СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы профессионального самоопределения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Активная позиция есть наиболее целостная интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности»1

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев

 

1 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологическую субъективность. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с. – с. 159.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы профессионального самоопределения»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ



«Активная позиция есть наиболее целостная интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности»1

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев


Для эффективного функционирования в сложном современном мире человеку важно не просто адаптироваться к среде и усвоить социальные роли и правила, но и необходимо овладеть искусством самоопределения. Именно самоопределение личности можно рассматривать как своеобразную точку рождения нового (опыта, взгляда, позиции, цели, смысла). Оно поднимает жизненную активность человека на принципиально новый уровень – уровень жизненного пути. Но этот жизненный путь в динамичном обществе невозможен без включения в процессы преобразования себя и окружающего мира.

Быть самоопределившимся в профессии и в тоже время готовым к постоянному саморазвитию необходимо любому современному человеку, так как он живет в сложном и быстро развивающемся мире. Особенно это важно для современного педагога. Его положение в структуре общества во многом зависит от умения транслировать и реализовывать идеи образования (обучения, воспитания представителей подрастающего поколения), установленные современными требованиями государства, и в тоже время быть открытым новому, быстро ориентироваться в сложных условиях профессиональной и социальной жизни, самостоятельно и ответственно принимать решения, делая выбор в пользу позитивного развития человека (ребенка, подростка, взрослого). Он должен быть готов к деятельности в новых динамичных социокультурных и профессиональных условиях расширяющегося образовательного пространства, а значит, и к оперативному решению профессиональных и жизненных проблем, и к работе в разных развивающихся социально-экономических структурах общества, востребующих идеи и технологии непрерывного образования. Даже при смене профессиональной деятельности его педагогическая позиция, подготовленность к диалоговому взаимодействию и активному влиянию на процессы освоения другим человеком социокультурного опыта могут и должны проявляться в различных сферах общественной жизни.

Самоопределение – центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с другими людьми2.

Профессиональное самоопределение – многоаспектный процесс. В его анализе возможны различные подходы:

– социологический – профессиональное самоопределение рассматривается как серия задач, которые ставит общество перед личностью;

– социально-психологический, при котором профессиональное самоопределение – процесс поэтапного принятия решений личностью и согласования собственных предпочтений и потребностей общества;

– дифференциально-психологический – профессиональное самоопределение определяется как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Профессиональное самоопределение – одна из форм личностного самоопределения; это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Оно характеризует процесс поиска, приобретения, становления личности в профессии и осуществляется в результате анализа своих способностей, возможностей в соотнесении с требованиями профессии.

Говоря о студентах педагогического колледжа, мы имеем введу профессиональное самоопределение молодёжи в рамках педагогической профессии, что представляет собой процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере в статусе педагога и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Данный процесс связан с сознательным поиском будущим педагогом и утверждением собственной педагогической позиции относительно общечеловеческих ценностей, критериев смысла жизни, стратегий поведения в проблемных ситуациях, межличностных отношениях, выбора сфер самореализации в рамках педагогической профессии.

Показателями профессионального самоопределения выступают:

– устойчивая профессиональная "Я-концепция", в основе которой принятая система педагогических ценностных ориентаций;

– готовность совершить профессионально значимую деятельность;

– факты совершения этой деятельности;

– осознание личности значимости своей деятельности;

– стремление к профессиональному саморазвитию.3

Наше обращение к проблеме профессионального самоопределения личности будущих педагогов неслучайно. В педагогической реальности просматриваются противоречия, свидетельствующие о необходимости ее решения в условиях педагогического колледжа:

– современный педагогический колледж, рассматривая личностное и профессиональное становление и развитие будущего педагога с гуманистических позиций как субъекта собственной жизни, имеющего право на свой неповторимый жизненный и профессиональный путь, на самом деле не готовит студентов к педагогической деятельности в широком образовательном пространстве социума, ориентируясь на подготовку узких специалистов;

