Зов космоса.
Цель: учить складывать ракету на основе базовой формы «двойной квадрат», развивать мелкую моторику рук, быстроту реакции, эрудицию, кругозор, воспитывать патриотические чувства, интерес к космосу.
На доске размещены иллюстрации художника Ю. Копейко « В космос», портреты космонавтов, работы детей на космическую тему.
Педагог: в устах учёных много лет
Жила мечта заветная
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.
И вот летит планета ввысь.
В гостях мы побываем у планет.
Землянин, ты домой вернись,
А звёздам передай привет!
Ребята, сегодня всё прогрессивное человечество празднует Международный День космонавтики. Этот праздник установлен 12 апреля с 1962 года по решению Международной авиационной федерации. Этот день стал Всемирным днём авиации и космонавтики. Появилась новая профессия на Земле – космонавт.
Назовите имя первого космонавта? ( Юрий Алексеевич Гагарин). Юрий Гагарин - первый человек, побывавший в космосе. «Лицо Гагарина было улыбкой Земли, посланной в космос» - так сказал поэт Е. Евтушенко об этом замечательном пилоте. В этом году первому космонавту на Земле исполнилось бы 85 лет со дня рождения. Наше сегодняшнее занятие посвящено этому знаменательному событию.
Вы знаете, каким был Юрий Алексеевич Гагарин в детстве и в юности? Будущий космонавт родился в семье простых тружеников - мама его заведовала молочной фермой, а отец строил дома в селе Клушино. У него были старшие брат и сестра и младший брат, о котором Юра заботился. У каждого члена семьи были свои обязанности. У Юры – мыть посуду. И делал это он замечательно – посуда сверкала от чистоты. В школе он любил складывать и запускать самолёты. Позже, когда семья переехала из села в город Гжатск, Юра стал в новой городской школе посещать многие кружки: авиамодельный, радио кружок, фотокружок, театральный, духовой музыки. Всегда выступал на сцене, читая стихи, играя в оркестре, в спектаклях. Вот каким он был талантливым ещё с детских лет. После 6 -го класса Юра решил поехать в город Люберцы Московской области получить профессию сталевара в ремесленном училище. Одновременно он учился в вечерней школе. И 7 –й класс и училище Юрий закончил на «отлично». Потом он стал лучшим студентом в городе Саратове в индустриальном техникуме. Там же будущий космонавт поступил в аэроклуб. В 1955 году он одновременно закончил и индустриальный техникум, и школу пилотов при аэроклубе. На свои деньги от повышенной стипендии Юрий купил своей крестнице – племяннице трёхколёсный велосипед. После техникума Гагарин поехал учиться в город Оренбург, поступил в военное училище имени В. Чкалова, где готовили лётчиков - истребителей. К этому времени он уже выполнил почти 200 полётов на самолёте Як -18 и мечтал о космосе. Учась в индустриальном техникуме, в 16 лет Юрий прочитал книги Циолковского – мечтателя учёного о космосе и сделал по ним доклад. Как только запустили первый искусственный спутник Земли 4 октября 1957 года, Гагарин сразу понял, что скоро в космос полетят люди и написал командованию рапорт о том, что хочет стать космонавтом. К тому времени он уже был лётчиком – истребителем и летал на реактивных самолётах на Севере. Такие рапорты писали многие лётчики – испытатели. И среди всех самых надёжных, честных, здоровых, молодых, умных мужчин был выбран и признан Юрий Алексеевич Гагарин. Его позывной был «кедр».
12 апреля 1961 года был совершён первый полёт в космос с человеком на борту: Юрием Алексеевичем Гагариным. Люди обнимались от счастья, как в день Победы. Это была тоже победа человеческого разума. Полёт Гагарина продолжался 108 минут. За это время космический корабль «Восток» облетел вокруг земного шара, установил 3 абсолютных мировых космических рекорда: продолжительность полёта - 108 минут, высота полёта – 327,7 километра; подъём груза на эту высоту – 4000 725 кг.
После полёта в космос Ю.А. Гагарин стал послом мира и посетил 30 стран. Везде его встречали с радостью, как первого космонавта, побывавшего в космосе, открывшего первым звёздную тропу.
А что вы ещё знаете о космосе и космонавтах?
Когда был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 года).
Кто стал 1 – й женщиной - космонавтом? (Валентина Терешкова).
Кто полетел в космос из женщин-космонавтов 2 –й раз? (Светлана Савицкая).
Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов 18 марта 1965 года).
Назовите позывной Юрия Гагарина? (Кедр).
Какая самая крупная планета солнечной системы? (Юпитер).
На какой планете есть русла усохших рек? ( На Марсе).
Как называется наука, изучающая небесные тела, звёзды и планеты? (Астрономия).
