Урок по теме: «Природные сообщества»
Ф.И.О.: Курганбаева Асель Дауреновна
Дата проведения: _____ г
Класс: параллель 5 классов
Цели:
Образовательная: раскрыть особенности взаимоотношений организмов, составляющих природные сообщества.
Развивающая: формировать умения выделять главное, делать выводы.
Воспитательная: формировать навыки коммуникативного общения, воспитывать культуру поведения в ролевой игре.
Оборудование: Учебник «Естествознание» Авторы: Б. Ш. Абдиманапов, А. В. Прищепина, Л. М. Фокина, Алматы «Атамура» 2010, тетради, мультимедийный комплекс, видео (отрывок из мультфильма «Как дед великое равновесие нарушил»)
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Групповая, индивидуальная с текстом учебника и рисунками.
План урока:
1.Организационный момент 3 мин
2. Проверка домашнего задания 10 мин
3. Актуализация знаний 3 мин
3. Изучение нового материала 20 мин
4. Закрепление изученного материала 7 мин
5. Итог урока. Выставление оценок 2 мин
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания
Собрать рисунок гриба, ответив на вопросы.
Главные отличия грибов от других растений
Назовите составные части шляпочных грибов
Расскажите об особой группе грибов
Ребусы по теме грибы: Лисичка, мухомор, груздь, трюфель.
Ученики, отгадывая ребусы, рассказывают об угаданных грибах.
3. Актуализация знаний
Учитель: Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
- Знаете, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и кенгуру – кто победит? Вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос. Начнем.
(Мозговой штурм) Внимание! Перед нами слайды с изображением различных животных. Попробуйте объяснить мне, почему животные размещены по группам именно в таком порядке? Что их связывает между собой? (Картинка на слайде)
Если вы позволите, я попытаюсь вам помочь. Какие ассоциации у вас возникают с понятием:
Белый медведь – белый, снег, холодно
Варан, ящерица – пустыня, жарко, песок
Лягушка, аист – болото, вода
Волк, лиса, лось – лес, тайга, шерсть.
Что их связывает между собой? (Среда обитания или условия существования)
- Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например,
Зебру и аиста; Белого медведя и лягушку;
Варана и лису?
– А почему? (Живут в разных средах жизни, где разные условия для существования.)
Тогда помогите мне пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и кенгуру – кто победит? (Никто, ведь данные животные никогда не встретятся т.к. условия их существования различны)
4. Изучение нового материала
Учитель: обобщает ответ ученика, подводит к мысли о том, что этот урок будет посвящен изучению живых организмов обитающих на одной и той же территории и в одних и тех же условиях среды – в «Природных сообществах».
-Тема сегодняшнего урока «Природные сообщества». Давайте внимательно посмотрим на запись темы урока. Слово «природные » нам хорошо знакомо, а слово «сообщество» нам встретилось впервые. Что на ваш взгляд оно может обозначать? От какого слова оно происходит? (Сообща, значит вместе). О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О живых организмах живущих совместно)
Запись определения: «природные сообщество это совокупность различных живых организмов, совместно обитающих на каком-либо участке суши или водоема.»
Сотрудничая друг с другом, животные играют каждый свою определенную роль. И их роли носят такие названия как:
Производители продуценты-зеленые растения.
Потребители консументы - растительноядные, всеядные и хищные животные.
Разрушители редуценты - бактерии, грибы, почвенные черви, жуки- могильщики. (Запись в тетрадь)
Вопросы перед фильмом: записать представителей сообщества луг, дать каждому свое определение.
Видео фрагмент мультфильма «Как дед великое равновесие нарушил»
5. Закрепление изученного материала
Из предложенных животных и растений составить пищевые связи.
Каждый ряд подбирает животных в свои природные сообщества.
1: лес. 2: луг. 3: водоем
Список животных:
Кукушка 1
Пиявки 3
Белка 1
Кабан 1
Крот 2
Жаворонок 2
Щука 3
Махаон 2
Лягушка 3
Бобр 3
Шмель 2
Мышь полевая 2
Дятел 1
Еж 1
Цапля 3
Кузнечик2
Рак 3
Бурундук 1
6. Итог урока. Комментирование оценок