– в ситуации неалгоритмизированной педагогической деятельности, требующей от педагога гибкости профессионального мышления и мобильных действий, выпускники педагогических колледжей все еще недостаточно подготовлены к самостоятельному и осознанному оперативному принятию вариативных педагогических решений.4

В данной ситуации особое значение приобретает ориентация педагогического образования на подготовку компетентных и в тоже время профессионально мобильных специалистов, способных «вести» человека к открытому обществу, содействовать развитию личности (ребенка, подростка, юноши, взрослого человека), готовых участвовать в преобразовании общества, в расширении и углублении образовательного пространства.

Все это, соответственно, требует пересмотра концептуальной системы взглядов на его профессиональную подготовку специалистов в области педагогической деятельности. Сегодня, как никогда прежде, профессиональное образование должно быть направлено на формирование менталитета людей как хозяев своей судьбы, в том числе владельцев, распорядителей основной своей собственностью – образованностью и профессиональной компетентностью. Оно призвано предоставить будущим педагогам возможность для развития механизмов, лежащей в основе их готовности к самостоятельному жизненному и профессиональному самоопределению, к эффективному решению социальных, профессиональных, личностных проблем, которые встретятся в течение жизни. Для нас важно обеспечить педагогические условия, способствующие становлению личности, способной к профессиональному самоопределению, саморазвитию и осуществлению авторства собственного жизненного пути.

Профессиональное самоопределение будущих педагогов происходит на уровне принятия для себя основополагающих профессиональн0-педагогичеких ценностей. В трудах ряда ученых (Л.П. Буева, М.С. Кагам, Д.А. Леонтьев, Л.В. Скворцова, И.Г. Пет­рова, И.'Г. Фролова и др.) ценности рассматриваются как фактор детерминации и регулирования мотивации и действии личности. Они связываются с возмож­ностью реализации социальных сил индивида, нравственного совершенствова­ния, личностного развития и рассматриваются как высшие принципы жизни и деятельности. Именно система ценностей составляет основу отношений педагога к окружающему миру, другим людям, самому себе, основу мировоззрения, жизненных и профессиональных принципов, то есть его «философию жизни».

Так профессиональное самоопределение педагога, по нашему мнению, обусловлено устойчивостью профессиональной педагогической позиции, которая, прежде всего, проявляется в гуманистическом отношении к человеку, в направленности на помощь человеку в его самоопределении, самореализации. Педагог как никто другой несет идеологию гуманизма в общество – в этом его миссия.

В идеале основу ценностных ориентаций студента, выбравшего для себя профессию педагога (его систему ценностей – «духовный стержень» – «ментальное ядро»), составляют ценности, соответствующие верхним этажам диспозиционной системы регуляции поведения (А.Г. Асмолов, Т.М. Джафарли, М.С. Каган, А.А. Пископпель, В.П. Созонов, Е.Н. Шиянов, И.Т. Фролов, В.А. Ядов). Они и определяют гуманистический потенциал личности. Педагог, адекватный современным требованиям, органически соединяет в себе профессионализм с высшими принципами нравственности. Он обладает гуманистически ориентированным мировоззрением, что позволяет ему осмыслить человека (ребенка, подростка, взрослого) как уникальное явление природы и социума, признать приоритет его субъектности в личностном становлении (Ю.В. Аннушкин, С.Л. Братченко, Г.Д. Глейзер, В.П. Зинченко, А.М. Новиков, Н.Н. Никитина, А.Б. Орлов, О.Л. Подлиняев и др.) и с этих позиций выстраивать профессионально-личностное взаимодействие с ним.

