СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Притчи. Сборник.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник притч по ОРКСЭ, 4 класс. 

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль)

Просмотр содержимого документа
«Притчи. Сборник.»






Лампадка старушки

Однажды вечером Будда должен был читать проповедь на горе. Его ожидала огромная толпа. Темнело, и каждый зажег свою лампадку, чтобы встретить Учителя. Одна старая женщина принесла лампадку поменьше и похуже, чем у всех остальных. Несмотря на насмешки, она поставила ее рядом с другими. Лампадка была едва наполнена маслом. Женщина была так бедна, что ей пришлось продать все свое имущество, даже собственные волосы, чтобы купить эту маленькую лампадку… Внезапно поднялась буря и погасила все огни, кроме лампадки старушки, ведь ее, самую маленькую, защищали от ветра другие лампады, и только ее пламя осталось светить в темноте. Тогда Будда взял эту лампадку и зажег от нее, одну за другой, все остальные, а затем сказал: «До тех пор, пока останется хоть одна искра, надежда не потеряна».

Есть ли Бог?

Как-то рано утром, когда Будда вместе с Анандой, своим любимым учеником, вышел на утреннюю прогулку, один человек спросил его:
— Есть ли Бог?
Будда посмотрел этому человеку в глаза и сказал:
— Нет, Бога нет, никогда не было и никогда не будет. Выкинь эту чепуху из головы!
В середине того же дня к Будде пришел другой человек и спросил:
— Есть ли Бог?
Будда сказал:
— Бог есть, всегда был и всегда будет. Ищи и найдешь.
Ананда пришел в сильное замешательство, так как помнил ответ, который Будда дал утром, но не имел возможности спросить, потому что вокруг было много народа.
Вечером, когда Будда, сидя под деревом, смотрел на заходящее солнце и прекрасные облака, к нему пришел еще один человек и спросил:
— Есть ли Бог?
Будда молча, одним жестом пригласил человека сесть рядом, а сам закрыл глаза. Они долго сидели вместе и молчали, уже стало темно, солнце село… Тогда человек поднялся, коснулся ног Будды, сказал:
— Благодарю тебя за ответ, — и ушел прочь.
Когда Будда и Ананда остались одни, Ананда сказал:
— Я не смогу уснуть сегодня ночью, если ты не ответишь мне. В один и тот же день на один и тот же вопрос ты дал три разных ответа! Почему?!
Тогда Будда сказал:
— Я отвечал не тебе. Почему же ты пришел в замешательство? Первый человек верил в Бога и пришел не за ответом, а за подтверждением своей веры. Но все верования ошибочны. Знание — это нечто совершенно иное. Второй человек не верил в Бога. Он хотел, чтобы я подтвердил его неверие. Третий был подлинным искателем. Он хотел испытать. Он хотел, чтобы я открыл ему нечто, потому я не стал отвечать ему, а просто предложил сесть рядом со мной. И нечто произошло.

Три типа слушателей

Однажды к Будде пришел человек и попросил ответить на его вопрос. Будда сказал:
— Я отвечу, но не сейчас.
Человек удивился. Он был очень ученым, и его хорошо знали во всей стране, и, конечно, его обидело, что Будда не мог уделить ему немного времени.
— Почему ты не можешь ответить мне сейчас? Ты занят?
— Нет, дело не в этом. У меня достаточно времени, но прямо сейчас ты не сможешь воспринять ответ.
Есть три типа слушателей, — начал объяснять Будда. — Первые как горшок, перевернутый вверх дном. В него ничего не войдет. Вторые подобны горшку с дырявым дном. Кажется, что он наполняется, но это лишь на мгновение. Рано или поздно вода из него вытечет, и он снова будет пустым. И наконец, третьи подобны горшку, который стоит как нужно, и дно у него не дырявое, но он полон мусора. Как только вода наполняет его, она тут же становится грязной.
Прежде чем задавать вопрос, нужно выкинуть из головы весь мусор. То, что не осознано, — не познано.

Горчичные зерна

Однажды к Будде пришла женщина, у которой только что умер маленький ребенок. Он был ее единственной радостью, смыслом всей жизни.
— Помоги мне, Владыка! — просила она, вся в слезах.
Будда мягко улыбнулся и сказал ей:
— Пойди в город и попроси немного горчичных зерен в доме, где никто не умирал. Принеси эти зерна мне, и я тебе помогу.
Женщина побежала в город, в ее сердце затеплилась надежда. Она ходила из дома в дом, но в каждом слышала одни и те же слова:
— Нам не жалко горчичных зерен, мы дадим тебе их сколько угодно, но смерть посещала наш дом.
В каждой семье хоть раз кто-то умирал. Женщина ходила весь день и наконец поняла великую истину: смерть — это часть жизни, ее другая сторона… Когда она вечером вернулась к Будде с пустыми руками, тот спросил:
— Где же горчичные зерна?
Женщина улыбнулась и ответила:
— Просвети меня, Учитель, я бы хотела познать То, что никогда не умирает.

