Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности учащихся 6-9 классов
Как работает Проблемная ситуация?
Проблемные ситуации активизируют мышление являющееся творческой, а не репродуктивной деятельностью учащихся, формируют умение видеть проблему и предложить разные способы решения, вызывают поисковую деятельность, и в итоге приводят к активному усвоению новых знаний.
Три основных уровня проблемных ситуаций:
- проблемное изложение, при котором сам учитель ставит проблему и находит ее решение;
- проблемная ситуация, при которой учитель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися;
- творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формулировании проблемы и поиска ее решения.
Проблемное изложение нового материала
при изучении главы
«Обработка информации
в электронных таблицах»
9 класс
Тема «Понятие электронной таблицы»
На организационном этапе урока при формулировании темы урока дается проблемное задание, выполнение которого подводит учащихся к тому, что они сами формулируют тему урока.
Задание. Из предложенного текста с большим списком фамилий, предметов и оценок, который представлен в текстовом виде: «У Иванова по белорусской литературе оценка за год 9, у Петрова по математике за год 8, и т.д.», найти нужную информацию и ответить на вопросы:
- Об оценках скольких учеников говориться в этом тексте?
- По каким предметам приведены годовые оценки учащихся?
- Сколько учеников имеют только отличные оценки?
- Кто из учеников имеет 8 и 9 по математике?
Учащиеся приходят к выводу, чтобы справиться с этой проблемой, данную текстовую информацию нужно занести в таблицу и на основании этого формулируют тему урока.
Тема «Использование стандартных функций»
На этапе подготовки учащихся к работе на основном этапе, с целью мотивации учебной деятельности учащихся на изучение нового материала и актуализации знаний, предлагаю выполнить следующее проблемное задание.
Задание. Заполнить таблицу и вычислить наибольшие и суммарные величины. На выполнение данной работы дается заведомо минимальное количество времени с целью предотвратить вычисление на калькуляторе.
Главные реки Беларуси
Название
Длина, км
Общая
Щара
В пределах
Площадь водосбора
325
Западная Двина
республики
Общая
1020
Вилия
325
В пределах
6730
Днепр
338
510
2145
республики
87900
Сож
276
6730
33100
2500
700
Березина
648
613
504000
10920
Припять
493
117750
Неман
42140
613
761
24500
937
найти
495
21700
12100
24500
459
наибольшую
98200
51370
суммарную
34610
Постановка проблемы:
- создание проблемной ситуации
Учитель
Вы успели выполнить задание?
Ученики
В чем затруднение?
Нет.
В чем будет сложность при заполнении таблицы, если наименований будет много?
Не хватило времени.
Очень много времени понадобится для расчетов
Как увеличить скорость выполнения задания?
Производить вычисления на калькуляторе или вводить формулу в ячейку в программе, выбирать визуально
- побуждение к осознанию противоречия
Учитель
А если сами формулы сложны для ввода, а не только для расчетов?
Ученики
А если количество обрабатываемой информации велико?
Являются ли такие расчеты при изменении данных оптимальными для решение задачи?
Нет, они трудоемкие
- побуждение к формированию проблемы
Учитель
Ученики
Какой возникает вопрос?
Найти наиболее быстрый способ сделать вычисления в таблице
В результате учащиеся совместно с учителем формулируют цель урока: научиться использовать стандартные функции для нахождения суммы, среднего арифметического, поиска максимального и минимального значений для большого количества данных.
Тема «Сортировка и фильтрация данных»
Проблемная ситуация создаётся практическим заданием
Анализ
Учитель
ПОСТАНОВКА
Формулирование проблемы (темы и целей урока)
Создание проблемной ситуации
Посмотрим на таблицу «Учебники». Ответьте на вопросы:
Ученики
-Авторы учебников русского языка для 1 класса….
– Какой будет тема урока?
Пытаются выполнить задание.
Сортировка и фильтрация данных.
-Авторы учебников математики 2003 года выпуска и т.п
- Сформулируем цель урока
– Можете ответить?
-научиться применять на практике возможности поиска и фильтрации данных в электронных таблицах
Что вы должны уметь делать с данными, чтобы ответить на этот вопрос?
Нет!
Сортировать, отбирать, поиск, фильтрацию.
Тема «Ссылки: относительные, абсолютные»
На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается решить задачу, которая создаёт проблемную ситуацию и позволит им познакомиться с различными видами ссылок, используемых в формулах.
Задача. Дана таблица с заполненными столбцами А и В. Необходимо выполнить задачу по умножению чисел из двух столбцов.
А
1
225
2
В
140
3
С
142
138
236
4
5
341
467
349
652
179
Обязательное требование задачи – формулу в столбце С необходимо копировать! Решение задачи проходит без видимых проблем с использованием функции автозаполнения.
