- режим работы в кабинетах, лабораториях, мастерских должен предусматривать чередование непрерывной работы с периодами отдыха;

- учитывать психофизиологического воздействия цветовой гаммы;

- способствовать осознанию студентами собственных психосоматических процессов;

- формировать творческую активность и навыки закаливания.



 

Литература и источники:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.Е. – М.: Academia, 2013.

  2. Реан А. А. Педагогика и психология – СПб.: Питер, 2015.

  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2015

  4. Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений // Справочник руководителя образовательных учреждений. - 2015.-№9. (Официальные документы Минобразования России).

  5. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-zdoroviesberegayuschey-tehnologii-obucheniya-v-uchrezhdeniyah-srednego-professionalnogo-obrazovaniya#ixzz4YvSJ0iRS