Гуманистическое мировоззрение педагога, по мнению Ю.В. Аннушкина, практически выражается через такие его личностные качества, как открытость модели мира, позитивный взгляд на природу человека, позитивная Я-концепция, развитая эмпатия, доверие своей интуиции, креативность, стремление к духовному росту, гибкость мыслительных процессов (избегание крайностей в суждениях и оценках, диалогический синтез противоположностей)5 Это позиция конструктивного социального оптимизма, по сути, есть проявление субъектности в социальных отношениях и выражается в направленности педагога на социальное созидание. Только гуманистически ориентированный педагог может способствовать развитию личности, активно действующей в условиях постоянно изменяющейся ситуации (профессиональной, социальной, экономической, политической и др.), обладающей «неадаптивной» активностью, позволяющей ей выходить за пределы заданного, готовой, развивая собственную субъектность, приумножать потенциал мировой цивилизации; воспитывать личность, свободную духом, мыслями и ответственную за свои действия.

Мы считаем также, что современный педагог – это педагог, вставший на путь саморазвития, а потому рассматривающий себя как сложную саморазвивающуюся систему, признающий свою уникальность, неповторимость, самоценность как личности, свое право на осуществление собственной траектории развития. Его готовность к профессиональному саморазвитию, на наш взгляд, связана с открытостью новому, способностью делать свободный выбор в процессе принятия и реализации самостоятельных решений, с мотивацией достижения, с готовностью к профессиональной рефлексии и самосовершенствованию.

Мы исходим из того, что процесс принятия педагогом нового (новых идей, взглядов, позиций, опыта) связан со стремлением к деятельностным преобразованиям в окружающем и самом себе. Благодаря чему он может самостоятельно и конструктивно подходить к решению профессиональных и жизненных проблем, ощущая себя автором собственный жизни. Педагог, открытый новому, признает неоднозначность взглядов, позиций, опыта и испытывает интерес к ним, оценивает их с ориентацией на принятие для себя. Положительно относится к новой информации, опыту и готов апробировать их в своей деятельности, если они заслуживают его внимания. Готов к пересмотру своих ценностей, профессиональных установок, позиций в соответствии с новыми (гуманистическими) требованиями современного образования. Он легко «схватывает» суть проблемы и творчески (по-новому) подходит к ее разрешению.

При этом он свободен в выборе моделей принятия ответственных решений и способов их реализации. Педагог не свободен от условий, в которых работает и живет, но свободен занять ту или иную позицию по отношению к ним. Он свободен в «авторском прочтении» ситуации (в осмыслении, интерпретации происходящего) на основе своей системы ценностей, в выборе новой социальной роли, профессиональной позиции, в осмыслении и выделении для себя новых мотивов поведения, открывающих новые смыслы деятельности (Н.А. Бердяев, С.П. Иванов, И. Пригожин и др.).

Однако педагог не может поддерживать состояние внутренней свободы, если не будет включен в процесс самосовершенствования – включен в процесс непрерывного образования, самообразования, в поиск новых возможностей самореализации в педагогической деятельности.

Благодаря постоянному самосовершенствованию он приобретает опору на самого себя – способность делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытым и готовым к новым поворотам своего жизненного пути. Правильное же определение направления пути самосовершенствования, возможно только на основе познания и осознания себя, т.е. подключения рефлексии. Благодаря рефлексии педагог критично и объективно оценивает свои возможности, личностные достоинства и недостатки, идеи и методы собственной деятельности, анализирует деятельность других людей. Он способен к результативному внутреннему диалогу.

Активизация рефлексивных процессов позволяет подключить механизмы мобильности к аналитической оценке проблемной ситуации и процессу ее решения с позиций собственных возможностей и тем самым мотивировать себя на достижение успеха.

Мотивация достижения – мощным внутренним стимулом его активности, субъектности, творчества и обеспечивает оптимистичное отношение к себе и окружающими миру. Такой педагог целеустремлен, человек с выраженным стремлением к успеху при реалистичном подходе к жизни. Он уверен в своих возможностях, обладает оптимистичным взглядом на мир и себя в этом мире.

