ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
А.А. Баронина.,
В современном мире человек получает большое количество информации, которая с каждым годом только удваивается, поэтому знания становятся главным ресурсом современных организаций, где эффективность работы чаще всего зависит от системы управления процессами создания, распространения и правильного использования знаний. В настоящее время, чтобы эффективно управлять знаниями,необходимо использовать нововведения, то есть инновации.Инновации появляются в результате научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов [7].
Под инновацией Н.И. Бакумцев понимает следующее: «Инновация— это новые знания как новый или усовершенствованный интеллектуальный продукт, как результат частного решения или комплексной разработки на основе фундаментальных исследований, изобретательства, рационализации и творчества, научно-практических, производственно-технических и социальных задач, отвечающих жизненным и социальным потребностям, реализуемым по оптимальному механизму в системе охраны духовного и физического здоровья нации и в др. сферах, новые способы достижения результата, в том числе создание усовершенствованных материалов, средств производства, технологических процессов или эффективной организации труда и творчества, используемых для устойчивого развития человека и общества» [1, с. 33]. Когда происходит внедрение инновационных идей в образование, то чаще всего происходит смена целей, содержания, методов и форм обучения и воспитания, которая организуется в совместной деятельности педагога и обучающегося [6].
Основное требование, которое применяется к инновационной системе – обеспечить целостность и непрерывность инновационных процессов в образовании [4].
Если посмотреть историю педагогики, то можно проследить, что инновационная деятельность всегда вносила в образование какой-то свой вклад в виде нововведений. Так, например, когда-то вводились новые формы учебно- воспитательного процесса такими педагогами-ученными, как Р. Штайнер, М. Монтессори, Я.А. Коменский, огромный вклад в психологию и педагогику сделал Л.С. Выготский, открыв разнообразные направления в этих науках. Когда-то азбука и словарь в России тоже были новшествами. Из этого следует, что инновационная деятельность была в образовании всегда [6].
Одной из первостепенныхцелей инновационных технологий в образованиислужит социализация обучающихся в мире, который постоянно меняется. Содержание данного обучения заключается в том, чтобы учебный процесс соответствовал возможностям обучающегося и в дальнейшем он смог применить полученные знания[7].
Но при внедрении в образовательный процесс инноваций могут возникнуть такие трудности, как:
1.Непринятие нововведений педагогами. Так как система образования формируется столетиями, то около 80% учителей не готовы к изменениям или просто не хотят их. Так как большинство преподавателей старого поколения, и они привыкли работать по старым программам, то им труднее всего поменять свою педагогическую деятельность. Они остро реагируют на все нововведения в образовательной системе. Ученые говорят о том, что «возникновение и принятие инноваций может быть нерезультативным из-за недостаточной готовности педагогического коллектива работать по-новому» [5, с. 336]. Отсюда данная проблема является одной из самых главных причин неудачного внедрения инноваций в образование. Чаще всего эту проблему усугубляет тот фактор, что многие образовательные учрежденияне оснащены инновационной средой, то есть, нетсоответствующей психологической обстановки, где педагоги получают комплекс организационных и методических мер, облегчающих внедрение инноваций в образовательный процесс. Поэтому чаще всего преподаватели плохо информированы о педагогических нововведениях, что сказывается на их подготовке к методической работе.
2. Проблема распространения педагогических технологий. Суть данной проблемы заключается в том, что учитель разрабатывает, исследует, апробирует и пропагандирует конкретные инновации. Но при этом информация о внедряемых отдельными педагогами нововведений не всегда доходит до вышестоящих институтов, она не всегда изучается и недостаточно хорошо обобщается [6].
3. Проблема недостаточной профессиональной экспертизы инновации. Чаще всего самые различные нововведения стараются как можно быстрее реализовать, а затем уже при массовом внедрении оно показывает низкий уровень эффективности. В результате того, что инновацию либо торопят, либо откладывают и забывают, она в конечном итоге отменяется приказом или распоряжением [6].
