СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемный подход в изучении нового материала, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся 6-9 классов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемный подход в изучении нового материала, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся 6-9 классов»

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности учащихся 6-9 классов

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности учащихся 6-9 классов

Как работает Проблемная ситуация?

Как работает Проблемная ситуация?

Проблемные ситуации активизируют мышление являющееся творческой, а не репродуктивной деятельностью учащихся, формируют умение видеть проблему и предложить разные способы решения, вызывают поисковую деятельность, и в итоге приводят к активному усвоению новых знаний.

Проблемные ситуации активизируют мышление являющееся творческой, а не репродуктивной деятельностью учащихся, формируют умение видеть проблему и предложить разные способы решения, вызывают поисковую деятельность, и в итоге приводят к активному усвоению новых знаний.

Три основных уровня проблемных ситуаций: проблемное изложение, при котором сам учитель ставит проблему и находит ее решение; проблемная ситуация, при которой учитель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися; творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формулировании проблемы и поиска ее решения.

Три основных уровня проблемных ситуаций:

  • проблемное изложение, при котором сам учитель ставит проблему и находит ее решение;
  • проблемная ситуация, при которой учитель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися;
  • творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формулировании проблемы и поиска ее решения.
Проблемное изложение нового материала при изучении главы  «Обработка информации в электронных таблицах» 9 класс

Проблемное изложение нового материала

при изучении главы

«Обработка информации

в электронных таблицах»

9 класс

Тема «Понятие электронной таблицы» На организационном этапе урока при формулировании темы урока дается проблемное задание, выполнение которого подводит учащихся к тому, что они сами формулируют тему урока.

Тема «Понятие электронной таблицы»

На организационном этапе урока при формулировании темы урока дается проблемное задание, выполнение которого подводит учащихся к тому, что они сами формулируют тему урока.

Задание. Из предложенного текста с большим списком фамилий, предметов и оценок, который представлен в текстовом виде: «У Иванова по белорусской литературе оценка за год 9, у Петрова по математике за год 8, и т.д.», найти нужную информацию и ответить на вопросы: Об оценках скольких учеников говориться в этом тексте? По каким предметам приведены годовые оценки учащихся? Сколько учеников имеют только отличные оценки? Кто из учеников имеет 8 и 9 по математике? Учащиеся приходят к выводу, чтобы справиться с этой проблемой, данную текстовую информацию нужно занести в таблицу и на основании этого формулируют тему урока.

Задание. Из предложенного текста с большим списком фамилий, предметов и оценок, который представлен в текстовом виде: «У Иванова по белорусской литературе оценка за год 9, у Петрова по математике за год 8, и т.д.», найти нужную информацию и ответить на вопросы:

  • Об оценках скольких учеников говориться в этом тексте?
  • По каким предметам приведены годовые оценки учащихся?
  • Сколько учеников имеют только отличные оценки?
  • Кто из учеников имеет 8 и 9 по математике?

Учащиеся приходят к выводу, чтобы справиться с этой проблемой, данную текстовую информацию нужно занести в таблицу и на основании этого формулируют тему урока.

Тема «Использование стандартных функций» На этапе подготовки учащихся к работе на основном этапе, с целью мотивации учебной деятельности учащихся на изучение нового материала и актуализации знаний, предлагаю выполнить следующее проблемное задание.

Тема «Использование стандартных функций»

На этапе подготовки учащихся к работе на основном этапе, с целью мотивации учебной деятельности учащихся на изучение нового материала и актуализации знаний, предлагаю выполнить следующее проблемное задание.

Задание. Заполнить таблицу и вычислить наибольшие и суммарные величины. На выполнение данной работы дается заведомо минимальное количество времени с целью предотвратить вычисление на калькуляторе. Главные реки Беларуси Название Длина, км Общая Щара В пределах Площадь водосбора 325 Западная Двина республики Общая 1020 Вилия 325 В пределах 6730 Днепр 338 510 2145 республики 87900 Сож 276 6730 33100 2500 700 Березина 648 613 504000 10920 Припять 493 117750 Неман 42140 613 761 24500 937 найти 495 21700 12100 24500 459 наибольшую 98200 51370 суммарную 34610

Задание. Заполнить таблицу и вычислить наибольшие и суммарные величины. На выполнение данной работы дается заведомо минимальное количество времени с целью предотвратить вычисление на калькуляторе.