Данные позиции были положены нами в основу образовательного проекта «Шаг к успеху». В предлагаемом Проекте профессиональное самоопределение напрямую связывается нами с категорией «профессиональная карьера педагога» и рассматривается как возможность движения специалиста по должностной вертикали (вертикальная мобильность – повышение профессионального статуса) и горизонтали (горизонтальная мобильность – матричная карьера – расширение сфер деятельности внутри педагогической профессии).

Современное понимание профессиональной карьеры включает успех не только в профессиональной деятельности, но и в жизни вообще. Успешная карьера обеспечивает оптимальный уровень качества жизни и социальной адаптации. Каждая новая ступень в карьере человека является результатом его деятельности по реализации намерений, стремлений к определенному, осознанному и желаемому образу жизни. Карьера – это, прежде всего, достижение более высокого социального положения, экономического, научного, культурного и нравственного уровня, это изменение социально-профессионального статуса.

Но карьера педагога – это предмет его собственного творчества, проявления мобильных действий и зона его личностной ответственности за свое профессиональное самоопределение и саморазвитие. А это значит, что выпускнику колледжа предстоит самому пройти путь от парадигмы планирования карьеры – к парадигме управления карьерой. На пути достижения карьеры, профессиональное самоопределение и готовность к профессиональному саморазвитию поможет ему в овладении концепцией и технологией управленческой деятельности по отношению к себе, научиться воспринимать себя как творческую, самодостаточную индивидуальность, способную конкурировать на рынке труда, проектировать собственный профессиональный рост и реализовывать профессиональные и жизненные планы.

Основные идеи Проекта связаны с поиском способов оптимизации механизмов профессионального самоопределения и самореализации выпускников педагогического колледжа посредством их вовлечения в активную познавательно-исследовательскую, профессионально-ориентированную и социально значимую деятельность, в процессе которой реализуется возможность утверждения/укрепления их ценностных выборов.

За реализацией проекта в условиях профессиональной подготовки будущих педагогов просматривается принципиальная позиция педагогического колледжа как социальной организации: социальная забота о своих выпускниках (о становлении их социально-профессионального статуса, влияющего на положение в социальной и профессиональной среде, о формировании стремления к профессионально-личностному росту и развитии профессионального оптимизма).

Практическое внедрение разработанного нами Проекта дает возможность создания тех педагогических условий, которые в большей степени способствуют профессиональному самоопределению студентов в процессе овладения специальностью:

– формирование ценностных оснований личности как нравственного регулятора ее мобильного социального и профессионального поведения;

– направленность содержания образования на обеспечение общенаучной, профессиональной и социальной компетентности специалистов, соответствующих развитию профессионально значимых личностных качеств, необходимых для эффективного функционирования в условиях профессиональной педагогической деятельности и жизни современного социума;

– включение студентов в процесс решения педагогических и социально-педагогических проблем в различных образовательных ситуациях, что дает возможность личности видеть в окружающем мире источник творческой энергии, возможность проявления своей субъектности, социальной и профессиональной активности;

  • ориентация содержания образования на активизацию поиска личностью альтернативных стратегий поведения и способов самореализации, обеспечивающих непрерывность личностного и профессионального саморазвития;

  • установление атмосферы корпоративности, коллегиальности, социально-профессиональной общности всех субъектов образовательного процесса.

Цель Проекта заключается в создании и обеспечении педагогических условий

профессионального самоопределения студентов колледжа.

При определении задач проекта, мы учитывали сложность социально-психологической ситуации, в которую попадает молодой специалист:

– обострение противоречий между потребностью утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в обществе и необходимостью к социальной адаптации и регуляции поведения;

– потребностью быть независимым, самостоятельным и неспособностью брать на себя ответственность за значимые ситуации;

– потребностью в самосовершенствовании и страхом перед изменениями;

– потребностью быть свободным и наличием внутренней несвободы;

– потребностью выстраивать траекторию профессионального продвижения и неумением управлять собственной карьерой.