1
А
А
1
2
В
2
В
225
225
С
С
3
3
140
142
142
140
4
4
138
31500
236
138
236
=А1*В1
341
33040
5
467
5
341
=А2*В2
467
652
652
=А3*В3
47058
349
349
304484
=А4*В4
179
179
62471
=А5*В5
Далее учащимся необходимо решить задачу по формированию прайс-листа туристической фирмы «Улётный тур». Условие копирования формулы сохраняется. Для решения задачи ученики пишут формулу =B3*C1.
1
А
В
2
С
Курс доллара
Страны
3
в рублях
2,566
Египет
4
Стоимость путевки в долларах
5
Турция
767
Стоимость путевки
Таиланд
в рублях
6
445
7
Карибские острова
765
США
1023
8
678
Великобритания
9
Греция
867
456
При копировании формулы в столбце С будут получаться самые неожиданные результаты.
1
А
В
2
С
Курс доллара в рублях
Страны
3
4
2,566
Стоимость путевки в долларах
Египет
5
Турция
Стоимость путевки в рублях
767
1968,12
445
Таиланд
6
765
#ЗНАЧ!
Карибские острова
7
12080076,75
США
8
1023
#ЗНАЧ!
678
Великобритания
9
8190292037
867
Греция
#ЗНАЧ!
456
3,73477Е+12
При помощи вопросов (Что у вас получается в столбце С? Что должно получаться? Почему вы не получаете то, что нужно?) разговор подводится к понятию «абсолютная ссылка».
Тема «Построение диаграмм»
На этапе закрепления новых знаний и способов действий, с целью обеспечения закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу учащимся предлагается следующая проблемная ситуация.
Задание. Дана таблица. Необходимо представить данные, приведенные в таблице в графической форме.
Формулировка проблемной ситуации:
Что нужно сделать для того, чтобы представить данные в графической форме?
Как правильно выбрать тот или иной путь решения для построения диаграммы?
Учащиеся выбирают различные типы диаграмм, представляют их в готовом виде, сравнивают, определяют какой путь решения самый удобный.
Тема «Использование электронных таблиц для выполнения практических заданий из различных предметных областей»
На этапе применения знаний и способов действий, с целью обеспечения усвоения учащимися приемов обработки данных в электронных таблицах с использованием формул и стандартных функций, предлагаю следующую проблемную ситуацию.
Задача. В магазине продаются обои. Наименование, длина и ширина рулона известны. Необходимо помочь покупателю быстро определить необходимое количество рулонов обоев для оклейки любой комнаты.
Постановка проблемы:
Каким образом можно реализовать решение этой задачи на компьютере? Какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы?
Проводим разбор задачи:
Форма комнаты? Что известно о комнате?
Как учитывается неоклеиваемая поверхность?
Прямоугольная Размеры h – высота, a – длина, b- ширина 15% площади стен комнаты занимают окна и двери наименования, ширина и длина рулона 10% площади рулона да, желательно 1 рулон нет, количество рулонов должно быть целым необходимое количество рулонов обоев
Что известно об обоях?
Какая часть рулона уходит на обрезки? Надо ли покупать рулоны «про запас»? Можно ли купить часть рулона? Что надо определить?
Разрабатываем математическую модель таблицы, вспоминая формулы вычисления площади прямоугольника.
При расчете фактической площади рулона надо отбросить обрезки: S = ( 1- Обр)*l *d
В комнате две стены площадью ah, и две стены площадью bh. При расчете фактической площади стен учитывать неоклеиваемую площадь окон и дверей: Sком = 2*(a+b)*h*(1-н п)
Количество обоев вычислим по формуле: N = Sком/Sр +1
Необходимо также учесть, что количество рулонов должно быть целым числом, но не меньшим, чем значение N.
Заполняем таблицу
Ячейка
B9
Формула
D14
= 2*($B$6+$B$7)*$B$5*(1- $B$8)
=(1-$B$12)*B14*C14
E14
^ =ЦЕЛОЕ ($B$9/D14)+1
Далее учащимся необходимо:
- Провести расчет количества рулонов обоев для помещений своего дома.
- Изменить данные некоторых образцов обоев и проследить за пересчетом результатов.
- Добавить строки с образцами и дополнить таблицу расчетом по новым образцам.
По завершении практической работы учащиеся анализируют результаты и делают выводы.
Обучение с использованием проблемных вопросов, ситуаций обеспечивает прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Также, проблемное изложение материала способствует формированию умственной активности, потребности в достижении успеха, развивает мыслительные способности школьников. C его помощью формируется разносторонне развитая творческая личность способная логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, способная к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.