Тема: «Признаки делимости на 9 и на 3»
Класс: 6 Учитель: Наумова И.А.
Учебник: «Математика 6». авторы: А.Г. Мерзляк. В.Б. Полонский, М.С. Якир
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – групповая работа.
Цели урока (формирование УУД):
Личностные:
формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: развитие у учащихся умений:
находить необходимую информацию в тексте;
анализировать информацию;
формулировать гипотезы;
устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Предметные:
формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;
развитие умений применять изученные признаки делимости при решении задач.
Этапы урока.
1 этап. Сообщение темы урока и постановка целей. Актуализация знаний.
2 этап. Исследование.
3 этап. Обмен информацией.
Физкультминутка
4 этап. Закрепление изученного материала. Рефлексия.
5 этап. Домашнее задание.
Ход урока.
1 этап. Сообщение темы урока и постановка целей. Актуализация знаний.
Цель: создание проблемной ситуации, которая вытекает из-за невозможности выполнения задания (не хватает определенных знаний).
Деятельность Учителя | Деятельность Ученика | Формируемые УУД на данном этапе |
Здравствуйте. ребята! Ребята, давайте начнем наш урок с эпиграфа «Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия». Это высказывание принадлежит Дьёрдь Пойа. Математик – педагог (1887-1985), родился в Венгрии г. Будапешт, а жил и работал долгое время в Америке. | | Личностные: Предметные: о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства. Метапредметные: поиск нового способа действия в измененной ситуации в связи с невозможностью использования уже освоенных способов (познавательные УУД). |
Какие открытия у нас были на прошлых уроках? | Мы открывали и узнали, признак делимости произведения, признак делимости суммы и разности, а также мы познакомились с признаками делимости на 2, 5, 10, 4, 25. |
Где и для чего используются признаки делимости? | При решении задач, для быстроты счета. |
Проверьте, делится ли на 2 сумма чисел (3899 + 4968). | Так как 4968 делится на 2, а 3899 не делится на 2, то сумма этих чисел не делится на 2. |
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно было складывать эти числа, а затем выполнять деление на 2? | Нет. Нужно применить признак делимости чисел на 2. |
Следующее задание: проверьте, делится ли на 5 сумма (85675 + 765)? | Да, делится. Применяем признак делимости на 5. Так как каждое слагаемое делится на 5, то и вся сумма делится на 5. |
Делится ли число 1110 на 3? | Да, делится. Так как число 1110 = 111 . 10 и 111 = 37 . 3, а если один из множителей делится на 3, то и все произведение делится на 3. ? |
Усложним задачу. Перед вами число: 1 111111…..111. 2025 штук Вопрос: делится ли данное число на 3, на 9? | Дети не могут сразу ответить. ?????? |
Кто хочет попробовать разделить у доски это число на 3? Может быть, найдутся желающие разделить данное число на 9? Попробуйте это сделать дома. | Нам не хватит целого урока для этого. Желающих нет. |
Мы уже пользовались признаками делимости, когда по внешнему виду числа, не прибегая к делению, можно определить, делится одно число на другое или нет. Чтобы ответить на поставленный вопрос, делится данное число на 3 и на 9, нужны какие-то другие признаки делимости. Итак, пришло время опять для новых открытий!!! Какие новые открытия вы будете совершать? Правильно. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Хорошо, молодцы. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Признаки делимости на 3 и 9». | Нет, по внешнему виду числа мы не можем определить, делится ли число на 3 или на 9. Надо узнать новые признаки делимости на 3 и на 9. Чтобы не выполняя деления, определить делится ли число на 3 или на 9. Признаки делимости на 3 и на 9. Записывают в тетрадь тему урока. |
Перед вами на столах лежит лист с названием «Исследование». (предлагаю ученикам выполнить задания в группах, одна пара заполняет таблицу по признаку делимости на 3, другая на 9. Когда обе пары готовы группа в целом делает общий вывод). Подумайте, какие условия должны выполняться, чтобы число делилось на 3 и на 9? Сделайте вывод и запишите прямо на этих же листах. | Дети выдвигают предположения (гипотезы). Ученики разбиты уч-ся на группы. Например, группа №1, №2, №3, №4 выдвигают гипотезы о делении на 3 на 9, заполняя таблицу; группа №5 и №6 – проводят строгое доказательство, используя признаки делимости произведения и суммы. | |
Результат: выдвижение гипотез о делении на 3 и на 9.
2 этап. Исследование.