Рецепт врача

Один человек заболел и пришел к врачу. Тот осмотрел его и выписал рецепт. Больной вернулся домой, там на самом видном месте поместил портрет доктора, трижды поклонился портрету, возложил цветы, возжег благовония, вынул рецепт и очень торжественно начал читать вслух:
— Две пилюли утром! Две пилюли вечером!
Целый день он читал рецепт — потому что твердо верил в доктора. Но не выздоровел. Тогда больной решил, что ему надо узнать об этом рецепте побольше, и снова пришел к врачу.
— Как мне поможет лекарство, которое вы мне прописали? — спросил он.
Доктор принялся объяснять:
— Вот, слушайте: это — ваша болезнь, а это — ее причина. Если вы будете принимать лекарство, которое я вам прописал, оно устранит причину, корень болезни. Когда же причина будет удалена, болезнь пройдет сама собой.
«Ах, как чудесно! Как умен мой врач! — подумал больной. — Его рецепты так полезны!» И он отправился домой, а там начал ссориться со своими соседями и знакомыми, настаивая:
— Мой врач лучше всех! Все другие врачи ничего не знают!

Можете забрать их себе

Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде:
— Неужели тебя не задевают наши слова?!
— Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, — ответил Будда. — А мое — принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.

Просто идите своим путем

Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?
Ученик сказал:
— Ничего! Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка. Будда сказал:
— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это все равно что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путем, будто ничего не случилось.

Правильное слово

— Благословенный произносит ли слово, если оно ложно, губительно и неприятно?
— Нет.
— Если оно истинно, губительно и неприятно?
— Тоже нет.
— Если оно истинно, полезно и неприятно?
— Да, когда он находит это нужным.
— Если ложно, губительно и приятно?
— Нет.
— Если истинно, полезно и приятно?
— Да, когда он находит время подходящим.
— Почему действует он так?
— Он сострадает всем существам.

Плот

Однажды Будда сказал своим ученикам:
— Представьте себе человека, отправившегося в дальний путь и остановленного широким потоком воды. Ближайшая сторона этого потока была полна опасностей и угрожала гибелью, дальняя была прочна и свободна от опасностей. Не было ни челна, чтобы переехать поток, ни моста, перекинутого на противоположный берег. Человек решил: «Истинно, стремителен и широк поток и нет никаких средств, чтобы перебраться на другой берег. Но если я соберу достаточно тростника, ветвей и листьев и построю из них плот, то, поддерживаемый таким плотом и работая усердно руками и ногами, я переберусь в безопасности на противоположный берег».
Путник построил плот, спустил его на воду и, работая ногами и руками, безопасно добрался до противоположного берега. Достигнув противоположного берега, он подумал: «Истинно, большую службу сослужил мне плот, ибо с его помощью я безопасно перебрался на этот берег. Взвалю-ка я плот себе на плечи и продолжу путь!»
Сделав так, правильно ли поступит человек со своим плотом? Как думаете вы, ученики мои? В чем же будет правильное отношение к этому плоту?
Истинно, человек должен сказать себе: «Плот принес мне большую пользу, ибо, поддерживаемый им, работая ногами и руками, я безопасно достиг дальнего берега. Но я оставлю его на берегу и продолжу свой путь!» Истинно, в этом случае человек поступил бы правильно по отношению к своему плоту.
Точно так же, о ученики, предлагаю и я вам мое учение — именно как средство к освобождению и достижению, но не как постоянную собственность. Усвойте эту аналогию учения с плотом, учение должно быть оставлено вами, когда вы переберетесь на берег Нирваны.

Соблазн

Два монаха шли из одного монастыря в другой. На пути им предстояло перейти вброд бурную речку. Когда они подошли к броду, к ним обратилась девушка с просьбой помочь ей переправиться. Один из монахов молча поднял девушку на руки и перенес на ту сторону реки, второй отнесся к такому поступку неодобрительно. Перебравшись через реку, они зашагали своей дорогой.
Часа через два второй монах, обратившись к своему спутнику, сказал:
— Все-таки ты поступил неправильно. Писания запрещают нам прикасаться к женщинам, а тем более брать их на руки. Ты не должен был так поступать.
Второй монах ответил:
— Я перенес девушку на другой берег за одну минуту и забыл о ней. Ты же все еще несешь ее с собой.

СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ  (Добродетель  и порок)

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

-Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

-Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - проговорила вторая.

-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.

-Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвёртая.

 -Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.

 -Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала шестая.

 А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги. 

Гора и Ослик (моральный долг)

Шёл маленький Ослик по тропе меж гор. Тащил за собой маленькую тележку со всякого рода хламом.

«Забавный Ослик, — подумала Гора, — Зачем он тащит за собой этот никому не нужный хлам?»

И решила Гора позабавится над Осликом. Бросила она со своих высот ему в тележку большой серый камень. Ослик же как шёл, так и продолжал идти. «Странный Ослик», — подумала Гора и бросила в тележку ещё один большой камень. Ослик же упрямо тащил за собой свою маленькую тележку.

По пути ему встречались люди и спрашивали его:

— Зачем ты тащишь за собой эти бесполезные камни? Не лучше ли тебе остановиться и сбросить их с тележки? Идти сразу станет легче.

Но Ослик непонимающе смотрел на людей и, обливаясь потом, упрямо шёл вперёд, таща за собой тележку с камнями.

