СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерная рабочая программа 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная рабочая программа к курсу "Человек и его здоровье", которая может применяться к УМК под редакцией Пасечника. Рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Особенностью является перенос тем по строению нервной системы на начало курса 

Просмотр содержимого документа
«Примерная рабочая программа 8 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 50 г. Липецка





СОГЛАСОВАНО

С методическим советом

МБОУ СОШ № 50 г. Липецка

ПР. № ___ от ______ 20 __ г.

Заместитель директора

__________________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 50

___________ Л.И. Бороздина

___________/______________

Приказ № _____ от _____ 20__












Рабочая программа учебного предмета

«биология»

8 класс





Разработчик

Климова Е. А.

учитель биологии





РАССМОТРЕНО на заседании

методического объединения:

Протокол № ____от ____________

Руководитель МО _____________







г. Липецк

2016/17 учебный год


Пояснительная записка

Биология 8 класс


Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих

целей и задач:

- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.



Программа учитывает рекомендации, изложенные в нормативных и инструктивно-методических документах Министерства образования Российской Федерации, Управления образования и науки Липецкой области


Программа предназначена для изучения биологии в 8 классе, составлена на 70 часов (из расчета 2 часа в неделю).

Оценка знаний осуществляется через проверочные и контрольные работы, тестирование, практические работы.

Курс завершается зачётом (тестированием, которое содержит материал всех изученных тем).

Реализация рабочей программы осуществляется на основе

использования учебника: «Биология. Человек» Пасечник В.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(обязательный минимум содержания образования выделен и подчеркнут)



Место человека в системе органического мира (2 часа)


ЗНАЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА, его сходство с животными и отличие от них. Биологическая и социальная сущность человека. Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.


Тема 2. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.


Тема 3. Происхождение человека (3 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

(5 часов)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Демонстрация схем систем органов человека. Лабораторные и практические работы: «Изучение микроскопического строения тканей» и «Распознавание на таблицах органов и систем органов».


Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Нервная регуляция. Нервная система. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции и роль в жизни человека. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.


Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Опорно-двигательная система. Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов

конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно- двигательной системы. Профилактика травматизма. Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы

Измерение роста и массы тела. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.


Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Значение постоянства внутренней среды. Тканевая жидкость. Кровеносная и лимфатическая системы. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.


Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Транспорт веществ. Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Артериальное и венозное кровотечение. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторные и практические работы

Измерение кровяного давления.

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Тема 9. Дыхание (5 часов)

Дыхание. Потребность организма человека в кислороде воздуха. Дыхательная система. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Практическая работа: «Определение частоты дыхания».

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Тема 10. Пищеварение (6 часов)

Питание. Пища – как биологическая основа жизни. Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика гепатита и кишечных инфекций

Лабораторные и практические работы

Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Определение норм рационального питания.


Тема 11 Обмен веществ и энергии (2 часа)

Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.


Тема 12. Выделение (3 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Мочеполовая система. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Мочеполовые инфекции и меры их предупреждения для сохранения здоровья.


Тема 13. Покровы тела (3 часа)

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.


Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

Размножение и развитие. Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика


Тема 15- Высшая нервная деятельность (6 часов)

Психология и поведение человека. Рефлекс — основа нервной деятельности. Условные и безусловные рефлексы. Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И, П. Павлова, А. А Ухтомского, П. К. Анохина. Познавательная деятельность мозга. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Торможение. Сознание человека. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Речь. Мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.


Тема 16. Человек и окружающая среда. (4 часа)

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Знание окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.






Требования к уровню подготовки учащихся заканчивающих

8 класс.

В результате прохождения программного материала, обучающийся должен знать:

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • о существовании эволюционной теории;

  • происхождение и развитие человека;

  • основы анатомии и физиологии человеческого организма;

  • основные области применения биологических знаний при охране

окружающей среды и здоровья человека.

Уметь:

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития человека на Земле;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.

Владеть:

  • навыками оказания первой медицинской помощи при остановке сердца, кровотечениях, тепловых и солнечных ударов, переломах, растяжении связок;

  • языком предмета.



















Тематическое планирование по биологии 8 класс 70 часов –

2 урока в неделю


№ п/п

Тема

Количество часов

1

Место человека в системе органического мира

2

2

Происхождение человека

2

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях

организма человека

2

4

Общий обзор строения и функций организма человека

5

5

Координация и регуляция

12

6

Опора и движение

9

7

Внутренняя среда организма

3

8

Транспорт веществ

4

9

Дыхание

6

10

Пищеварение

6

11

Обмен веществ и энергии

2

12

Выделение

2

13

Покровы тела

3

14

Размножение и развитие

3

15

Высшая нервная деятельность

5

16

Человек и окружающая среда

4


Итого: 70часов




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема урока

Кол-во часов

Дата прохождения темы

По плану

8а/8б

Корректировка

Место человека в системе органического мира (2 часа)

1

Место человека в системе органического мира

1

5.09/2.09


2

Особенности человека

1

7.09/5.09


Происхождение человека (2 часа)

3

Происхождение человека, этапы становления

1

12.09/9.09


4

Расы человека

1

14.09/12.09


Краткая история развития знаний о строении и функциях

организма человека (2 часа)

5

История развития знаний о строении и функциях организма человека

1

19.09/16.09


6

Анатомия, физиология, гигиена

1

21.09/19.09


Общий обзор строения и функций организма человека (5 часов)

7

Клеточное строение организма

1

26.09/23.09


8

Соединительные и эпителиальные ткани.