Цель: доказательство выдвинутых предположений.
Учащиеся работают в группах. Отбор детей в группы зависит от способностей учащихся.
Группа №1 , №2, №3, №4получают легко выполнимое задание. (на конкретных примерах трех чисел, заполняя соответствующую таблицу, учащиеся отвечают на вопрос, какое условие должно выполняться, чтобы число делилось на 3 (на 9).
Исследование
1). Заполните таблицу.
Число | Сумма цифр числа | Делится сумма цифр числа на 3? | Делится число на 3? |
384 | 3 +8 +4 = | | |
2097 | | | |
111111 | | | |
2). Какое условие должно выполняться, чтобы число делилось на 3?
Когда число будет делиться на 3?
3). Сделайте вывод:
Если…..
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Исследование
1). Заполните таблицу.
Число | Сумма цифр числа | Делится сумма цифр числа на 9? | Делится число на 9? |
387 | 3 +8 +7 = | | |
4095 | | | |
111111111 | | | |
2). Какое условие должно выполняться, чтобы число делилось на 9?
Когда число будет делиться на 9?
3). Сделайте вывод:
Если…..
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
После заполнения таблицы, учащиеся делают вывод, при каких условиях число будет делиться на 3. (на 9)
Группа №5 и 6получают задание повышенного уровня , заполняя пропуски в выражении, доказать, что число 387 (можно взять любое число из таблицы группы №1, №2, №3, №4) делится на 3, делится на 9, не прибегая к делению столбиком.
Исследование
1). Заполняя пропуски в выражении, докажите, что число 387 делится на 3, делится на 9, используя только признаки делимости:
произведения на число;
суммы на число.
Не прибегая к делению столбиком.
3
87 = 3 ∙ 100 + 8 ∙ 10 + 7 = ∙ (99+1) + ∙ (9+1) + =
= ∙ 99 + + ∙ 9 + + = ∙ 99 + ∙ 9 + ( + + ).
2). Какое условие должно выполняться, чтобы число делилось на 3?
Когда число будет делиться на 3?
Когда число будет делиться на 9?
3). Сделайте вывод:
Если…..
Если…..
Дети должны заметить, что в скобках стоит сумма цифр числа 387.
Формируемые УУД на данном этапе:
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности (коммуникативные УУД).
Предметные:
Метапредметные:
развитие у учащихся умений планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, анализировать информацию, формулировать гипотезы (регулятивные УУД);
устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы (познавательные УУД).
Результат: подтверждение или опровержение гипотез, выдвинутых детьми на первом этапе.
3 этап. Обмен информацией.
Цель: представить результаты работы групп всему классу.
Деятельность Учителя | Деятельность Ученика | Формируемые УУД |
Итак, проверяем. Какой вывод у вас получился? | Отчет групп №1, №2, №3, №4 | Метапредметные: развитие у учащихся умений анализировать информацию, формулировать гипотезы; создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы; соотносить свои действия с планируемыми результатами. Предметные: формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства. |
Ребята группы №1, №2, №3, №4 56зали, что если сумма цифр числа делится на 3 (9), то и число делится на 3 (9). А может, этот вывод справедлив только для этих 3-х чисел? Может, это совпадение? | |
Давайте послушаем отчет группы №5 и №6 | Отчет групп №5 и №6 |
Выводы, которые получили ребята из групп №5 и №6, объясняют, почему делимость числа 387 на 3 (9) зависит от суммы цифр числа. А они доказывали, строго используя признаки делимости произведения и суммы. Давайте проверим ваши открытия, правильно ли сформулировали признаки делимости числа на 3 и на 9? Итак, мы с вами решая задачи опять сделали открытие новых признаков делимости на 3 и на 9. | Дети открывают учебник на стр. 14-15. Читают вслух правила. Сравнивают со своими результатами. |
А что изменится, если вместо трехзначного числа взять четырехзначное? | Ничего не изменится, нужно будет найти сумму четырех цифр этого числа. |
Молодцы!!! | |
А сейчас «физкультминутка»!!!!! | | |
4 этап. Закрепление изученного материала. Рефлексия.
Цель: использовать новые знания при решении задач.
