Проблемы порождаемые противоречиями в условиях социализации ребёнка в школе
(1-ый слайд) В последние десятилетия вопрос о социализации личности приобрел первостепенное значение и в сфере педагогики, и в сфере психологии. Наш мир не перестает развиваться. Наука, экономика, образование, социальная жизнь – все движется вперед. Но развитие всегда влечет за собой изменения: меняется уклад жизни, социально-экономическая ситуация, восприятие жизни; появляются новые требования к системе образования; ставятся новые задачи перед образовательными учреждениями.
(2-ой слайд) Главной задачей, стоящей перед образовательными учреждениями, стала социализация обучающихся, т. е. подготовка «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей».
(3-ий слайд) Процесс социализации личности – это сложнейший и многофакторный процесс, зависящий от огромного количества условий, оказывающих свое влияние на развитие каждой личности и на процесс социализации в целом.
Социализация обучающихся – это сложнейший процесс, успешная реализация которого невозможна без выявления, анализа и решения различных проблем
(4-ый слайд) Говоря о проблеме социализации современных школьников, следует отметить их бесспорную остроту и актуальность в современном социуме. Предугадать результаты социализации сегодня практически невозможно. В какую социальную группу попадет учащийся, какие ценностные ориентиры выберет он для себя, в семье с какими моральными установками и принципами он воспитывается, какой стиль отношений между поколениями царит в его семье –все это влияет на процесс и результативность социализации.
(5-ый слайд) Анатолий Викторович Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: 1) мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; 2) макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; 3) мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; 4) микрофакторы –непосредственно влияют на конкретных людей и взаимодействуют с ними (семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум)
(6-ой слайд) Семья всегда рассматривалась как самый важный компонент в системе развития личности. Никто кроме самых близких для ребенка людей – родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер – не относится к нему лучше, не любит его так сильно и нежно и не заботится так о нем. Преимущественное влияние оказывает мать или человек, который ухаживает за ребенком, постоянно общается с ним. В целом семья активно воздействует на него, когда он овладевает речью, начинает ходить и вступает в общение с разными членами семьи. Это воздействие оказывает разнообразное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на его внешнее поведение. Основные личностные новообразования связаны именно с семьей (первые навыки общения, взаимодействия, первые социальные роли, формирование черт маскулинности и фемининности, освоение первых норм и ценностей). От уровня образования близких людей, их интеллектуального и нравственного развития, стиля их взаимоотношений зависит воспитание любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, отзывчивости, доброты, честности, порядочности. Тип поведения родителей (авторитарный, либеральный) воздействует на формирование у ребенка образа – Я.
К сожалению, сегодня в российском обществе основные агенты социализации (семья и школа) претерпевают острый кризис. Большинство среднестатистических российских семей оказываются неспособными качественно выполнять свою роль в процессе социализации своих детей по причине падения своих воспитательных функций. Отсутствие опыта близких отношений в семье (неполные семьи, погружение родителей в деловые проблемы, криминальныесемьи, алкоголь и др.) приводит к детским нервным расстройствам, чувству одиночества, негативной самооценке детей. Вместо контроля со стороны семьи дети нередко оказываются предоставлены сами себе и процесс социализации в таком случае протекает на улице в неформальных молодежных группах. Чувство безнадежности, непонимания и безвыходности все чаще и чаще посещает современных детей. Одно из самых печальных последствий этой ситуации – суициды подростков. По словам уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, по уровню самоубийств среди подростков Россия находится на одном из первых мест в мире – средний показатель самоубийств среди населения подросткового возраста более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире.
(7-ой слайд) Особая роль в процессе социализации современных школьников принадлежит, несомненно, и системе образования. В государственной политике в области образования на сегодняшний день отчетливо прослеживаются следующие основные принципы построения – толерантность, сотрудничество, гуманизм. У общества существует острая потребность в социально активных членах общества с четкой личной позицией. Но наряду с кризисом семьи наблюдается кризис и в системе нашего образования. В современном обществе школа вынуждена выполнять те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (семья, разнообразные детские учреждения, организации и объединения и др.).
(8-ой слайд) Ситуация усложняется еще и тем, что в России идет реформирование системы образования, изменяются программы обучения по базовым специальностям, особенно социально-гуманитарного профиля, формируются новые требования госстандартов, расширяется практика организации образования.
Если раньше школа выступала практически единственным (и чаще всего, достоверным) источником информации, то сегодня школа уже не может являться единственным таковым источником для учащихся, не может уберечь их от негативных проявлений. На первый план сегодня выходят интернет, СМИ, «уличная» информация.
Сегодня школа теряет свой авторитет. Современному обществу дозволено открыто критиковать школу, нападать на учителей, оценивать их действия, судить, обвинять во всех проблемах.
СМИ способны не только управлять вкусами учащихся (особенно младших школьников), но и «навязывать» им свои ориентиры и установки (дети прислушиваются к не всегда правильным советам звезд, перенимают сцены насилия, стараются подражать порой отрицательным киногероям). Дети становятся более холодными и менее отзывчивыми. Боль других людей не задевает и не трогает их, ведь для них это стало обычным ежедневным зрелищем.
(9-ый слайд) Интерес к газетам и журналам, предназначенным не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. Существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков, но не отличающихся научной познавательностью и разнообразием. Основные рубрики такой периодики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно.
Популярным времяпровождением сегодня является компьютерная сеть Интернет. Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте. Но и здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящая для детей и подростков информация.
Много негативных моментов может принести Интернет подростку, если бесконтрольно оставлять его во Всемирной паутине (порнография, пиротехника, суицид, обсуждение действия тех или иных наркотиков, встреча с опасными людьми в чатах, увлечение азартными играми, радикальные политические группы, сатанинские культы, сетевые «оргии»). В компьютерной сети существуют информационные воздействия, прямо угрожающие психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту числа психических заболеваний.
Поэтому, несмотря на серьезную практическую деятельность педагогов, социальных работников и школьных психологов, воспитателей отмечается ежегодный рост преступности, суицидов, наркомании, алкоголизма, проституции, социального сиротства и бездуховности современного общества. Проблемы современной семьи и образовательной системы, глобальная информатизация всех сфер человеческой жизни, снижение нравственных ориентиров препятствуют положительному результату процесса социализации учащихся.
Для преодоления негативных социальных явлений, борьбы с детской и подростковой преступностью, предотвращения насилия над детьми со стороны семьи и СМИ семья, школа и государство должны действовать сообща, иметь общие задачи и вырабатывать правильные пути для их решения.
Взрастить ответственного гражданина, способного самостоятельно и правильно оценивать происходящее, строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей; сформировать устойчивые нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые и коммуникативные способности обучающихся и овладение ими этических и эстетических норм, – вот задачи, стоящие сегодня перед системой образования и всем обществом в целом.
Семья и школа должны совместно воспитывать и обучать школьников, готовить их к жизни и общественному труду, организовывать деятельность детей и мотивировать ее, формировать нравственные качества и развивать моральное сознание детей, направлять поведение, помогать в принятии решений и нравственного выбора. Государство же, в свою очередь, должно поддерживать семью, разрабатывать новые действенные социальные и образовательные программы, контролировать СМИ, взять под свою защиту семейные ценности и систему образования, прекратить оскорбление и осуждение педагогических кадров во всеуслышание, возродить престиж семьи и школы, то есть родителей и учителей.
Важно помнить, что только в крепкой семье с прочными нравственными установками, в атмосфере взаимоуважения учащихся и учителей, при поддержке государства, при уверенности в завтрашнем дне и возможности реализовать каждому свой потенциал возможен положительный процесс социализации современных школьников.