Гора же всё с большим и большим азартом забавлялась над Осликом, дивясь его упрямой глупости и подбрасывая в тележку всё больше и больше камней.

«Тяжела же моя ноша», — подумал Ослик, задыхаясь от непосильного труда.

И издох.

Мальчик и зеркало  (Золотое правило нравственности).

  Мальчик,   выросший   у   кормилицы  в   деревне, вернулся в город и очень удивился,  увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом, по ребяческой привычке, захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало — тоже. Мальчик, разобидевшись, погрозил ему кулаком, а зеркало погрозило в ответ. Осердился малыш и  бросился колотить этого нахала, и ушиб руки. В отчаянии и ярости он метался  перед  зеркалом,  плача,  крича  и  колотя  по стеклу.

Приходит мать, утешила его и нежно говорит:  «Не ты  ли  первый стал корчить рожи этому негоднику,     который тебя огорчил?» — «Я» «А теперь посмотри - ты улыбнулся и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки — и он  к тебе  тоже,   ты  не  сердишься — и он  не  дуется:  вот так-то  люди  друг  с  другом  и  живут  —  и  добро  и  зло  наше возвращается  к нам же».

ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ  (Добро и зло)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

 — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

 Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

 Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

 — А какой волк в конце побеждает?

 Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

 — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притча «Кошелёк» (Поступок)

    Нашел  человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой!

Притча о благодарности (Моральный долг)

Мальчишка был голодный..

В дверь постучав, воды он попросил,

Но женщина выносит...молока!

Минуло много лет... он доктор стал.

 Он на обходе женщину увидел ту, что дала когда то молока! Она была больна, причем серьезно!

Ей срочно операция нужна!

Он жизнь ей спас, все силы приложив,

Живет и побеждает доброта!..

Квитанцию к оплате принесли.'

Всю жизнь платить!'- подумала тогда,

И взяв листок, не верила глазам!

От радости заплакала она! Оплачен счет!

 Он рядом написал

Оплачено стаканом молока.

Два сына  (Свобода и ответственность)

Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.

- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам.

Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией.

Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля.

— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.

— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король.

В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.

— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, — сказал младший принц королю.

Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.

— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.

— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.




Притча о совести (Совесть)

 Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

     - Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

     - Дети мои, — сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

     - Мы молоды, — ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, что бы мы ни совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе!

     - Вы сильны, - ответил учитель, - для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея! Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда!

     - Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

     - Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя?

     - Прости, учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания!

     - Почему невыполнимо?

     - Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил ученик. - Даже когда я совсем один, я сам вижу! Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим!

     От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика!

БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ (Нравственные ценности)

Однажды в весьма богатой семье отец взял своего сына в деревню с целью показать ему, как живут очень бедные люди. Они провели несколько дней и ночей в доме, который можно с полным правом назвать ОЧЕНЬ бедным. По возвращении отец спросил сына, понравилась ли ему поездка.

"Было здорово, папа!" - ответил сын.

"Ты видел, как живут бедные люди?" - спросил отец.

- О да! –

Скажи, что ты понял за это время?

 Сын ответил: - Я видел, что у нас одна собака, а у них - четыре, а их кошек никто не считал! У нас есть бассейн до середины двора, а у них есть река, у которой нет конца. У нас есть дорогие светильники, а у них есть звезды ночью. У нас есть немного земли, чтобы жить, а у них поля до горизонта. Мы покупаем свою еду, они выращивают свою, или берут из леса. Нас будит будильник, их - солнце. Мы платим деньги, чтобы посмотреть на природу в зоопарке, они живут среди природы. Нас защищают стены, они находятся под защитой всего мира.

Отец потерял дар речи.

Сын добавил: - Спасибо, папа, что показал мне, какие мы бедные.

Восточная притча  (Свобода и моральный выбор человека)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Притча о гвоздях (поступок)

   Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал, каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

Притча о Добре и Зле

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» .


Мудрый отец

Двоих своих сыновей плотник с самого детства приучал к работе. Сначала мальчики просто играли с дощечками, а потом научились их обрабатывать и мастерить деревянные игрушки.
Однажды отец уехал по делам, и мальчики решили сделать что-нибудь самостоятельно.
— Я сделаю скамеечку, как настоящий плотник, — сказал старший мальчик.
— Но папа не учил нас делать скамеечку. Мне кажется, это трудно, — возразил младший брат.
— Сделать скамейку нетрудно для плотника, — гордо заявил старший мальчик.
— А я сделаю кораблик. Сейчас весна, и я пущу его в ручей, — решил младший.
Он долго и старательно строгал дощечку, чтобы она была похожа на лодочку, а потом сделал мачту из палочки и парус из бумажки.
Старший мальчик тоже старался. Когда все части скамейки были готовы, он принялся их сбивать.
Это оказалось трудно, так как части были сделаны не по размеру и плохо подходили одна к другой.
Когда вернулся отец, младший сын показал ему свой кораблик.
— Замечательная игрушка. Беги на улицу, отправь кораблик в плавание, — похвалил отец.
Потом он спросил старшего сына:
— А ты что сделал? Тот показал криво сколоченную скамеечку.
— Твои гвозди плохо вбиваются, — пробормотал мальчик и покраснел.
— Сын, если хочешь стать настоящим мастером, всегда вбивай тот гвоздь, который вбивается, — строго сказал отец.
Вопросы и задания:

  • Почему старший мальчик решил, что он сам может сделать скамейку?