Деятельность Учителя | Деятельность Ученика | Формируемые УУД |
Первичное закрепление по слайду | Выполняют в тетрадках. Записывают на два столбца. При этом вычисляют сумму цифр числа. | |
Вернемся к нашей первой задаче и проверим, делится ли число 1110 на 3? Вернемся к нашей второй задаче и проверим, делится ли число 11111111…..111 2025 штук на 3? Вооружимся новым знанием и проверим, делится ли 2025 на 3. Найдем сумму цифр этого числа. | 1). В нашем числе сумма цифр равна 3, а три делится на 3, следовательно и число 1110 делится на3. 2). В нашем числе две тысячи двадцать пять единиц. Значит, сумма цифр этого числа 2+2+5=9. Число 9 делится на 3. Отсюда следует, что наше большое число тоже будет делиться на 3. | Предметные: формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства; развитие умений применять изученные признаки делимости при решении задач. |
А на 9 это число будет делиться? Молодцы!!! | Будет, так как сумма цифр этого числа равна 9, а число 9 делится на 9. |
1) Найдите истинные высказывания. Из соответствующих им букв составьте фамилию выдающегося французского математика и физика, который еще в раннем возрасте вывел общий признак делимости чисел, из которого следуют все частные признаки. П: 41202 делится и на 3, и на 9 Ф: 12853 делится на 9 А: 30570 делится на 3, но не делится на 9 У: 553 делится на 3 С: 3 является делителем 12756 К: 9 не является делителем 77777 О: 9999 кратно 9, но не кратно 3 А: 647 + 35 831 не делится на 3 Л: 45927 делится на 3 и на 9 М: 347022 не кратно 9 Ь: 272727 – 1818 делится на 9. | Выполняют задания в парах. Расшифровывают фамилию ученого (Паскаль). |
Итак, ребята, при каком условии число делится на 3 и на 9? | Повторяют признаки делимости. | |
А сейчас я предлагаю вам выполнить математический диктант. После сдачи работ, провести взаимопроверку. Нет ошибок «5», одна ошибка «4». Молодцы!!! | Выполняют, проверяют, выставляют отметку. Дети поднимают руки на вопрос учителя. | |
Итак, ребята, что нового для себя вы открыли на уроке? Как вы думаете, почему признаки делимости на 3 и на 9 объединили в одной теме? Сейчас каждый из вас подумает, что у него на уроке сегодня получилось. А может быть все получилось. | Новые признаки делимости на 3 и на 9. Проговаривают еще раз признаки. Потому что в обоих случаях, чтобы проверить делимость числа, нужно найти сумму цифр числа. | |
Ребята, на протяжении всего урока я за вами наблюдала, и мне хотелось бы прочитать вам еще одну цитату Дьёрдь Пойа. А почему, как вы думаете, мне захотелось вам ее прочитать? Правильно, молодцы. На этом наш урок заканчивается, но на следующих уроках вас ждут опять новые открытия. До свидания! Желаю успеха в выполнении домашнего задания! | Ребята высказывают предположения. | |
Математический диктант
1) Даны числа: 157 , 825, 5652, 936, 8025, 7662, 207, 835, 1506, 225. Из этих чисел выбери и внеси в таблицу те, которые делятся на …
Делятся на 2 | |
Делятся на 3 | |
Делятся на 5 | |
Делятся на 9 | |
2) Дано число 10 401. Вычеркните в данном числе одну цифру так, чтобы полученное число делилось на 3.
3)У Стаса не более ста марок. Их можно разложить либо в 2, либо в 3, либо в 5 альбомов, но нельзя разложить в 4 альбома. Сколько марок у Стаса?
5 этап. Домашнее задание.
Повторить признаки делимости
1 | Антипова Полина | 3 |
2 | Ануфриева Маргарита | 5 |
3 | Баранова Софья | 4 |
4 | Богатов Владислав | н |
5 | Борзых Софья | н |
6 | Брагина Виктория | 3 |
7 | Веремеенко Александр | н |
8 | Внукова Екатерина | 4 |
9 | Грушко Александра | 5 |
10 | Зеленина Ника | 3 |
11 | Ибрагимов Артур | 3 |
12 | Киселева Алина | 5 |
13 | Клыш Александр | 3 |
14 | Колмыков Даниил | 4 |
15 | Михайлюкова Дарья | 4 |
16 | Наумов Богдан | 5 |
17 | Орлова Екатерина | 5 |
18 | Прощай Александр | 3 |
19 | Псурцева Ксения | 4 |
20 | Рыкова Анастасия | 4 |
21 | Самусенко Артём | 4 |
22 | Тихонов Остап | н |
23 | Ткаченко Сергей | 5 |
24 | Трошев Владимир | 4 |
25 | Цоцорина Мария | 4 |
26 | Шутенко Егор | 4 |