– высокими требованиями к профессиональной подготовке компетентного специалиста со стороны работодателя и формальной включенностью работодателя в процесс формирования содержания профессионального образования специалиста

Задачи Проекта:

– формирование психологической готовности выпускника к жизненному и профессиональному самоопределению;

– формирование установки у выпускников колледжа на успешное вхождение в профессиональную деятельность и выстраивание в будущем собственной траектории социально-профессионального продвижения (карьеры);

– овладение системой научно-методических знаний и опытом самостоятельного конструирования стратегий личностно-профессионального роста и саморазвития;

– развитие способности к самостоятельному, компетентному, творческому, мобильному, ответственному планированию и реализации социальных и профессиональных задач, в том числе связанных с профессиональной карьерой;

– развитие умения осуществлять рефлексивную деятельность;

– мотивирование на успех в профессиональной деятельности, формирование социально-профессионального оптимизма.

Проект реализуется через включение в учебный план (вариативную часть) программы по дисциплине «Профессиональная карьера педагога».

Содержание Проекта:

 учитывает приоритет практической деятельности (деятельностно-коммуникативная составляющая образованности), в ходе которой студенты получают необходимую информацию (предметно-информационная составляющая образованности), постепенно овладевая ценностно-ориентационной составляющей образованности;

  • структурировано на основе гуманитарного подхода, направленного на формирование у будущих педагогов новых универсальных знаний, способностей личности и поведенческих моделей, готовности эффективно интегрировать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели в ситуации непрерывного профессионального развития;

  • имеет яркую профессионально и социально ориентированную направленность, т.е. способствует формированию общих компетенций и развитию профессиональной мобильности в педагогической деятельности;

  • обеспечивает поиск и реализацию оптимальных способов социального партнерства, расширяющего возможности профессионального самоопределения выпускников и совместного с работодателями формирования содержания профессионального образования.

Содержание Проекта направлено на овладение смыслом и содержательными наполняющими понятия «профессиональное самоопределение». Через него раскрываются возможности компетентного и мобильного профессионального поведения педагога в профессиональной педагогической деятельности и в иных условиях деятельности, ориентированной на педагогизацию социума.

Структура Проекта, реализуемого через программу «Профессиональная карьера педагога», включает:

Раздел 1. Профессиональная карьера и мобильность личности.

Раздел 2. Моделирование профессиональной карьеры в педагогической деятельности.

Раздел 3. Социально-профессиональная адаптация.

Раздел 4. Личностный статус и карьера.

Содержательная связь между разными разде­лами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоцио­нальную и практическую сферы личности выпускника.

Программа предусматривает осуществление образовательной деятельности со студентами в двух основных организационных моделях:

– на учебных занятиях;

– самостоятельной деятельности студентов в профессиональных сообществах.

В рамках учебных занятий осуществляется теоретико-информационное обогащение знаний студентов в сфере оптимизации и повышения эффективности профессиональной деятельности. Освоение программы позволяет студентам расширить границы знаний о профессиональной карьере, социально- и профессионально-значимых качествах, необходимых для успешной самореализации на рынке труда, моделях и стратегиях профессионального развития.

Практические занятия в структуре программы предполагают выполнение практико-ориентированных заданий, направленных на самодиагностику уровня профессионального самоопределения, мобильности, социально-профессиональных и личностных ценностей студентов, конструирование карьерных планов, отработку навыков целеполагания, теоретического обоснования проблем, проектирования и оценивания профессиональной деятельности. Практические занятия имеют интегративный характер и предоставляют возможность студентам не только осмыслить теоретические аспекты построения профессиональной карьеры, но и развить и отработать спектр навыков самоанализа, межличностного общения и делового поведения, выступающих условием развития мобильности будущих специалистов в профессиональной сфере.