  • Что имел в виду отец, когда сказал: «Вбивай тот гвоздь, который вбивается»?

  • Расскажите о какой-либо поделке, которую вы сделали своими руками?

  • Как вы думаете, нужно ли в настоящее время детям учиться мастерству?

Нарисуйте то, что вы хотели бы сделать своими руками.

Уважение к матери

Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать.
По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом.
— Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, — велел слуга нищенке.
— Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, — попросила старая женщина, а потом добавила:
— Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына.
Слуга спросил хозяина, как ему быть.

Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом.
— Ты же видишь — это нищенка. Гони ее прочь, — сердито приказал он слуге. — У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть.
Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге:
— Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает».
Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.
 Вопросы и задания:

  • Почему старая женщина сразу не сказала, что она пришла к сыну?

  • Как нужно воспитывать детей, чтобы они проявляли уважение к чужим мамам?

  • Расскажите обо всем хорошем, что сделала для вас ваша мама.

  • Придумайте способ, как поблагодарить свою маму так, чтобы она запомнила это надолго. Например, поцеловать ей руку, написать письмо любви, сделать своими руками подарок и т.д.

Чужая мать

Старая женщина с трудом шла по раскисшей дороге. За плечами у нее был большой мешок.

Она только вышла из города, когда увидела, что навстречу ей едет кибитка.

Молодой возница остановился и ждал, пока старуха отойдет на обочину и освободит ему дорогу.

Старая женщина, задыхаясь, попросила юношу:

— Довези меня, милый, до дома, а я отдам тебе половину мешка риса. Добрые люди дали мешок риса, но он слишком тяжел, боюсь, не донесу.

— Извини, не могу, мать. Два дня я работал без отдыха — возил людей. Сам устал и конь мой устал, — отказался возчик.

Кибитка уехала, а старуха, с трудом подняв мешок на плечи, побрела дальше.

Вдруг она услышала за собой цокот копыт и голос молодого возницы:

— Садись, мать. Я все-таки решил довезти тебя.

Юноша помог старушке сесть в кибитку и уложил ее мешок. Дорога заняла около двух часов.

Чтобы не уснуть от усталости, юноша рассказывал старушке о своей жизни.

— Я приехал сюда вместе с конем из горного селения на заработки. Один я сын у матери и должен помочь ей вернуть долг богатому соседу.

— Мой сынок тоже уехал на чужбину за заработком. Давно нет от него вестей, — вздохнула мать.

Подъехав к дому, старушка предложила юноше отсыпать половину риса из мешка.

— Я не возьму рис, — отказался юноша. — Увидев Вас, я вспомнил свою мать.

Мать — родник у подножия горы. Может, кто-нибудь также подвезет мою мать, когда ее старым ногам будет тяжело подниматься в гору.

Вопросы и задания:

    Почему юноша подвез бесплатно пожилую женщину, несмотря на то что он устал?

    Как вы думаете, поможет кто-нибудь его матери в горах, если ей будет трудно?

    Как бы вы помогли своей маме, если бы находились далеко от нее и не могли приехать?

    Напишите слово «МАМА» красивыми буквами так, чтобы каждая буква была похожа на вашу маму.

Почему одному плохо

Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка — помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала.
Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все постирать да прибрать.

Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей-то посох. Вытащила она посох из речки и видит: бабушка по берегу идет.

— Бабушка, не ваш ли это посох? — спросила девочка.
Схватила бабушка посох, обрадовалась:

— Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь?
— Больше всего я хочу отдохнуть денек, — ответила девочка.
— Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание исполнит.
— Это хорошо, — обрадовалась девочка, — но кто меня кормить будет?
— Об этом не беспокойся, — сказала бабушка и взмахнула посохом.

Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду.

День прошел, второй прошел, заскучала девочка, да так, что совсем не в радость все вокруг стало, и заплакала:

— Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.
— Если домой вернешься, до конца жизни работать будешь без отдыха, — прозвучал чей-то голос.
— Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай — не рай, — сказала девочка.
В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один — кушать просит, другой — попить, третий — поиграть, а девочка и рада.
Вопросы и задания:

  • Как вы думаете, почему девочка не осталась в чудесном замке, хотя колдунья сказала ей, что она будет работать до конца жизни без отдыха,если уйдет?

  • Согласились бы вы жить на райском острове в одиночестве?

  • Почему человеку одному плохо, даже если у него все есть?

  • Может ли человек чувствовать себя одиноким, если он живет в большом городе?

Нарисуйте волшебный остров с замком, а рядом себя и всех, кого вы любите.

Кто нежнее?

Две дочки росли у отца, но он больше любил старшую дочку. Уж очень она была хороша: лицо розовое, голосок сладкий, волосы пушистые.

«Ты нежная, словно роза в саду», — говорил отец, любуясь старшей дочкой.

