Проблемный подход в изучении нового материала, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся 6-9 классов
В третьем тысячелетии мы вступили в эпоху, которая называется «информационной». Это значит, что теперь самым важным продуктом считается информация, с которой мы должны научиться работать: искать, обрабатывать, хранить.
Поэтому школьное образование ставит такую проблему – подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в информационной высокоразвитой среде.
Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:
Индивидуальное рабочее место.
Наличие специальных технических средств.
Доступ к общим ресурсам.
Возможность реализовывать интеграцию с другими предметами.
Наличие условий для формирования самостоятельной деятельности учащихся.
Эти особенности позволяют успешно использовать проблемный подход изложения нового материала на уроках «Информатики» в процессе формирования познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.
Обучение с использованием проблемных вопросов, ситуаций – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя ситуаций, содержащих проблемный вопрос, и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Как работает Проблемная ситуация?
Проблемные ситуации активизируют мышление (которое является творческой, а не репродуктивной деятельностью учащихся), формулирует умение видеть проблему и предложить разные способы решения этой проблемы, вызывают поисковую деятельность, и в итоге приводит к активному усвоению новых знаний.
Создавая проблемные ситуации, учитель добивается того что само незнание приобретает активную форму, стимулирует познавательную активную форму, стимулирует познавательную учебную деятельность учащихся, так как процесс разрешения противоречия есть процесс выработки нового знания.
Проблемная ситуация и процесс разрешения противоречия побуждает задавать вопросы и, тем самым, развивает мыслительные способности.
Три основных уровня проблемных ситуаций
1 уровень проблемное изложение, учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет учащихся на самостоятельный поиск путей решения
2 уровень проблемная ситуация, учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и осуществляют поиск ее решения;
3 уровень творческое обучение, до учащихся доводится проблемная ситуация, а её анализ, выявление проблемы, формулировка задач и выбор оптимального решения, учащиеся осуществляют самостоятельно.
Рассмотрим, как проблемное изложение материала может быть реализовано на уроках информатики на примере главы «Обработка информации в электронных таблицах» в 9 классе.
Тема первого урока «Понятие электронной таблицы».
На организационном этапе урока при формулировании темы урока дается проблемное задание, выполнение которого подводит учащихся к тому, что они сами формулируют тему урока.
Задание. Из предложенного текста с большим списком фамилий, предметов и оценок, который представлен в текстовом виде: «У Иванова по белорусской литературе оценка за год 9, у Петрова по математике за год 8, и т.д.», найти нужную информацию и ответить на вопросы:
Об оценках скольких учеников говориться в этом тексте?
По каким предметам приведены годовые оценки учащихся?
Сколько учеников имеют только отличные оценки?
Кто из учеников имеет 8 и 9 по математике?
Учащиеся приходят к выводу, чтобы справиться с этой проблемой, данную текстовую информацию нужно занести в таблицу и на основании этого формулируют тему урока.
При изложении темы «Использование стандартных функций» на этапе подготовки учащихся к работе на основном этапе с целью мотивации учебной деятельности учащихся на изучение нового материала и актуализации знаний учащихся предлагаю выполнить следующее проблемное задание.
Задание. Заполнить таблицу и вычислить наибольшие и суммарные величины. На выполнение данной работы дается заведомо минимальное количество времени с целью предотвратить вычисление на калькуляторе.
Далее создается проблемная ситуация. Учитель задает вопросы, ученики ищут ответы на них в результате возникает противоречие, что и приводит к формированию проблемы
На уроке «Сортировка и фильтрация данных» проблемная ситуация создаётся практическим заданием. Перед учащимися ставиться проблемная ситуация в результате решения которой они формулируют тему и цель урока
При изложении темы «Ссылки: относительные, абсолютные» На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается решить задачу, которая создаёт проблемную ситуацию и позволит им познакомить с различными видами ссылок, используемых в формулах.
Дана таблица с заполненными столбцами А и В. Необходимо выполнить задачу по умножению чисел из двух столбцов.
Обязательное требование задачи – формулу в столбце С необходимо копировать! Решение задачи проходит без видимых проблем с использованием функции автозаполнения.
Далее предлагаю решить задачу по формированию прайс-листа туристической фирмы «Улётный тур». Условие копирования формулы сохраняется. Для решения задачи ученики пишут формулу =B3*C1.
При копировании формулы в столбце С будут получаться самые неожиданные результаты. При помощи вопросов (Что у вас получается в столбце С? Что должно получаться? Почему вы не получаете то, что нужно?) разговор подводится к понятию «абсолютная ссылка».
При изучении темы «Построение диаграмм» на этапе закрепления новых знаний и способов действий с целью обеспечения закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу учащимся предлагается следующая проблемная ситуация.
Дана таблица. Необходимо представить данные, приведенные в таблице в графической форме.
Далее идет формулировка проблемной ситуации:
Что нужно сделать для того, чтобы представить данные в графической форме?
Как правильно выбрать тот или иной путь решении для построения?
Для разрешения проблемы, учащиеся выбирают различные типы диаграмм, представляют их в готовом виде, сравнивают, какой путь решения самый удобный
При изучении темы «Использование электронных таблиц для выполнения практических заданий из различных предметных областей» на этапе применения знаний и способов действий с целью обеспечения усвоения учащимися приемами обработки данных в электронных таблицах с использованием формул и стандартных функций предлагаю следующую проблемную ситуацию.
В магазине продаются обои. Наименования, длина и ширина рулона известны. Необходимо помочь покупателю быстро определить необходимое количество рулонов обоев для оклейки любой комнаты.
Далее ставиться проблема:
Каким образом можно реализовать решение этой задачи на компьютере? Какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы?
Проводим разбор задачи. Отвечаем на вопросы: Какая форма комнаты? Что известно о комнате? Как учитывается неоклеиваемая поверхность? Что известно об обоях? Какая часть рулона уходит на обрезки?
Надо ли покупать рулоны «про запас»? Можно ли купить часть рулона?
Что надо определить?
Разрабатываем математическую модель таблицы, вспоминая формулы вычисления площади прямоугольника.
При расчете фактической площади рулона отбрасываем обрезки.
При расчете фактической площади стен учитывать не оклеиваемую площадь окон и дверей, также учитываем, что количество рулонов должно быть целым числом, но не меньшим, чем значение N.
Заполняем таблицу согласно образца. В ячейки В9, D14, Е14 вносим формулы.
Далее учащимся необходимо самостоятельно:
Провести расчет количество рулонов обоев для помещений своего дома.
Изменить данные некоторых образцов обоев и проследить за пересчетом результатов.
Добавить строки с образцами и дополнить таблицу расчетом по новым образцам.
По завершении практической работы учащиеся анализируют результаты и делают выводы.
Обучение с использованием проблемных вопросов, ситуаций обеспечивает прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Также, изложение проблемного материала способствует формированию умственной активности, потребности в достижении успеха, развивает мыслительные способности школьников. C его помощью формируется разносторонне развитая творческая личность способная логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, способная к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.