Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 50 г. Липецка
СОГЛАСОВАНО
С методическим советом
МБОУ СОШ № 50 г. Липецка
ПР. № ___ от ______ 20 __ г.
Заместитель директора
__________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 50
___________ Л.И. Бороздина
___________/______________
Приказ № _____ от _____ 20__
Рабочая программа учебного предмета
«биология»
8 класс
Разработчик
Климова Е. А.
учитель биологии
РАССМОТРЕНО на заседании
методического объединения:
Протокол № ____от ____________
Руководитель МО _____________
г. Липецк
2016/17 учебный год
Пояснительная записка
Биология 8 класс
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих
целей и задач:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Программа учитывает рекомендации, изложенные в нормативных и инструктивно-методических документах Министерства образования Российской Федерации, Управления образования и науки Липецкой области
Программа предназначена для изучения биологии в 8 классе, составлена на 70 часов (из расчета 2 часа в неделю).
Оценка знаний осуществляется через проверочные и контрольные работы, тестирование, практические работы.
Курс завершается зачётом (тестированием, которое содержит материал всех изученных тем).
Реализация рабочей программы осуществляется на основе
использования учебника: «Биология. Человек» Пасечник В.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(обязательный минимум содержания образования выделен и подчеркнут)
Место человека в системе органического мира (2 часа)
ЗНАЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА, его сходство с животными и отличие от них. Биологическая и социальная сущность человека. Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Тема 3. Происхождение человека (3 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека
(5 часов)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Демонстрация схем систем органов человека. Лабораторные и практические работы: «Изучение микроскопического строения тканей» и «Распознавание на таблицах органов и систем органов».
Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)
Гуморальная регуляция. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Нервная регуляция. Нервная система. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции и роль в жизни человека. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Опорно-двигательная система. Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов
конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно- двигательной системы. Профилактика травматизма. Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
Измерение роста и массы тела. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Значение постоянства внутренней среды. Тканевая жидкость. Кровеносная и лимфатическая системы. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)
Транспорт веществ. Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Артериальное и венозное кровотечение. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Тема 9. Дыхание (5 часов)
Дыхание. Потребность организма человека в кислороде воздуха. Дыхательная система. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Практическая работа: «Определение частоты дыхания».
Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего
Тема 10. Пищеварение (6 часов)
Питание. Пища – как биологическая основа жизни. Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика гепатита и кишечных инфекций
Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
Определение норм рационального питания.
Тема 11 Обмен веществ и энергии (2 часа)
Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Тема 12. Выделение (3 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Мочеполовая система. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Мочеполовые инфекции и меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)
Размножение и развитие. Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика
Тема 15- Высшая нервная деятельность (6 часов)
Психология и поведение человека. Рефлекс — основа нервной деятельности. Условные и безусловные рефлексы. Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И, П. Павлова, А. А Ухтомского, П. К. Анохина. Познавательная деятельность мозга. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Торможение. Сознание человека. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Речь. Мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Тема 16. Человек и окружающая среда. (4 часа)
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Знание окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Требования к уровню подготовки учащихся заканчивающих
8 класс.
В результате прохождения программного материала, обучающийся должен знать:
особенности жизни как формы существования материи;
фундаментальные понятия биологии;
о существовании эволюционной теории;
происхождение и развитие человека;
основы анатомии и физиологии человеческого организма;
основные области применения биологических знаний при охране
окружающей среды и здоровья человека.
Уметь:
пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития человека на Земле;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.
Владеть:
навыками оказания первой медицинской помощи при остановке сердца, кровотечениях, тепловых и солнечных ударов, переломах, растяжении связок;
языком предмета.
Тематическое планирование по биологии 8 класс 70 часов –
2 урока в неделю
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Место человека в системе органического мира | 2 |
2 | Происхождение человека | 2 |
3 | Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 2 |