Младшая дочка тоже была хорошей и послушной, но не нравилась она отцу: на лицо грубовата, кожа на руках шершавая от домашней работы. Поэтому отец ее меньше баловал, больше работать заставлял.

Однажды случилось с отцом на охоте несчастье. Ружье разорвалось в руках. Руки и лицо ему взрывом обожгло и осколками поранило.

Врач обработал раны и наложил повязку на руки и лицо. Беспомощным стал отец, ничего не видит, кушать сам не может.

Младшая дочка сказала: — Не волнуйся, папа, я буду твоими руками и глазами, пока ты не поправишься.

Потом она напоила отца целебным отваром и покормила его.

Целый год ухаживала младшая дочка за отцом. Раны на руках быстро зажили, но глаза пришлось лечить долго. Иногда отец просил старшую дочку посидеть рядом, но та всегда была занята: то в сад спешила на прогулку, то торопилась на свидание.

Наконец сняли у отца повязку с глаз. Видит он, стоят перед ним две его дочки. Старшая — нежная красавица, а младшая — самая обычная.

Обнял отец младшую дочку и сказал:

— Спасибо тебе, доченька, за уход, не знал я раньше, что ты такая добрая и нежная.

— Мне кажется, я намного нежнее! — воскликнула старшая дочка.

— Во время болезни я понял, что нежность определяется не мягкостью кожи. — ответил отец.

Вопросы и задания:

    Почему до несчастного случая отец не видел, что его младшая дочка добрее и нежнее старшей?

    Кто в вашей семье самый нежный?

    Какими способами можно проявить нежность?

    Придумайте нежные слова для всех членов своей семьи и подарите их близким.

Кто больше любит?

Вождь племени был стар и силен. Три взрослых сына были у вождя. Утром они заходили в жилище отца и кланялись.
— Твоя мудрость, отец, хранит наши жизни! — восклицал старший сын.
— Твой ум, отец, умножает наши богатства! — заявлял средний сын.
— Здравствуй, отец, — говорил младший сын.

Приветливо кивал отец, но на словах младшего сына его брови хмурились. Потом отец уходил с охотниками и одним из сыновей на охоту. Только младшего сына он на охоту никогда не брал.
— Ты, младший сын, помогай женщинам коренья собирать, — приказывал отец.
Младшему сыну тоже хотелось пойти на охоту, но нельзя было нарушать слово вождя.

Однажды медведь поранил вождю руку. Все племя радовалось богатой добыче, но вождь ушел с пира, потому что его рука сильно болела.

Утром вошли сыновья в жилище отца и увидели, что он без сознания. Рука распухла и покраснела.

Старшие сыновья тут же объявили всем, что вождь заболел заражением крови, что спасения от этой болезни нет и надо выбирать нового вождя.

Старший и средний сын предложили в вожди себя, расхваливая свои достоинства. Люди племени решили через неделю устроить битву между братьями. Кто победит, тот и станет вождем.

Тем временем младший лечил отца травами и кореньями. Он хорошо изучил их свойства, пока собирал. Отцу стало легче, и опухоль спала.
«Узнаешь, болея, кто любит сильнее», — сказал отец младшему сыну.
Когда пришел день битвы, вождь вышел из жилища в полном боевом снаряжении и грозно заявил:
— Я вождь племени и буду им до смерти, а после меня вождем станет мой младший сын.
Вопросы и задания:

  • Как вы думаете, почему два старших сына хвалили отца, а третий сын просто здоровался?

  •  В чем, кроме слов, человек может проявить свою любовь к другому человеку?

  •  Если бы вы были вождем племени, как бы вы проверили, кто любит вас сильнее?

  •  Почему младший сын решил лечить отца, хотя болезнь считалась неизлечимой?

  •  Нарисуйте портрет человека, которого вы любите больше всего.

Что хранят книги?

Маленький сын вождя был умным мальчиком. Однажды в племя пришел белый учитель и сказал, что в селении открылась школа. Учитель предложил вождю записать детей племени в школу.
Вождь подумал и привел в школу сына, но тот не хотел учиться.
— Отец, природа научит меня всему, что мне нужно, — сказал мальчик.
— Сначала научись читать, а потом говори, — ответил отец.
Мальчик ходил в школу, но плохо слушал учителя.
Нравилось ему только Природоведение. Однажды учитель принес на урок плоды инжира.
— Эти плоды горькие! — воскликнул мальчик. — Я пробовал их в начале лета в лесу.
— Еще я видел, как оса заползла внутрь. Того, кто съест этот плод, оса ужалит, — добавил мальчик.
— Плоды инжира сладкие и полезные, — объяснил учитель. — В начале лета они горькие от белого млечного сока, который есть в незрелых плодах. Весной на фиговом дереве появляются мясистые плоды, внутри которых прячутся цветы. Маленькие фиговые осы переносят пыльцу с одних цветов на другие. Без этого плоды засохнут и не превратятся в сладкий инжир.
— Откуда вы это знаете, учитель? — с удивлением спросил мальчик.
— Я прочел об этом в книгах. Книги хранят знание. Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят, — ответил учитель.
С этого дня сын вождя стал прилежным учеником и вскоре научился читать и писать. Отец, увидев сына с книгой, сказал:
— Я рад, сын, что ты научился читать, только не забывай наши обычаи.
— Восход солнца природу пробуждает, чтение книги голову просветляет, — улыбнулся сын.