Социальная направленность программы предполагает организацию и обеспечение деятельности профессиональных сообществ из числа студентов и преподавателей колледжа, специалистов в области образования, культурной и общественной деятельности. В рамках освоения программы участники профессиональных сообществ занимаются практической разработкой выбранной проблемы и реализацией проектов. Деятельность в рамках профессионального сообщества позволяет студентам приобрести и обогатить опыт мобильных действий и делового поведения в социально-профессиональной сфере.

Основными формами обучения на аудиторных занятиях выступают проблемные лекции, лекции - «визуализации», лекции-диалоги, проблемные семинары, педагогические мастерские, дискуссии, семинары-практикумы, «круглые столы», деловые игры, практические занятия, консультации, анализ видеоматериалов и продуктов педагогического творчества.

Основными формами взаимодействия в профессиональном сообществе являются профессиональная сессия, биографическое исследование, проектирование в группе, тренинговые занятия, мастер-классы, общение в электронных чатах, форумах.

В качестве форм управления образовательным процессом нами используются:

– методы контроля: устный опрос (собеседование), анализ ситуаций, творческие задания, письменные проверочные работы (самостоятельная работа, сочинение, эссе), тестирование, проверка отчетных материалов;

 формы контроля: контрольные работы (теоретические, практические), защита проектов – творческого отчета о результатах самостоятельной работы студентов в рамках профессионального сообщества.

В основу реализации Проекта нами положены следующие дидактико-методические принципы:

– субъектности, предполагающей актуализацию личного опыта студента как содержательно-действенной характеристики активности, подчеркивающей интенциональность субъекта, которая связана с мотивационно-смысловой сферой и определяет его отношение к осуществляемой деятельности;

– «интеграционного согласования» (А. Жордан) между уже полученными в колледже профессиональными знаниями (и усовершенствованными в процессе педагогической практике) и вновь получаемыми в рамках деятельности педагогического сообщества;

– самоопределения как фиксации собственной профессиональной и жизненной позиции в заданном содержательном пространстве, которое осуществляется на основе индивидуальных целей, их соотнесения с целями и позициями членов профессионального сообщества; как возможность самореализации;

– рефлексивности, то есть предоставление возможностей для развития рефлексивной деятельности студентов, обеспечивающей сознательное движение человека по пути саморазвития, самоактуализации; самостоятельное отслеживание и оценка каждым студентом собственных усилий в достижении поставленных целей (их достаточности и удовлетворительности), размышление над достигнутым результатом, проектирование дальнейших шагов, выстраивание своих перспектив;

– эвристически-деятельностной (поисковой) направленности, предусматривающей, с одной стороны, деятельностный способ освоения содержания, а с другой – эвристическую, исследовательскую характеристику этой деятельности, проблемность как метод формирования информационного поля взамен репродуктивно направленного тематизма.

Результатом внедрения Проекта является проявление составляющих профессионального самоопределения выпускников как интегративного образования, включающего в себя устойчивые ценностные ориентации и смыслы будущей и/ или уже выполняемой профессиональной деятельности, знания и опыт в сфере конструирования личностно-профессиональных траекторий развития и роста, а также стратегий профессиональной самореализации в пространстве непрерывного педагогического образования.

Студент, освоивший программу «Профессиональная карьера педагога», должен:

знать:

  • сущность и значение профессионального самоопределения и профессиональной карьеры, их взаимосвязи;

  • психологические и социальные основания профессионального самоопределения;

  • типы профессиональной мобильности;

  • составляющие (социально-психолого-педагогические компоненты) профессионального самоопределения;

  • ступени профессионально-карьерного роста и основы прогнозирования профессиональной карьеры;

  • качества, способствующие и мешающие карьерному продвижению, методы и приёмы работы над собой по развитию профессиональных и личностно-значимых качеств;

  • сущность понятий: самоопределение, мобильность, самопрезентация, деловой имидж;

  • основы человековедческой и коммуникативной компетентности, правила делового речевого этикета;

