Данилов Д.В.,
для бесед с родителями
Применение здоровьесберегающей образовательной технологии в образовательном учреждении
Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.
Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.
В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:
Информационная - отвечает на вопрос: что? Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.
Инструментальная - отвечает на вопрос: чем? К ней относится материальная база (помещения, кабинеты, лаборатории, спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.
Социальная (кадры) - кто? Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав. Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в обучении.
Финансовая - отвечает на вопросы: сколько? За счет каких средств? Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.
Нормативно-правовое обеспечение - использование государственных нормативных актов (федерального, регионального, муниципального и локального уровней).
Ведение мониторинга по этому эксперименту.
Концепция здоровьесберегающей образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает способ построения системы здоровьесохраняющих условий и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания их сущности, психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитанием обучающихся. Логически грамотно выстроенная концепция здоровьесохраняющей образовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновением в существо принципов реализации цели. Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного преподавателя или мастера производственного обучения. Она обеспечит понимание необходимости технологического подхода к проведению учебного процесса, как реально гуманно-нравственной деятельности.
Технологические принципы, которые учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования.
Принцип единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии и технологий, применяемых в обучении. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения других.
Принцип диагностичности и целеполагания.
Принцип функциональной полноты и функциональной взаимосвязи содержания здоровьесберегающей технологии и технологий, применяемых педагогами в процессе обучения.
Принцип открытости функциональных и методических действий.
Принцип объективной оценки конечного результата.
Принцип преемственности и завершенности.
Принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровъесберегающих технологий в производственном обучении.
Принцип оптимизации.
Данный принцип требует в каждом конкретном случае:
во-первых, выбор наилучшего варианта плана урока (содержание, средства, формы, методы внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затраты времени, усилий, степень трудности, научности);
во-вторых, создание оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических);
в-третьих, умелое стимулирования и регулирования действий;
в-четвертых, оперативный контроль и коррекция деятельности, как педагога, так и студента.
Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесберегающей системы могут быть:
Эффективность и качество решения образовательных задач с учетом диагностично поставленной цели - качественных, диагностируемых и проверяемых характеристик здоровья субъектов образовательного процесса.
Оправданные затраты времени на достижение намеченных результатов.
Доступные затраты усилий на достижение намеченных результатов за отведенное время.
Основные цели здоровьесберегающих технологий
В образовательных технологиях постановка цели является главной проблемой. Цель должна ставиться так, чтобы ее было возможно диагностировать и проверить. Применительно к здоровьесберегающей технологии это уровень здоровья студентов и изменение его качественных признаков, например, в процессе использования на уроках производственного обучения.
Цель здоровьесохраняющей технологии необходимо соотнести с общей целью образования, которая на протяжении многих лет периодически менялась в зависимости от заказа работодателей, потребностей общества, представлений о задачах системы образования в условиях реализации новых стандартов.
На основе логически складывающихся представлений о здоровьесберегающей образовательной системе можно заключить, что общая цель в образовании должна состоять в следующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды в соответствии с моделью выпускника техникума.
Определяя концепцию проектирования здоровьесберегающих технологий, из множества определений понятий здоровья остановимся на наиболее достоверном - "…как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…" (Устав ВОЗ). Исходя из данного определения, при разработке здоровьесберегающих технологий для студентов колледжа за основу бралось изучение физического, психического и социального компонентов здоровья человека.
Учебный процесс накладывает на развивающийся и формирующийся молодой организм немалые нагрузки. Важно, чтобы это не вызвало негативных последствий для здоровья обучающихся. Необходимо соблюдать выработанные врачами и гигиенистами рекомендации по учебному режиму (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.3. 1186 — 03), обеспечивая тем самым высокий уровень трудовых функций на протяжении учебного занятия, способствуя хорошему самочувствию и настроению обучающихся, сохранению их здоровья.
Вредны большие физические нагрузки, приводящие к перенапряжению всех систем организма, снижению их функционального состояния, уменьшению сопротивляемости к инфекциям и так далее. Поэтому формирование необходимых знаний, умений и навыков для определения оптимальных двигательных режимов, повышающих функциональное состояние и здоровье человека, - одна из основных задач обучения в подготовке специалистов.
Заключение
В качестве основных принципов, которые должны лежать в основе построения здоровьесберегающих технологий в обучении могут быть предложены следующие:
- учебно-материальная база обучения должна соответствовать оптимальным гигиеническим условиям для работы студентов;
- режим работы в кабинетах, лабораториях, мастерских должен предусматривать чередование непрерывной работы с периодами отдыха;
- учитывать психофизиологического воздействия цветовой гаммы;
- способствовать осознанию студентами собственных психосоматических процессов;
- формировать творческую активность и навыки закаливания.
Литература и источники:
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.Е. – М.: Academia, 2013.
Реан А. А. Педагогика и психология – СПб.: Питер, 2015.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2015
Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений // Справочник руководителя образовательных учреждений. - 2015.-№9. (Официальные документы Минобразования России).
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-zdoroviesberegayuschey-tehnologii-obucheniya-v-uchrezhdeniyah-srednego-professionalnogo-obrazovaniya#ixzz4YvSJ0iRS