1

28.09/26.09


9

Мышечные и нервные ткани.

1

3.10/30.09


10

Органы. Системы органов. Организм

1

5.10/3.10


11

Повторно-обобщающий урок по теме: «Общий обзор строения и функций организма человека»

1

12.10/14.10


Координация и регуляция (12 часов)

12

Гуморальная регуляция

1

17.10


13

Роль гормонов в обменных процесса

1

19.10/21.10


14

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

1

24.10


15

Спинной мозг

1

26.10/28.10


16

Строение и функции головного мозга

1

31.10


17

Полушария переднего мозга

1

2.11/7.11


18

Вегетативная нервная система

1

7.11/11.11


19

Анализаторы, их значение.

1

9.11/14.11


20.

Зрительный анализатор

1

14.11/18.11


21

Анализаторы слуха и равновесия.

1

16.11/21.11


22

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

1

21.11/28.11


23

Повторно - обобщающий урок по теме: «Координация и регуляция».

1

28.11/2.12


Опора и движение (9 часов)

24

Скелет человека, его отделы

1

30.11/5.12


25

Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

1

5.12/9.12


26

Состав и строение костей

1

7.12/12.12


27

Типы соединения костей. Заболевания опорно-­двигательной системы и их профилактика.

1

12.12/16.12


28

Мышечная система. Строение и развитие мышц

1

14.12/19.12


29

Основные группы мышц

1

19.12/23.12


30

Работа мышц. Роль в этом нервной системы

1

21.12/26.12


31

Нарушения опорно-двигательной системы.

1

26.12/30.12


32

Повторно - обобщающий урок по теме: «Опора и движение»

1

28.12/9.01


Внутренняя среда организма (3 часа)

33

Внутренняя среда организма и ее значение

1

9.01/13.01


34

Кровь и ее состав

1

11.01/16.01


35

Иммунитет. Группы крови. Донорство. Донорство в Липецкой области.

1

16.01/20.01


Транспорт веществ (4 часа)

36

Органы кровообращения

1

18.01/23.01


37

Работа сердца

1

23.01/27.01


38

Движение крови по сосудам

1

25.01/30.01


39

Первая медицинская помощь при кровотечениях. Работа скорой помощи в Липецкой области.

1

30.01/3.02


Дыхание (6 часов)

40

Потребность организма в кислороде. Строение органов дыхания.

1

1.02/6.02


41

Строение легких. Газообмен в легких и тканях

1

6.02/10.02


42

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких

1

8.02/13.02


43

Регуляция дыхания

1

13.02/17.02


44

Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Первая медицинская помощь при нарушении дыхания и кровообращения.



1

15.02/20.02


45

Повторно - обобщающий урок по теме: « Внутренняя среда и дыхание»

1

20.02/27.02


Пищеварение (6 часов)

46

Пищевые продукты. Питательные вещества, пищеварение

1

27.02/3.03


47

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости

1

1.03/6.03


48

Пищеварение в желудке

1

6.03/10.03


49

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

1

13.03/13.03


50

Гигиена питания.


1

15.03/17.03


51

Профилактика желудочно-кишечных

заболеваний

1

20.03/20.03


Обмен веществ и энергии (2 часа)

52

Обмен веществ и энергии

1

22.03/24.03


53

Витамины

1

27.03/27.03


Выделение (2 часа)

54

Выделение. Строение и работа почек

1

29.03/31.03


55

Заболевания почек их предупреждение

1

10.04/7.04


Покровы тела (3 часа)

56

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

1

12.04/10.04


57

Роль кожи в терморегуляции организма

1

17.04/14.04


58

Заболевание организма. Гигиена одежды, обуви.

1

19.04/17.04


Размножение и развитие (3 часа)

59

Половая система человека, строение, гигиена.

1

24.04/21.04


60

Внутриутробное развитие, роды

1

26.04/24.04


61

Развитие человека. Возрастные процессы

1

3.05/28.04


Высшая нервная деятельность (5 часов)

62

Поведение человека. Рефлекс

1

10.05/5.05


63

Память и обучение

1

15.05/12.05


64

Биологические ритмы. Сон, гигиена сна

1

17.05/15.05


65

Особенности высшей нервной деятельности человека

1

22.05/19.05


66

Типы нервной деятельности

1

24.05/22.05


Человек и окружающая среда (4 часа)

67

Социальная и природная среда человека

1

29.05/26.05


68

Окружающая среда и здоровье человека

1

31.05/29.05


69-70

резерв

2

/



Итого 70 часов






Похожие файлы