Сколько существует планет солнечной системы? (9)
Имена и фамилии других космонавтов, побывавших в космосе, вы ещё знаете? (Г. Титов, А. Николаев, Г. Гречко, А. Джанибеков, А. Левченко, П. Климук и др.)
А сейчас наши ученики прочтут стихи о полёте Ю. Гагарина, планетах, звёздах.
Юрий Гагарин
В космической ракете,
С название «Восток»
Он первым на планете,
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
(В.Степанов)
Улыбка Гагарина
Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли...
А начинал - российский, славный парень,
ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!
И. Левченко
ЛЕТИТ КОРАБЛЬ
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!
(В. Орлов)
А сейчас мы сложим самый быстрый вид транспорта. Что же это? (Ракета).
Демонстрация образца.
Складывать будем на основе базовой формы «двойной треугольник». Затем поднимаем боковые углы к вершине треугольника. Сначала верхнего, затем нижнего. Теперь раскрываем и расплющиваем маленькие треугольники, превращая их в маленькие квадраты. Перелистываем справа налево, складываем базовую форму «дверь». Снова перелистываем и расплющиваем образовавшиеся прямоугольники, превращая их в ступени ракеты. Теперь наклеим стёкла иллюминаторов. Ракета готова к полёту!
А сейчас мы разделимся на 2 космические команды и отправимся в космическое соревнование. Команды назовём по имени космического корабля «Восток», на котором летал Юрий Гагарин, и по имени космической станции, долго работавшей на орбите, «Мир».
1 – й конкурс: «Космический хоккей». Участники команд с клюшками и пластмассовыми шариками должны пройти мимо ракет, выстроенных в ряд.
2 – й конкурс: «ходьба по кратерам». Участники команд идут по кратерам (картону), перемещая его по линии передвижения. Побеждает команда, пришедшая первой.
3 – й конкурс: «сложи название планет». Из букв сложить название планет «Юпитер», «Нептун». Побеждает команда, справившаяся быстрее.
4 – й конкурс: «нарисуй ракету с закрытыми глазами». Побеждает команда, чьи игроки наиболее точнее справились с заданием.
5 – й конкурс: «переводчики». Команды прибыли на планету «Меркурий». Перевести с меркурианского предметы на русский.
Плюсминусник (математика).
Абвгдейка (чтение, русский язык).
Картинотворение (изодеятельность).
Скок, прыг (физкультура).
Ля ля фа (музыка).
Мироучение (природоведение).
6– й конкурс: «каким должен быть космонавт?». Игроки должны назвать как можно больше слов, характеризующих космонавта. (умный, добрый, находчивый, смелый, сильный, отважный, воспитанный, выносливый, образованный и т.д.).
7– й конкурс: «конкурс загадок». Командам предлагаются загадки:
На каком пути ни один человек не бывал?
(Млечный путь)
По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звёзды)
Раскинут ковер, рассыпался горох.
Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.
(Звездное небо)
Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
(Созвездия: Большая Медведица, или Малая Медведица)
Что в году четыре раза переодевается?
(Земля)
Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)
Обгоняя ночь и день, вкруг земли бежит олень.
Задевая звезды рогом, в небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт, он Вселенной следопыт.
(Спутник)
У бабушки над избушкой,
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)
Искра небо прожигает, а до нас не долетает.
(Метеорит)
8– й конкурс: «капитаны». Капитаны отдыхают в Звёздном городке. (Капитаны должны разуться, им завязывают глаза, и усаживают на стулья, обувь смешивают и ставят в центр круга.) По команде: «Срочно прибыть на ракету», капитаны обуваются. Побеждает тот, кто правильно обулся и быстро.
В школьные годы Ю. Гагарин посещал разные кружки, как мы знаем, в том числе и театральный. Вот и наши дети подготовили небольшую пьесу: «Теремок», которую вам сейчас покажут.
Шёл Мишка по лесу. Увидел варежку: «Красивая варежка. Отличный выйдет у меня дом. Не дом, а целый терем расписной! Буду в нём жить».
Летит мимо бабочка: «Дом стоит смешной!
Теремок большой!
Кто в тереме сидит,
В окошечко глядит?
Мишка: «Я, Мишка – топтыжка. Это - мой домишко. А ты кто?».
Бабочка: «Я – бабочка весёлая
Домой лечу из школы я,
Пусти меня к себе в теремок!».
Мишка: «Не пущу. Ты его сломаешь. Вон у тебя крылья по пять метров каждое! Куда ты их здесь денешь?».
Ползёт Божья коровка: «Дом какой смешной!
Теремок большой!
Кто в тереме сидит,
В окошечко глядит?»
Мишка: «Я, Мишка – топтыжка. Это - мой домишко. А ты кто?».
Божья коровка: «Я коровка непростая,
Над цветами я летаю.
Я такой жучок прекрасный,
Спинка – панцирь очень красный.
Пусти меня к себе в теремок!».