Главные реки Беларуси

Название

Длина, км

Общая

Щара

В пределах

Площадь водосбора

325

Западная Двина

республики

Общая

1020

Вилия

325

В пределах

6730

Днепр

338

510

2145

республики

87900

Сож

276

6730

33100

2500

700

Березина

648

613

504000

10920

Припять

493

117750

Неман

42140

613

761

24500

937

найти

495

21700

12100

24500

459

наибольшую

98200

51370

суммарную

34610

Постановка проблемы:  создание проблемной ситуации Учитель Вы успели выполнить задание? Ученики  В чем затруднение? Нет. В чем будет сложность при заполнении таблицы, если наименований будет много? Не хватило времени. Очень много времени понадобится для расчетов Как увеличить скорость выполнения задания? Производить вычисления на калькуляторе или вводить формулу в ячейку в программе, выбирать визуально  побуждение к осознанию противоречия Учитель А если сами формулы сложны для ввода, а не только для расчетов? Ученики А если количество обрабатываемой информации велико?  Являются ли такие расчеты при изменении данных оптимальными для решение задачи?  Нет, они трудоемкие

Постановка проблемы:

  • создание проблемной ситуации

Учитель

Вы успели выполнить задание?

Ученики

В чем затруднение?

Нет.

В чем будет сложность при заполнении таблицы, если наименований будет много?

Не хватило времени.

Очень много времени понадобится для расчетов

Как увеличить скорость выполнения задания?

Производить вычисления на калькуляторе или вводить формулу в ячейку в программе, выбирать визуально

  • побуждение к осознанию противоречия

Учитель

А если сами формулы сложны для ввода, а не только для расчетов?

Ученики

А если количество обрабатываемой информации велико?

Являются ли такие расчеты при изменении данных оптимальными для решение задачи?

Нет, они трудоемкие

 побуждение к формированию проблемы Учитель Ученики Какой возникает вопрос? Найти наиболее быстрый способ сделать вычисления в таблице В результате учащиеся совместно с учителем формулируют цель урока: научиться использовать стандартные функции для нахождения суммы, среднего арифметического, поиска максимального и минимального значений для большого количества данных.
  • побуждение к формированию проблемы

Учитель

Ученики

Какой возникает вопрос?

Найти наиболее быстрый способ сделать вычисления в таблице

В результате учащиеся совместно с учителем формулируют цель урока: научиться использовать стандартные функции для нахождения суммы, среднего арифметического, поиска максимального и минимального значений для большого количества данных.

Тема «Сортировка и фильтрация данных» Проблемная ситуация создаётся практическим заданием Анализ Учитель ПОСТАНОВКА Формулирование проблемы (темы и целей урока) Создание проблемной ситуации Посмотрим на таблицу «Учебники». Ответьте на вопросы: Ученики -Авторы учебников русского языка для 1 класса…. – Какой будет тема урока? Пытаются выполнить задание.    Сортировка и фильтрация данных.    -Авторы учебников математики 2003 года выпуска и т.п - Сформулируем цель урока – Можете ответить? -научиться применять на практике возможности поиска и фильтрации данных в электронных таблицах       Что вы должны уметь делать с данными, чтобы ответить на этот вопрос?  Нет!   Сортировать, отбирать, поиск, фильтрацию.

Тема «Сортировка и фильтрация данных»

Проблемная ситуация создаётся практическим заданием

Анализ

Учитель

ПОСТАНОВКА

Формулирование проблемы (темы и целей урока)

Создание проблемной ситуации

Посмотрим на таблицу «Учебники». Ответьте на вопросы:

Ученики

-Авторы учебников русского языка для 1 класса….

Какой будет тема урока?

Пытаются выполнить задание.

  Сортировка и фильтрация данных. 

 

-Авторы учебников математики 2003 года выпуска и т.п

- Сформулируем цель урока

Можете ответить?

-научиться применять на практике возможности поиска и фильтрации данных в электронных таблицах

 

 

  Что вы должны уметь делать с данными, чтобы ответить на этот вопрос? 

Нет!

 

Сортировать, отбирать, поиск, фильтрацию.

Тема «Ссылки: относительные, абсолютные» На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается решить задачу, которая создаёт проблемную ситуацию и позволит им познакомиться с различными видами ссылок, используемых в формулах.

Тема «Ссылки: относительные, абсолютные»

На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается решить задачу, которая создаёт проблемную ситуацию и позволит им познакомиться с различными видами ссылок, используемых в формулах.

Задача. Дана таблица с заполненными столбцами А и В. Необходимо выполнить задачу по умножению чисел из двух столбцов. А 1 225 2 В 140 3 С 142 138  236 4  5  341 467   349 652  179

Задача. Дана таблица с заполненными столбцами А и В. Необходимо выполнить задачу по умножению чисел из двух столбцов.