4 | Общий обзор строения и функций организма человека | 5 |
5 | Координация и регуляция | 12 |
6 | Опора и движение | 9 |
7 | Внутренняя среда организма | 3 |
8 | Транспорт веществ | 4 |
9 | Дыхание | 6 |
10 | Пищеварение | 6 |
11 | Обмен веществ и энергии | 2 |
12 | Выделение | 2 |
13 | Покровы тела | 3 |
14 | Размножение и развитие | 3 |
15 | Высшая нервная деятельность | 5 |
16 | Человек и окружающая среда | 4 |
| Итого: 70часов | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата прохождения темы |
По плану 8а/8б | Корректировка |
Место человека в системе органического мира (2 часа) |
1 | Место человека в системе органического мира | 1 | 5.09/2.09 | |
2 | Особенности человека | 1 | 7.09/5.09 | |
Происхождение человека (2 часа) |
3 | Происхождение человека, этапы становления | 1 | 12.09/9.09 | |
4 | Расы человека | 1 | 14.09/12.09 | |
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа) |
5 | История развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | 19.09/16.09 | |
6 | Анатомия, физиология, гигиена | 1 | 21.09/19.09 | |
Общий обзор строения и функций организма человека (5 часов) |
7 | Клеточное строение организма | 1 | 26.09/23.09 | |
8 | Соединительные и эпителиальные ткани. | 1 | 28.09/26.09 | |
9 | Мышечные и нервные ткани. | 1 | 3.10/30.09 | |
10 | Органы. Системы органов. Организм | 1 | 5.10/3.10 | |
11 | Повторно-обобщающий урок по теме: «Общий обзор строения и функций организма человека» | 1 | 12.10/14.10 | |
Координация и регуляция (12 часов) |
12 | Гуморальная регуляция | 1 | 17.10 | |
13 | Роль гормонов в обменных процесса | 1 | 19.10/21.10 | |
14 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы | 1 | 24.10 | |
15 | Спинной мозг | 1 | 26.10/28.10 | |
16 | Строение и функции головного мозга | 1 | 31.10 | |
17 | Полушария переднего мозга | 1 | 2.11/7.11 | |
18 | Вегетативная нервная система | 1 | 7.11/11.11 | |
19 | Анализаторы, их значение. | 1 | 9.11/14.11 | |
20. | Зрительный анализатор | 1 | 14.11/18.11 | |
21 | Анализаторы слуха и равновесия. | 1 | 16.11/21.11 | |
22 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус | 1 | 21.11/28.11 | |
23 | Повторно - обобщающий урок по теме: «Координация и регуляция». | 1 | 28.11/2.12 | |
Опора и движение (9 часов) |
24 | Скелет человека, его отделы | 1 | 30.11/5.12 | |
25 | Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. | 1 | 5.12/9.12 | |
26 | Состав и строение костей | 1 | 7.12/12.12 | |
27 | Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | 1 | 12.12/16.12 | |
28 | Мышечная система. Строение и развитие мышц | 1 | 14.12/19.12 | |
29 | Основные группы мышц | 1 | 19.12/23.12 | |
30 | Работа мышц. Роль в этом нервной системы | 1 | 21.12/26.12 | |
31 | Нарушения опорно-двигательной системы. | 1 | 26.12/30.12 | |
32 | Повторно - обобщающий урок по теме: «Опора и движение» | 1 | 28.12/9.01 | |
Внутренняя среда организма (3 часа) |
33 | Внутренняя среда организма и ее значение | 1 | 9.01/13.01 | |
34 | Кровь и ее состав | 1 | 11.01/16.01 | |
35 | Иммунитет. Группы крови. Донорство. Донорство в Липецкой области. | 1 | 16.01/20.01 | |
Транспорт веществ (4 часа) |
36 | Органы кровообращения | 1 | 18.01/23.01 | |
37 | Работа сердца | 1 | 23.01/27.01 | |
38 | Движение крови по сосудам | 1 | 25.01/30.01 | |
39 | Первая медицинская помощь при кровотечениях. Работа скорой помощи в Липецкой области. | 1 | 30.01/3.02 | |
Дыхание (6 часов) |
40 | Потребность организма в кислороде. Строение органов дыхания. | 1 | 1.02/6.02 | |
41 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях | 1 | 6.02/10.02 | |
42 | Дыхательные движения. Жизненная емкость легких | 1 | 8.02/13.02 | |
43 | Регуляция дыхания | 1 | 13.02/17.02 | |
44 | Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Первая медицинская помощь при нарушении дыхания и кровообращения. | 1 | 15.02/20.02 | |
45 | Повторно - обобщающий урок по теме: « Внутренняя среда и дыхание» | 1 | 20.02/27.02 | |
Пищеварение (6 часов) |
46 | Пищевые продукты. Питательные вещества, пищеварение | 1 | 27.02/3.03 | |
47 | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости | 1 | 1.03/6.03 | |
48 | Пищеварение в желудке | 1 | 6.03/10.03 | |
49 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | 1 | 13.03/13.03 | |
50 | Гигиена питания. | 1 | 15.03/17.03 | |
51 | Профилактика желудочно-кишечных заболеваний | 1 | 20.03/20.03 | |
Обмен веществ и энергии (2 часа) |
52 | Обмен веществ и энергии | 1 | 22.03/24.03 | |
53 | Витамины | 1 | 27.03/27.03 | |
Выделение (2 часа) |
54 | Выделение. Строение и работа почек | 1 | 29.03/31.03 | |
55 | Заболевания почек их предупреждение | 1 | 10.04/7.04 | |
Покровы тела (3 часа) |
56 | Строение и функции кожи. Гигиена кожи. | 1 | 12.04/10.04 | |
57 | Роль кожи в терморегуляции организма | 1 | 17.04/14.04 | |
58 | Заболевание организма. Гигиена одежды, обуви. | 1 | 19.04/17.04 | |
Размножение и развитие (3 часа) |
59 | Половая система человека, строение, гигиена. | 1 | 24.04/21.04 | |
60 | Внутриутробное развитие, роды | 1 | 26.04/24.04 | |
61 | Развитие человека. Возрастные процессы | 1 | 3.05/28.04 | |
Высшая нервная деятельность (5 часов) |
62 | Поведение человека. Рефлекс | 1 | 10.05/5.05 | |
63 | Память и обучение | 1 | 15.05/12.05 | |
64 | Биологические ритмы. Сон, гигиена сна | 1 | 17.05/15.05 | |
65 | Особенности высшей нервной деятельности человека | 1 | 22.05/19.05 | |
66 | Типы нервной деятельности | 1 | 24.05/22.05 | |
Человек и окружающая среда (4 часа) |
67 | Социальная и природная среда человека | 1 | 29.05/26.05 | |
68 | Окружающая среда и здоровье человека | 1 | 31.05/29.05 | |
69-70 | резерв | 2 | / | |
| Итого 70 часов | | | |