Мишка: «Не пущу. Ты его сломаешь. Вон у тебя щёки какие – их со спины видно! Не поместишься ты в теремке!».
Бабочка: «И меня не пустил. А я тоже хочу в таком нарядном теремке жить!».
Летит сорока: «Ой, ой! Кто это такой?
Дом стоит смешной!
Теремок большой!
Кто в тереме сидит,
В окошечко глядит?».
Мишка: «Я, Мишка – топтыжка, это - мой домишко. А ты кто?».
Сорока: «Я Сорока – белобока,
Весёлая трещотка
Пусти меня к себе в теремок!».
Мишка: «Не пущу. Ты его сломаешь. Ты вертлявая, как волчок. Как начнёшь тут кружиться, так и рухнет мой домишко!».
Божья коровка: «И нас с бабочкой не пустил. Вот какой жадный!».
Прыгает головастик: «Квак. Квак, что за кавардак?
Дом стоит смешной!
Теремок большой!
Кто в тереме сидит,
В окошечко глядит?».
Мишка: «Я, Мишка – топтыжка. Это мой - домишко. А ты кто?»
Головастик: «Я крошка – головастик,
Малыш с огромной пастью.
Будущая лягушка,
Зелёная квакушка.
Пусти меня к себе в теремок!»
Мишка: «Не пущу. Ты его сломаешь. Вон у тебя губищи какие. Куда ты их здесь денешь?».
Сорока: «И нас не пустил».
Бабочка: «Меня – бабочку».
Божья коровка: «Меня – жучка скромного!».
Сорока: «Меня – Сороку – белобоку!».
Головастик: «Может быть дело в нас, а не в Мишке – топтыжке?»
Сорока: «Как это? Трек – трек – трек!»
Головастик: «Это потому, что мы не говорим волшебное слово».
Божья коровка: «А какое это слово?».
Бабочка: «Я знаю, какое это слово».
Головастик: «Какое же ты слово знаешь?»
Бабочка: «Пусти, а не то отлупим!».
Мишка: «Что, вы – мелюзга, меня отлупите? А ну, попробуйте!».
Сорока: «Это злой Головастик нас научил!».
Головастик: «И неправда! Нечего бедного Мишку обижать. Это его терем. Так надо попроситься вежливо, как это принято у хороших зверят. Надо сказать волшебное слово».
Сорока: «Да какое же это слово, скажи ты нам, умный Головастик?»
Головастик: «Пожалуйста!»
Сорока: «Пожалуйста!»
Божья коровка: «Пожалуйста. Это же так просто, что же мы не догадались?»
Головастик: «Мишка, пусти нас в теремок жить, пожалуйста!»
Все: «Пожалуйста!»
Мишка: «Хорошо, раз вы такие вежливые, пущу! С вежливыми соседями жить хорошо! Заходите!»
Бабочка: «Я бабочка весёлая,
Домой лечу из школы я».
Божья коровка: «Я коровка непростая,
Над цветами я летаю.
Я такой жучок прекрасный,
Спинка – панцирь очень красный.
Сорока: «Я – Сорока – белобока,
Весёлая трещотка».
Головастик: «Я крошка –Головастик
Малыш с огромной пастью.
Будущая лягушка,
Зелёная квакушка».
Мишка: «И я, Мишка – топтыжка,
Это - наш домишко».
Все: « Все мы вместе здесь живём, хором песенки поём!»
Исполняется песня: «Вместе весело шагать» композитора В. Шаинского.
А сейчас мы все станем будущими космонавтами и приготовимся к полёту. Игра «запуск космической ракеты»
Педагог: «к запуску космической ракеты приготовиться!»
Учащиеся: «есть приготовиться!». Вытянуть руки вперёд.
Педагог: «соединить контакты!».
Учащиеся: «есть соединить контакты!». Соединить большие пальцы рук.
Педагог: «включить моторы!».
Учащиеся: «есть включить моторы!». Круговые вращения рук.
Педагог: «начать отсчёт!».
Учащиеся: «есть начать отсчёт!». (10, 9, 8, 7, 6,5, 4, 3, 2. 1).
Педагог: «пуск!»
Учащиеся: «ура!». Встают и хлопают в ладоши.
На этом наше праздничное занятие, посвящённое 85 - летию со дня рождения Ю.А. Гагарина, международному Дню космонавтики и первому полёту в космос Юрия Алексеевича Гагарина, закончено. Все молодцы!
Литература.
1. Воскобойников В. «Жизнь замечательных детей». Москва ОНИКС - ЛИТ, 2015
2.Загумёнова Л. «Внеклассные мероприятия 7 класс». Москва «ВАКО» 2008
3.Интернет – ресурсы.
4. Яровая Л., Барылкина Л., Обухова Л. «Внеклассные мероприятия 4 класс». Москва «ВАКО» 2004
10