Вопросы и задания:

  • Почему мальчик считал, что природа научит его всему?

  • Как и чему природа учит людей?

  • Расскажите о чем-нибудь необычном, что вы узнали из книг.

  • Каждый перечисляет все, что он знает, и получает от педагога такое количество камушков, сколько пунктов он перечислил. Дети должны опустить свои камушки в стеклянные сосуды с одинаковым количеством воды. Вода в сосудах поднимется. Педагог объясняет детям, что знания возвышают человека так же, как камешки поднимают уровень воды.
    КОГДА ЛЮБАЯ ГАВАНЬ ХОРОША?

Богатый купец взял собой в путешествие сына. Отец хотел познакомить юношу со своим компаньоном в другой стране и показать ему мир. Во время путешествия они останавливались в самых дорогих гостиницах, и отец учил сына: «Всегда требуй, сынок, чтоб к тебе относились как к господину, и тебе будут давать лучшую комнату в гостинице, твоей лошади - лучшее стойло в конюшне, а твоему кораблю – лучшее место в гавани». 

Отец и сын путешествовали в собственной кибитке, запряженной двумя лошадьми. Однажды их кибитка застряла в грязи в какой-то безлюдной местности. В довершении всего стемнело, и хлынул холодный ливень. Путники вынуждены были распрячь лошадей и верхом добираться до ближайшей деревушки. Гостиницы не было видно, и отец с сыном стали стучаться в разные дома. Хозяева, услышав незнакомый язык, что-то кричали в ответ и не открывали двери. Путники прошли всю деревню, и, наконец, дверь самой последней лачуги отворилась. Оборванная старушка жестом пригласила их войти. Юноша, увидев закопченные стены и потолок, попятился. 

- Отец, мы не можем ночевать в такой грязной лачуге. 

- В бурю - любая гавань хороша, сынок, - ответил купец и дал хозяйке медную монету.

Старушка прижала монетку к груди и засмеялась. 

- Она так радуется, словно это не медная монета, а золотая, - усмехнулся сын. 

Как в бурю - любая гавань хорошатак и в бедности любая монета кажется золотой, - спокойно заметил отец. 

НАСТОЯЩАЯ МАТЬ

Кто-то подбросил скулящего слепого щенка во двор. Кошка, у которой в это время в ящике были котята, перенесла щенка к своим детям и стала кормить его молоком. 

Сын быстро перерос приемную маму, но по-прежнему слушался ее. 

- Ты должен каждое утро вылизывать свою шерстку, - учила кошка щенка, и малыш старательно лизал себя языком. 

Однажды во двор забежала большая овчарка. Она обнюхала щенка и добродушно проворчала

- Привет, щенок. Мы с тобой одной породы. 

Тут овчарка увидела кошку и со злобным лаем кинулась на нее. Кошка вспрыгнула на забор и зашипела в ответ. 

- Давай, щенок, вместе прогоним эту кошку отсюда, - предложила овчарка. 

В ответ щенок грозно зарычал:

- Сама уходи из нашего двора и не трогай мою маму. 

- Ха-ха-ха, кошка не может быть мамой собаки. Твоей мамой должна быть такая же овчарка, как я, - засмеялась большая собака и убежала. 

Щенок задумался, а кошка ласково промурлыкала ему: 

Кто кормит ребенка, тот для него и мать.

ПОЧЕМУ МЫШОНОК НЕ ЖЕНИЛСЯ?

- Милая мышка, выходите за меня замуж, - сказал однажды бравый мышонок серой мышке. 

- Хорошо, - потупила глазки мышка, - но принесите мне в подарок что-нибудь сладкое. 

Бравый жених подкрутил усы и заявил: 
- Завтра я схожу на кухню и принесу для вас кусочек сахара. Он ужасно сладкий.

На следующий день мышонок пробрался сквозь дырку в полу на кухню и оказался под шкафом, но вылезти из-под шкафа он не посмел. 

Вечером мышонок пришел к серой мышке и сказал:

- Дорогая мышка, я решил принести вам не сахар, а кусочек конфетки

Сахар просто сладкий, а конфетка сладкая и душистая. 

- Никогда не пробовала конфеток, - вздохнула мышка. 

Мышонок снова отправился на кухню, но снова побоялся вылезти из-под шкафа. 

Он явился в гости к мышке без гостинца, но при этом хвастливо заявил

- Я передумал, мышка, угощать вас сахаром или конфеткой. Я решил угостить вас халвой. Это самое прекрасное блюдо на свете: сладкое, сытное и масляное. 

- Знаете, мышонок, я не хочу выходить за вас замуж, - вдруг сухо сказала мышка. 

- Почему? – удивился мышонок. 

- Потому что, сколько не говори "халва" - во рту сладко не станет.

ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ПОСЫЛАЮТСЯ ИСПЫТАНИЯ ?

Аджит был зеленщиком, и его отец был зеленщиком и его дед был зеленщиком. Вся их семья кормилась тем, что выращивала зелень на продажу на небольшом огороде. Поэтому черное грозовое облако нанесло семье тяжелый удар. Оно уничтожило градом всю зелень. Три дня Аджит плакал на своем разоренном огороде и молил богов о помощи.