А

1

225

2

В

140

3

С

142

138

236

4

5

341

467

349

652

179

Обязательное требование задачи – формулу в столбце С необходимо копировать! Решение задачи проходит без видимых проблем с использованием функции автозаполнения. 1 А А 1 2 В 2 В 225 225 С С 3 3 140 142 142 140 4 4 138 31500 236 138 236 =А1*В1 341 33040 5 467 5 341 =А2*В2 467 652 652 =А3*В3 47058 349 349   304484 =А4*В4 179  179  62471   =А5*В5

Обязательное требование задачи – формулу в столбце С необходимо копировать! Решение задачи проходит без видимых проблем с использованием функции автозаполнения.

1

А

А

1

2

В

2

В

225

225

С

С

3

3

140

142

142

140

4

4

138

31500

236

138

236

=А1*В1

341

33040

5

467

5

341

=А2*В2

467

652

652

=А3*В3

47058

349

349

304484

=А4*В4

179

179

62471

=А5*В5

Далее учащимся необходимо решить задачу по формированию прайс-листа туристической фирмы «Улётный тур». Условие копирования формулы сохраняется. Для решения задачи ученики пишут формулу =B3*C1. 1 А В 2 С Курс доллара Страны 3 в рублях 2,566 Египет 4 Стоимость путевки в долларах 5 Турция 767 Стоимость путевки Таиланд в рублях 6 445 7 Карибские острова 765 США 1023 8 678 Великобритания 9 Греция 867 456

Далее учащимся необходимо решить задачу по формированию прайс-листа туристической фирмы «Улётный тур». Условие копирования формулы сохраняется. Для решения задачи ученики пишут формулу =B3*C1.

1

А

В

2

С

Курс доллара

Страны

3

в рублях

2,566

Египет

4

Стоимость путевки в долларах

5

Турция

767

Стоимость путевки

Таиланд

в рублях

6

445

7

Карибские острова

765

США

1023

8

678

Великобритания

9

Греция

867

456

При копировании формулы в столбце С будут получаться самые неожиданные результаты. 1 А В 2 С Курс доллара в рублях Страны 3 4 2,566 Стоимость путевки в долларах Египет 5 Турция Стоимость путевки в рублях 767 1968,12 445 Таиланд 6 765 #ЗНАЧ! Карибские острова 7 12080076,75 США 8 1023 #ЗНАЧ! 678 Великобритания 9  8190292037 867 Греция #ЗНАЧ! 456  3,73477Е+12 При помощи вопросов (Что у вас получается в столбце С? Что должно получаться? Почему вы не получаете то, что нужно?) разговор подводится к понятию «абсолютная ссылка».

При копировании формулы в столбце С будут получаться самые неожиданные результаты.

1

А

В

2

С

Курс доллара в рублях

Страны

3

4

2,566

Стоимость путевки в долларах

Египет

5

Турция

Стоимость путевки в рублях

767

1968,12

445

Таиланд

6

765

#ЗНАЧ!

Карибские острова

7

12080076,75

США

8

1023

#ЗНАЧ!

678

Великобритания

9

8190292037

867

Греция

#ЗНАЧ!

456

3,73477Е+12

При помощи вопросов (Что у вас получается в столбце С? Что должно получаться? Почему вы не получаете то, что нужно?) разговор подводится к понятию «абсолютная ссылка».

Тема «Построение диаграмм» На этапе закрепления новых знаний и способов действий, с целью обеспечения закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу учащимся предлагается следующая проблемная ситуация.

Тема «Построение диаграмм»

На этапе закрепления новых знаний и способов действий, с целью обеспечения закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу учащимся предлагается следующая проблемная ситуация.

Задание. Дана таблица. Необходимо представить данные, приведенные в таблице в графической форме.

Задание. Дана таблица. Необходимо представить данные, приведенные в таблице в графической форме.

Формулировка проблемной ситуации: Что нужно сделать для того, чтобы представить данные в графической форме?  Как правильно выбрать тот или иной путь решения для построения диаграммы? Учащиеся выбирают различные типы диаграмм, представляют их в готовом виде, сравнивают, определяют какой путь решения самый удобный.

Формулировка проблемной ситуации:

Что нужно сделать для того, чтобы представить данные в графической форме?

Как правильно выбрать тот или иной путь решения для построения диаграммы?

Учащиеся выбирают различные типы диаграмм, представляют их в готовом виде, сравнивают, определяют какой путь решения самый удобный.

Тема «Использование электронных таблиц для выполнения практических заданий из различных предметных областей» На этапе применения знаний и способов действий, с целью обеспечения усвоения учащимися приемов обработки данных в электронных таблицах с использованием формул и стандартных функций, предлагаю следующую проблемную ситуацию.

