Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету?
Проблемно-диалогическая технология (с1999г.), цель - обучить самостоятельному решению проблем.
Средство - открытие знаний вместе с детьми.
Сравнение этапов традиционного урока и проблемно-диалогического урока (презентация)
Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок
1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками
2) Выдвижение версий
3) Актуализация имеющихся знаний
4) Составление плана решения проблемы
5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания
6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
проблемная ситуация
Приемы создания проблемной ситуации
Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения, две теории и т.д.!
Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.)
Примеры проблемных ситуаций
виды диалогов
Побуждающий диалог
Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
+ Развивает творческое мышление
+ Максимально близок к жизненным ситуациям
- Ученики могут увести в сторону от темы
- Невозможно рассчитать время на уроке
Подводящий диалог
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
+ Развивает логическое мышление
+ Просчитывается по времени
+ Ведет к нужному результату коротким путем
- В меньшей степени развивает творчество и инициативу
Технология оценки учебных успехов
Правила технологии отвечают на основные вопросы оценивания:
ЧТО? Решение задачи
КТО? Ученик + Учитель в диалоге
КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)
ГДЕ? В таблице требований
КАК? По уровням успешности
Правило 1.
«ОЦЕНКА И ОТМЕТКА»
«Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи»
Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Правило 2. «САМООЦЕНКА»
«Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку.»
Алгоритм самооценки (вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Правило 3. «ЧИСЛО ОТМЕТОК»
«За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка»
ПРИМЕР:
В проверочной работе – 5 заданий. Значит ученик может получить за проверочную работу – 5 отметок.
Правило 4.
«ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ»
(пример в презентации)
Правило 5.
«ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ»
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку
Правило 6. «УРОВНИ УСПЕШНОСТИ»
Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично».
Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это отличает от необходимого всем уровня - «отлично».
Максимальный уровень (!!! Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно».
Вопрос: «А отметки-то нам как ставить?»
(объяснить по презентации)
Что меняет использование новых правил оценивания?
Из анкет: «Теперь понятно зачем мы учимся» (ученики), «Наконец понял разницу между оценкой и отметкой» (родитель)
Доля учеников с адекватной САМООЦЕНКОЙ на 15-20%
Школьная ТРЕВОЖНОСТЬ на 14-26%
С новыми правилами «легко и хочется работать дальше» - более 80% учеников, учителей и родителей.
Как внедрять новую технологию оценивания? (объяснить по презентации)
ПАМЯТКА
по подготовке урока с использованием текста в режиме технологии продуктивного чтения (правильного типа читательской деятельности)
(разработана, прежде всего, для не художественных текстов, подробнее см. Сборник «Образовательные технологии»)