  • виды адаптации в трудовом коллективе;

  • сущность понятий: мастерство, творчество, новаторство;

  • условия развития творческой индивидуальности педагога;

  • психолого-педагогические принципы построения авторитета педагога;

уметь:

  • ориентироваться в понятийном ряде: профессиональное самоопределение - мобильность – профессиональная карьера;

  • определять собственный уровень развития профессионального самоопределения и мобильности;

  • определять цели и задачи самореализации в профессии;

  • выстраивать потребностно-целевой ряд карьеры;

  • реализовывать процесс самовоспитания и самообразования;

  • конструировать технологию управления индивидуальной карьерой;

  • владеть приемами словесной самопрезентации, создания имиджа;

  • проявлять коммуникативную компетентность в процессе делового общения;

  • объективно оценивать собственные личностные качества, способствующие формированию авторитета;

  • составлять самоанализ профессиональной деятельности.

Реализация Проекта будет способствовать также формированию общих компетенций выпускников колледжа в педагогической профессии, включающих в себя способность:

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

  • Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

  • Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с  руководством, коллегами и социальными партнерами.

  • Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

  • Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Таким образом, мы надеемся, что реализация образовательного проекта посредством включения программы «Профессиональная карьера педагога» в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы позволит развить навыки эффективного поведения выпускников колледжа на рынке труда.


Литература

  1. Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя [Текст]: к изучению дисциплины / А. А. Калюжный. - М.: Владос, 2009. - 222 с.

  2. Румянцева, Е.А. Руководство по поиску работы, самопрезентации и развитию карьеры [Текст]/Е.А. Румянцева.- М.: Альпина Паблишер, 2008.-197 с.

  3. Кови, Стивен. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности [Текст]: издания для досуга / С. Р. Кови. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. - 374 с.

  4. Ушакова, Н.В. Имиджелогия [Текст] : учебное пособие/ Н.В. Ушакова, А.Ф. Стрижова. -СПб.: Дашков и К, 2010.-278 с.

  5. Абчук, В. А. Менеджмент для педагогических специальностей [Текст]: учебное пособие / В. А. Абчук, А. П. Панфилова. - М.: Академия, 2010. - 208 с.

  6. Лобанов, А.П. Профессиональная компетентность и мобильность специалистов [Текст]: Учебно-метод. пособие. – 2010. – 96 с.

  7. Попов, С.Г. Социальный менеджмент [Текст]/ С.Г. Попов. – М.: Ось-89, 2009. – 160 с.

  8. Кибанов, А.Я. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением [Текст]/ А. Я. Кибанов, Е. В. Каштанова. - М.: Проспект, 2012.- 64 с.


Интернет-ресурсы

  1. Нужнова С.В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе http://www.rusnauka.com/Pedagog/ 185.html

  2. Словарь психологического портала "Психотест". http://psihotesti.ru/gloss/tag/ professionalnaya_mobilnost/

  3. Социологический словарь http://www.soclexicon.ru/adaptaciya-professionalnaya

  4. Социальное проектирование и самореализация личности [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия государственной службы»; авт. В. П. Вершель. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. — Режим доступа: http://szags.ru/index.phtml?id_page=465

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 5 ноября 2009 г. N 530) – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96813/



1 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологическую субъективность. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с. – с. 159.

2 Хрестоматия - педагогический словарь библиотекаря.-Спб.: Российская национальная библиотека, 2007.-348 с.


3 Конюхов, Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы/ Справочное издание.- М.- 1992.- 100 с.

4 Пазюкова, М.А. Развитие социально-профессиональной мобильности студентов педагогического колледжа. – Дис. … канд. пед. наук – Иркутск: ИГПУ, 2003. – 205 с. – с. 6.


5 Аннушкин, Ю.В. Гуманистическое мировоззрение педагога: сущность и пути практического становления. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2000. – 62 с.

19