СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может быть использована учителями начальных  классов, а также при  работе с детьми, испытывающими трудности в обучении.

 

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся»



Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся


Актуальность методической темы: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся» заключается в выборе современных методов и технологий обучения младших школьников.

Отсюда целью своей работы считаю: создать педагогические условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся посредством применения методов и приемов проблемного обучения.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

  1. Провести анализ научно-методической литературы по данной проблеме.

  2. Изучить особенности технологии проблемно-диалогического обучения, методы постановки учебной проблемы, методы поиска решения учебной проблемы.

  3. Отобрать наиболее эффективные приемы и формы организации учебной деятельности учащихся посредством проблемного обучения.

  4. Провести мониторинг качества обучения учащихся на основе диагностических материалов.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение по сравнению с традиционным дает тройной эффект усвоения знаний. Во-первых, нельзя не понимать то, что открыл сам. Во-вторых, деятельность создает мощное развитие памяти, внимания, речи, творческих способностей. В-третьих, деятельность воспитывает активную личность, учит высказывать своё мнение, доказывать свои догадки. Данное обучение можно отнести к здоровьесберегающим, т.к. дети работают на интересе, а значит, не нужно себя заставлять, значит, нервные нагрузки снижаются.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций

Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе введения нового материала учитель применяет проблемные методы, которые “проводят” учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемном обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.

Приёмы создания проблемной ситуации по Е. А. Мельниковой

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием


Между житейским представлением учеников и научным фактом

а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;

б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

б) доказать, что задание учениками не выполнено


Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.

Предлагаются следующие варианты.

Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.

Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?

Применить третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Следовательно, учитель выводит учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1 о фактах: Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

о теориях: что вас удивило? Сколько существует точек зрения?

Прием 2 Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается Чем это задание не похоже на предыдущие?

Прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?


Следующий метод учебной проблемы – подводящий диалог.

Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.

Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Сравнительная характеристика диалогов


Побуждающий

Подводящий

Структура

отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика

система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли


Признаки

мысль ученика делает скачок к неизвестному

-переживание учеником чувства риска

-возможны неожиданные ответы учеников

-прекращается с появлением нужной мысли ученика

-пошаговое, жесткое ведение мысли ученика

-переживание учеником удивления от открытия в конце диалога

-почти не возможны неожиданные ответы учеников

-не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

Результат

развитие творческих способностей

развитие логического мышления


Если подводящий диалог не придумался, сообщаем тему в готовом виде, но с добавкой мотивирующего приема к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

Учебную проблему можно поставить тремя методами. Первый - побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй - подводящий к теме диалог. Третий - сообщение темы с мотивирующим приемом.

Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.

Методы постановки учебной проблемы Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему — значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;

  • подводящий к теме диалог;

  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуще­ствления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной си­туации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) при­нятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуа­цию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое созда­ется приемами 1 и 2. Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие на­учные теории или чьи-то точки зрения. Прием 2 состоит в том, что пе­дагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие - между житейским (т.е. ограниченным и даже ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Для его со­здания применяется прием 3. В сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обна­жает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противо­речие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4,5,6. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на но­вый материал, а их различие - в сути задания. Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учи­тель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-та­ки не выполнено.

Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества, хотя при этом он ставит учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в доступных формах. Таким образом, из всех образовательных целей творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод чрезвычайной важности: проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. Все это отображено в таблице.

Цель урока

Этапы урока

Творческие звенья деятельности

учащихся

З

Н

А

Н

И

Е

Введение

Постановка учебной проблемы

-формирование вопроса или темы урока

Поиск решения

- открытие субъективно нового знания

Воспроизведение

Выражение решения

- выражение нового знания в доступной форме

Реализация продукта

- представление продукта учителю и классу


Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке? В Образовательной системе «Школа 2100» предлагается так называемый проблемно-диалогический метод, который, кстати, можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего – на уроках изучения нового материала. Самое главное – чтобы учитель сам был заинтересован в изучении и использовании данной технологии.

Изучив технологию проблемно-диалогического обучения можно применять её в любом классе школы и на любом предмете на уроках введения новых знаний. Проблемно-диалогическая технология принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Повышается познавательная мотивация учащихся, уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, творческих способностей, уровень развития компонентов учебной деятельности и в целом – повышается качество обученности учащихся.

Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, в результате развиваются творческие способности и, конечно, речь.












8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!