Тема «Использование электронных таблиц для выполнения практических заданий из различных предметных областей»

На этапе применения знаний и способов действий, с целью обеспечения усвоения учащимися приемов обработки данных в электронных таблицах с использованием формул и стандартных функций, предлагаю следующую проблемную ситуацию.

Задача. В магазине продаются обои. Наименование, длина и ширина рулона известны. Необходимо помочь покупателю быстро определить необходимое количество рулонов обоев для оклейки любой комнаты.   Постановка проблемы: Каким образом можно реализовать решение этой задачи на компьютере?  Какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы?

Задача. В магазине продаются обои. Наименование, длина и ширина рулона известны. Необходимо помочь покупателю быстро определить необходимое количество рулонов обоев для оклейки любой комнаты.

Постановка проблемы:

Каким образом можно реализовать решение этой задачи на компьютере? Какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы?

Проводим разбор задачи: Форма комнаты?   Что известно о комнате?    Как учитывается неоклеиваемая поверхность?    Прямоугольная   Размеры h – высота, a – длина, b- ширина   15% площади стен комнаты занимают окна и двери   наименования, ширина и длина рулона   10% площади рулона   да, желательно 1 рулон   нет, количество рулонов должно быть целым   необходимое количество рулонов обоев Что известно об обоях?    Какая часть рулона уходит на обрезки?   Надо ли покупать рулоны «про запас»?   Можно ли купить часть рулона?   Что надо определить?

Проводим разбор задачи:

Форма комнаты? Что известно о комнате?

Как учитывается неоклеиваемая поверхность?

Прямоугольная Размеры h – высота, a – длина, b- ширина 15% площади стен комнаты занимают окна и двери наименования, ширина и длина рулона 10% площади рулона да, желательно 1 рулон нет, количество рулонов должно быть целым необходимое количество рулонов обоев

Что известно об обоях?

Какая часть рулона уходит на обрезки? Надо ли покупать рулоны «про запас»? Можно ли купить часть рулона? Что надо определить?

Разрабатываем математическую модель таблицы, вспоминая формулы вычисления площади прямоугольника. При расчете фактической площади рулона надо отбросить обрезки: S = ( 1- Обр)*l *d В комнате две стены площадью ah, и две стены площадью bh. При расчете фактической площади стен учитывать неоклеиваемую площадь окон и дверей: Sком = 2*(a+b)*h*(1-н п) Количество обоев вычислим по формуле:  N = Sком/Sр +1 Необходимо также учесть, что количество рулонов должно быть целым числом, но не меньшим, чем значение N.

Разрабатываем математическую модель таблицы, вспоминая формулы вычисления площади прямоугольника.

При расчете фактической площади рулона надо отбросить обрезки: S = ( 1- Обр)*l *d

В комнате две стены площадью ah, и две стены площадью bh. При расчете фактической площади стен учитывать неоклеиваемую площадь окон и дверей: Sком = 2*(a+b)*h*(1-н п)

Количество обоев вычислим по формуле: N = Sком/Sр +1

Необходимо также учесть, что количество рулонов должно быть целым числом, но не меньшим, чем значение N.

Заполняем таблицу Ячейка B9 Формула D14 = 2*($B$6+$B$7)*$B$5*(1- $B$8) =(1-$B$12)*B14*C14 E14 ^ =ЦЕЛОЕ ($B$9/D14)+1

Заполняем таблицу

Ячейка

B9

Формула

D14

= 2*($B$6+$B$7)*$B$5*(1- $B$8)

=(1-$B$12)*B14*C14

E14

^ =ЦЕЛОЕ ($B$9/D14)+1

Далее учащимся необходимо: Провести расчет количества рулонов обоев для помещений своего дома. Изменить данные некоторых образцов обоев и проследить за пересчетом результатов. Добавить строки с образцами и дополнить таблицу расчетом по новым образцам. По завершении практической работы учащиеся анализируют результаты и делают выводы.

Далее учащимся необходимо:

  • Провести расчет количества рулонов обоев для помещений своего дома.
  • Изменить данные некоторых образцов обоев и проследить за пересчетом результатов.
  • Добавить строки с образцами и дополнить таблицу расчетом по новым образцам.

По завершении практической работы учащиеся анализируют результаты и делают выводы.

Обучение с использованием проблемных вопросов, ситуаций обеспечивает прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Также, проблемное изложение материала  способствует формированию умственной активности, потребности в достижении успеха, развивает мыслительные способности школьников. C его помощью формируется разносторонне развитая творческая личность способная логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, способная к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

Обучение с использованием проблемных вопросов, ситуаций обеспечивает прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Также, проблемное изложение материала способствует формированию умственной активности, потребности в достижении успеха, развивает мыслительные способности школьников. C его помощью формируется разносторонне развитая творческая личность способная логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, способная к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.