- Не горюй так, сынок, - уговаривал его старый отец. - Помни, что каждое темное облако серебром оторочено. 

- В облаке, которое послали нам боги, был только град, - грустно ответил Аджит. 

В этот момент показалась закутанная в покрывало женщина. Она протянула Аджиту мешочек с семенами и сказала: «Богиня плодородия просила меня передать тебе это».

Передав мешочек, женщина быстро ушла. 

Взрыхлил юноша землю и посадил новые крупные семена. Он старательно поливал их каждый день, и вскоре появились широкие листья, а между ними - желтые цветы. Это были кабачки. Они принесли невиданный урожай, и Аджит заработал денег в два раза больше чем прежде. 

- Я давно хотел жениться, но раньше у нас не было денег на свадьбу! – радовался юноша. 

- Теперь ты видишь, сынок, что боги не зря послали нам черное облако, - заметил отец. 

- Да, каждое темное облако серебром оторочено, - согласился сын.

ЛУЧШИЙ РАССКАЗ

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», - сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. 

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они прочли. 

- Вот что мы прочли о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» - это значит, прополощи чайник кипятком, - с гордостью сказал первый ученик. 

- Бодхисаттва входит во дворец, - это значит, положи чай в чайник, - добавил второй. 

- Струя греет чайник, - это значит, кипящей водой залей чайник, - подхватил третий. 

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. 

- Твой рассказ был лучшим, - похвалил учитель последнего ученика. - Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: « Говори не о том, что прочел, а о том, что понял ». 

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, - заметил кто-то. 

Дела всегда говорят громче, чем слова, - ответил учитель.

ЧТО В ЛЮБОМ ДЕЛЕ ГЛАВНОЕ?

Большие королевские часы остановились. Король велел главному часовому мастеру как можно быстрее починить часы. Оказалось, что у часов лопнула серебряная пружина. 

По образцу старой пружины тщательно изготовили новую. Но она никак не хотела вставать на место. Собрали опытных часовщиков со всей страны. 

Одни говорили, что все дело в составе серебра, что рецепт изготовления старинного серебра утерян. Другие советовали сделать пружину менее упругой. Третьи предлагали вообще сделать не серебряную пружину, а стальную.

Долго обсуждали часовщики проблему. Один юноша подошел к разобранным часам и взял в руки новую пружину. 

- Осторожнее, ты еще молод и недостаточно опытен, - воскликнул главный часовщик. 

Не по виду суди, а по делам гляди . Я уже несколько лет назад получил звание мастера, - ответил юноша. 

Потом он вставил пружину в часы и ловко повернул ее. Щелк, и пружина легла на место. Юноша завел часы и они пошли. Все смотрели с изумлением, а кто-то сказал:

Сотня советов не заменит пары опытных рук.

Cпор ветра с солнцем 

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.

Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.

Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».

Притча «Наберись смелости - сделай попытку»

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост.

Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О вы, подданные мои, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» – спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них.

Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо – замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Урок бабочки

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. 
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. 
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! 
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. 
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. 
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать. 
Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным. 
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения. 
Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать. 
Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал. 
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах. 
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности. 
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Притча о целеустремлённой лягушке

Собрались несколько лягушек и разговорились. 
- Как жаль, что мы живём в таком маленьком болоте. Вот бы добраться до соседнего болота, там значительно лучше! – проквакала одна лягушка. 
- А я слышала, что в горах есть отличное место! Там чистый большой пруд, свежий воздух, и нет этих хулиганов-мальчишек, – мечтательно проквакала вторая лягушка. 
- А вам-то что с этого? – огрызнулась большая жаба. – Всё равно вам туда никогда не добраться! 
- Почему не добраться? Мы лягушки можем всё! Правда, друзья? – сказала лягушка-мечтатель и добавила, - давайте докажем этой вредной жабе, что мы сможем переехать в горы! 
- Давайте! Давайте! Переедем в большой чистый пруд! – заквакали все лягушки на разные голоса. 
Так они все стали собираться к переезду. А старая жаба рассказала всем жителям болота о «глупой затеи лягушек». 
И вот когда лягушки двинулись в путь, все, кто остался в болоте, в один голос закричали: 
- Куда вы, лягушки, это же НЕВОЗМОЖНО! Вы не дойдёте до пруда. Уж лучше сидеть в своём болоте!

Но лягушки не послушали, и двинулись в путь. Несколько дней они шли, многие выбивались из последних сил и отказывались от своей цели. Они поворачивали обратно в родное болото. 
Все, кого встречали лягушки на своём нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи. И так их компания становилась всё меньше. И только одна лягушка не свернула с пути. Она не вернулась обратно в болото, а дошла до чистого красивого пруда и поселилась в нём. 
Почему именно она сумела достичь цели? Может, она была сильнее других? 
Оказалось, что эта лягушка просто была ГЛУХАЯ! Она не слышала, что это НЕВОЗМОЖНО! Не слышала, как её отговаривали, именно поэтому именно она легко добралась до своей цели!

