АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Цель: достижение такого уровня развития двигательных навыков, который даст возможность минимально зависеть от посторонней помощи, вести более активный образ жизни, общаться с другими людьми, войти в социум как полноправный член общества.
Задачи:
Общие задачи (образовательные, воспитательные, развивающие):
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
- обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых навыков и умений;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- формирование необходимых знаний в области физической культуры личности;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;
- воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.
Специфические задачи (коррекционные, компенсаторные, профилактические):
1. Задача: нормализация тонуса мышц.
2. Задача: восстановление мышечного чувства, стабилизация правильного положения тела, ориентация в пространстве.
3. Задача: систематическая тренировка равновесия тела, развитие координации элементарных движений в сложных двигательных комплексах.
4. Задача: социализация и приобретение коммуникативных навыков .
Адаптивная физическая культура - это социальный феномен, целью которого является социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, по средствам физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание.
Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Медико-физиологические и психологические особенности детей разных нозологических групп, типичные и специфические нарушения двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса
определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры. Для выстраивания педагогического процесса, определения дидактических линий, возможности ставить и решать задачи образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, а также физические, психические, личностные особенности детей с нарушениями в развитии, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.
Дети с ограничениями по здоровью на занятиях АФК занимаются как индивидуально, соответственно своей нозологической группе, так и в составе группы нормотипичных детей.