4. Проблема стандартизации образования. Так как большинство образовательных учреждений государственные, то они должны дать необходимый минимум в уровне обучения у всех учащихся. Действуют определенные учебные планы и программы, а также методы и формы работы, которые и позволяют ВУЗам и прочим образовательным учреждениям выпускать специалистов со знаниями, умениями и навыками примерно одного уровня [6].
5. Личностная тревожность педагогов. Из-за того, что многие учителя могут быть не уверены в себе или в своих способностях, боятся изложить свои суждения о какой-либо инновации или не совсем понимают ее суть, то естественно, они будут до последнего сопротивляться любым изменениям в образовательном учреждение.
«Таким образом, инновационные процессы, происходящие в современном образовании, по своей сути носят проблемный характер» [3, с.70].
Из этого следует, что все вышеуказанные проблемы взаимосвязаны между собой, предполагают постоянное наблюдение и «могут разрешаться в результате организации широкого коммуникативного процесса, на основании построения конвенциональных коммуникативных стратегий и тактик в обществе на уровне структур, институтов, отдельных групп ученых и практиков образования» [2, с. 25].
Чтобы решить данные проблемы внедрения инноваций в образовании, необходимо применять одинаковые меры во всех областях, как в воспитании и обучении, так и в организации и управлении, в переподготовке кадров. В первую очередь, инновационные изменения должны опираться на социальный запрос, а не быть только директивными. Образование является сложной и многогранной деятельностью, состоящей из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Именно поэтому при внедрении комплексных инноваций в образовании нужно обеспечить единство технологических инноваций (новых образовательных технологий), экономических инноваций (новых экономических механизмов), педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания и обучения), организационных инноваций (новых организационных структур и институциональных форм) [4]. Таким образом, инновация не является эффективной до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат.
Новые современные технологии позволяют сделать процесс обучения более полным, интересным и насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации [7].
Таким образом, инновационные технологии в образовании помогают регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Но во все времена людей всегда настораживало что-то неизведанное и новое, они с опаской относились к различным изменениям. Данные стереотипы, которые затрагивают привычный образ жизни, мешают внедрению в процесс обучения различных нововведений. Обычно, большинство людей не готовы к тому, что нужно будет заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание и принципы, тратить на это личное время и средства. Поэтому выделяется ряд проблем, которые препятствуют успешному внедрению инноваций: большинство учителей работающих по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться и развиваться; проблема распространения педагогических технологий; проблема недостаточной профессиональной экспертизы инновации; проблема стандартизации образования; многие образовательные учреждения не оснащены инновационной средой; педагоги недостаточно информированные о нововведениях. Из этого следует, чтобы внедрение инноваций проходило более эффективно, необходимо работать над всеми выявленными проблемами взаимосвязано.
Список использованных источников:
1.Бакумцев, Н. И. Инновационный менеджмент и охрана промышленной собственности / Н.И. Бакумцев.–Волгодонск, 2003. –245 с.
2. Барахович И.И. Проблемы инноваций в образовании / И.И. Барахович // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. –2012. –№1. –С 19-25.
3. Бахтызин А.М. Инновационные процессы в современном образовании: сущность, проблемы, перспективы / А.М. Бахтызин// Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – №4.
4. Дарибаева Р.Д. Проблемы совершенствования инновационного образования и технологии его реализации / Р.Д. Дарибаев, К.К. Толегенова, А.Р. Тургантаева, Г.Ж. Назанова// Молодой ученый. – 2017. – №13. –С. 556-558.
5. Каплан С.Л. Становление и развитие инновационных процессов в российском образовании: автореферат дис. доктора педагогических наук / Ин-т общ.образования М-ва образования РФ. - Москва, 2004. –347 с.
6. Ним Т.В Проблемы инновационной деятельности в сфере образования / Ним Т.В., Пешкова К. Е., Ромель С.А. // Экономика и социум. –2016. –№12. – С. 217-221.
7. Рапацевич Е.В. Инновации и проблемы развития современного образования / Е.В. Рапацевич// Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 88-89.