Притча «Цыпленок и орел»

Жил на свете фермер, занимавшийся разведением кур. Еще одной его страстью было скалолазание. Однажды, карабкаясь на очередную скалу, он наткнулся на огромный выступ. На этом выступе лежало гнездо, а в гнезде – три больших яйца. Орлиных яйца.

Он знал, что поступает абсолютно нелогично и, конечно, неправильно, но заманчивая перспектива оказалась сильнее разумных доводов, и он взял одно из яиц и положил в рюкзак, оглядываясь, нет ли поблизости их мамаши. Потом он спустился вниз и, вернувшись на ферму, подложил орлиное яйцо к курам.

В эту ночь мама-наседка сидела на очень большом яйце, равного которому не было ни в одном курятнике. Петух был очень горд этим.

Через некоторое время яйцо треснуло, и малыш увидел свет. Он повернулся на тоненьких ножках и увидел наседку.

- Мама! – воскликнул он.

Орденок рос со своими братьями и сестрами цыплятами. Он научился всему, что должен уметь цыпленок: кудахтать и клевать зерна, тыкаться клювом в грязи, чтобы найти червяка или что-нибудь съедобное, шумно хлопать крыльями и пролетать несколько футов в воздухе, прежде чем плюхнуться в пыль. Он свято верил во все, во что должен верить цыпленок.

Однажды на закате своей жизни, орел, который думал, что он цыпленок, поднял глаза к небу. Высоко-высоко, в прозрачных воздушных потоках, широко расставив мощные золотые крылья, парил орел.

- Кто это? – спросил старый орел, обратившийся к своей соседке по ферме. – Он великолепен. Сколько силы и изящества. Столько поэзии в каждом взмахе крыльев, в каждом движении.

- Это орел, - ответила курица, - король птиц. Это небесная птица. Но мы, мы просто куры, мы птицы земли.

Так случилось, что орел жил и умер курицей, потому что всегда думал, что он курица

Как легко достичь своей цели?

Путешествовал по миру меткий стрелок. В какой бы город он не заезжал, в стрельбе из лука он был самый лучший. Равных ему не было во всём мире. И вот однажды он заехал в один маленький, но удивительный городишко. В этом городе на всех стенах висели мишени, которые были поражены стрелой точно в яблочко. Не было ни одной мишени, где бы стрела была не в центре! Опытный стрелок очень обрадовался, он понял, что в этом городе есть ловкий лучник, и стал разыскивать его.

Каково же было его удивление, когда он узнал, что этот меткий стрелок ещё совсем юный мальчик.

- Я уже опытный стрелок, я объездил весь мир, и нигде я не видел, чтобы человек мог поразить все мишени без исключения, – говорит приезжий стрелок. – Я много тренируюсь, я по праву считаюсь лучшим стрелком, но даже я иногда могу допустить осечку. Как же 
тебе удаётся поражать все мишени точно в цель, как ты это делаешь?

- Очень просто, на самом деле нет ничего сложного, - отвечает юный стрелок. – Я выбираю удобную стену. И стреляю в ту, которая мне понравилась. А затем подхожу и вокруг стрелы рисую мишень. 



Основное правило достижения цели

К Мастеру в стрельбе из лука пришли трое новичков: 
- Ты самый ловкий стрелок во всём мире! Мы хотим стать такими же успешными и продолжить твоё дело, – сказали они. 
- Я могу научить вас стрельбе из лука! – ответил Мастер. – Рассказать все тайны и премудрости этого дела. Но в свои ученики я возьму только одного! И он сможет стать самыми лучшим стрелком и по настоящему успешным человеком. 
Чтобы выбрать кого-то к себе в ученики, Мастер предложил пройти всем троим небольшое испытание. Он повесил на дерево мишень, и на расстоянии нескольких метров подвёл первого новичка. 
- Что ты видишь перед собой? – спросил Мастер. 
- Я вижу дерево, на котором висит мишень. 
- Что ещё? – спросил Мастер 
- Позади зелёная лужайка, на ней растут цветы. 
- Хорошо, - сказал Мастер и подозвал следующего претендента в ученики. – А ты что видишь перед собой? 
- Я вижу мишень, дерево, поляну, цветы, небо, – ответил второй новичок. 
- Хорошо! – ответил Мастер и задал такой же вопрос третьему новичку. – А что видишь ты? 
- Я вижу перед собой мишень! – ответил он. 
- Хорошо, – сказал Мастер, – что ещё? 
- Больше ничего! Самое главное – это мишень, я вижу только её! 
- Молодец! – сказал Мастер. – Ты добьёшься в жизни больших успехов. Я возьму тебя в свои ученики. 
Когда есть цель, всё остальное не имеет значения.

Просто поверь в себя!

         Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: "А куда же бежать дальше." Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался. 
            Но тут он услышал Голос: "Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного!"  

             Но   Ручеёк   продолжал    стоять.     Ему очень

хотелось стать большой полноводной рекой, но он

боялся изменений и не хотел идти на  риск. 
             Тогда Голос снова заговорил: "Если ты остановишься,

 то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше!" 
             И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох...

             Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней. 
Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой!" 

         Не бойся изменений и никогда не останавливайся на достигнутом! 
        Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!