СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема освоения ФГОС. "Школа - 2100"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал раскрывает содержание проблемно- диалогической технологии и технологии оценки учебных успехов, соответствующие требованиям ФГОС. Данные технологии представлены из "Школы - 2100", но полезно для учителей, реализующих ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Проблема освоения ФГОС. "Школа - 2100"»

Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету?

Проблемно-диалогическая технология (с1999г.), цель - обучить самостоятельному решению проблем.
Средство - открытие знаний вместе с детьми.

Сравнение этапов традиционного урока и проблемно-диалогического урока (презентация)

Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок

1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками

2) Выдвижение версий

3) Актуализация имеющихся знаний

4) Составление плана решения проблемы

5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания

6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

проблемная ситуация

Приемы создания проблемной ситуации

Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения, две теории и т.д.!

Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.)

Примеры проблемных ситуаций

виды диалогов

Побуждающий диалог

Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы

+ Развивает творческое мышление

+ Максимально близок к жизненным ситуациям

- Ученики могут увести в сторону от темы

- Невозможно рассчитать время на уроке

Подводящий диалог

Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

+ Развивает логическое мышление

+ Просчитывается по времени

+ Ведет к нужному результату коротким путем

- В меньшей степени развивает творчество и инициативу


Технология оценки учебных успехов

Правила технологии отвечают на основные вопросы оценивания:

ЧТО? Решение задачи

КТО? Ученик + Учитель в диалоге

КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)

ГДЕ? В таблице требований

КАК? По уровням успешности


Правило 1.
«ОЦЕНКА И ОТМЕТКА»

«Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи»


Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)


Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)

Правило 2. «САМООЦЕНКА»

«Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку.»

Алгоритм самооценки (вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Правило 3. «ЧИСЛО ОТМЕТОК»

«За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка»

ПРИМЕР:

В проверочной работе – 5 заданий. Значит ученик может получить за проверочную работу – 5 отметок.

Правило 4.
«ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ»

(пример в презентации)

Правило 5.
«ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ»

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку

Правило 6. «УРОВНИ УСПЕШНОСТИ»

Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично».

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это отличает от необходимого всем уровня - «отлично».

Максимальный уровень (!!! Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно».


Вопрос: «А отметки-то нам как ставить?»

(объяснить по презентации)

Что меняет использование новых правил оценивания?

  • Из анкет: «Теперь понятно зачем мы учимся» (ученики), «Наконец понял разницу между оценкой и отметкой» (родитель)

  • Доля учеников с адекватной САМООЦЕНКОЙ на 15-20%

  • Школьная ТРЕВОЖНОСТЬ на 14-26%

  • С новыми правилами «легко и хочется работать дальше» - более 80% учеников, учителей и родителей.

Как внедрять новую технологию оценивания? (объяснить по презентации)

ПАМЯТКА

по подготовке урока с использованием текста в режиме технологии продуктивного чтения (правильного типа читательской деятельности)

(разработана, прежде всего, для не художественных текстов, подробнее см. Сборник «Образовательные технологии»)