ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Эпиграф
« Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет- вот одна из самых мудрых истин материнства и отцовства.» В.А. Сухомлинский
ЦЕЛЬ: Дать представление о современных
проблемах и нарушениях семейного воспитания
СОДЕРЖАНИЕ :
- Понятие семейного воспитания
- Формы воспитания в семье
- Воспитательные функции семьи
- Проблемы современной семьи
- Виды неблагополучных семей
- Дефекты воспитания
- Школьная практика (из опыта работы)
ПОНЯТИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Семейное воспитание позволяет ребенку получить первые знания о том мире, в котором ему предстоит жить, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно поступать в той или иной ситуации.
Благодаря воспитанию в семье, малыш получает начальные навыки общения и взаимодействия в коллективе, пусть даже этот коллектив ограничен тремя членами семьи. Кстати, вот почему важно, чтобы у ребенка были братья и сестры .
Семейное воспитание строится на взаимном уважении, предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности. Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить способности, все лучшее, что в нем есть.
Положительной особенностью семейного воспитания является общение ребенка с представителями различных возрастных категорий. Он учится строить взаимоотношения с людьми не только разного склада характера, но и разного возраста .
Ребёнок в семье жаждет нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, одобрения, заботы, похвалы, улыбки.
Формы воспитания в семье
Морально-нравственное воспитание
Эстетическое воспитание
Интеллектуальное воспитание
Физическое воспитание
Трудовое воспитание
Помимо них семья также включает в себя хозяйственно-экономические, правовые,
нравственные, эмоционально-психологические, бытовые и другие связи
Проблемы современной семьи
Отрицательным особенностям семейного воспитания стоит уделить особое внимание, поскольку именно они заставляют педагогов говорить о целесообразности системы интернатов, всеобщего образования в отрыве от семьи, где дети отражают пагубный образ жизни своих отцов и матерей.
Негативные факторы воспитания
МАТЕРИАЛЬНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
БЕЗДУХОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
БЕЗНРАВСТВЕННАЯ
АТМОСФЕРА
БЕЗНАКАЗАННОСТЬ , АВТОРИТАРИЗМ
С Е М Ь Я Д ОВОЛЬНО ЗАМКНУТОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ, РЕВНОСТНО ЗАЩИЩАЮЩЕЕ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, СВОИ ТАЙНЫ И СЕКРЕТЫ, ПРОТИВОСТОЯЩИЕ ВНЕШНИМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ
Семья не просит, чтобы с ней работали …
Семья не хочет, чтоб в её тайны заглядывали …
Семья не доверяет таких полномочий школе …
Говорят дети
«Трудные взрослые» – это те, которые
обращаются с детьми как с куклами.
- те, которые всю свою обиду и злость
выливают на детей.
- те, которые считают, что им все позволено: они ругают своих детей, пьют, не заботятся, бьют их.
- сами гуляют сутками, а дети дома голодные.
- не понимают детских проблем и их значимости.
- это люди, с которыми трудно найти общий язык.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ.
Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сфере современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.
- Разрушены нравственные представления о браке и семье:
- Супружеские отношения перестали быть выражением любви и духовного единства;
- Утратилось представление о нерасторжимости брака;
- Воспитание детей стали воспринимать
как тяжкое и нежелательное бремя.
- Фактически разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
- Утрачен традиционный уклад семейной жизни;
- Нарушены связи между поколениями;
- Традиционные отношения послушания, уважения к старшим вытеснены из жизни, заменены противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения взрослых, педагогов.
- Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
- Культ жизненного успеха, карьеры и достатка привел к падению престижа материнства и отцовства;
- Низкая рождаемость: смертность превышает рождаемость последние пятнадцать лет, ежегодно население России уменьшается в среднем на 750 000 человек; по прогнозам специалистов к 2017 году численность россиян уменьшится на 22 миллиона человек;
- Растет численность совершённых абортов
– на каждые 10 зачатых детей рождается
3 ребенка;
- Увеличивается количество брошенных и
беспризорных детей, социальных сирот.
4 . Деформация сферы семейного воспитания :
- Утратилось традиционное понимание семейного воспитания, направленного на установление духовной общности с детьми;
- Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья не в силах удержать детей от порока;
- Прервалась преемственность педагогической традиции в семье, общих трудовых дел и праздников;
- Представители старшего поколения
чувствуют себя нужными только когда
детям и внукам необходима материальная
поддержка, все больше стариков оказываются
брошенными на закате жизни.
5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- Чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных и детско-родительских отношений;
- Нарушены процессы формирования нравственной сферы: маленькие дети усваивают искаженные нравственные эталоны, дети школьного возраста не способны согласовывать свое поведение с нравственными правилами и ориентирами,
в молодежной среде царит культ жестокой силы, господства материальных ценностей над духовными;
- Духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала.
- У подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
- В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.
ВЫДЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Неблагополучная семья –это семья, в которой
нарушена структура, обесцениваются или
игнорируются основные семейные функции,
имеются явные или скрытые дефекты
воспитания, в результате чего появляются
«трудные дети».
1. Семьи, в которых господствует безнадзорность
- В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
6
2. Се мьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей
- Родители не понимают детей,
- обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия,
- недооценивают значение семейного воспитания,
- подрывают авторитет школы и учителей.
3 . Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью
- Детей часто наказывают физически,
в результате чего они растут
озлобленными и жестокими
4. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия
- конфликтные семьи;
- проблемные семьи;
- асоциальные семьи;
- аморально- криминальные
семьи;
воспитательных ресурсов
(неполные семьи ).
Выделяется несколько разновидностей неполных семей
Разведенная семья
Осиротевшая семья
Мать-одиночка с ребенком
5.Семьи со скрытой формой неблагополучия
- Недоверчивая семья;
- Легкомысленная семья;
- Хитрая семья;
- Семьи, ориентированные на успех ребенка.
6.Псевдовзаимные семьи
поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют
7.Псевдовраждебные семьи
наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные
8.Семьи с недееспособными членами
испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра
9. Семьи состоятельных людей
семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса, тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников, родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).
10. Семьи, в которых приоритет отдаётся материальному благополучию над духовной жизнью
дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.
Наиболее часто встречающиеся
дефекты воспитания .
Тип «Золушка» или явное, скрытое эмоциональное отторжение
- Ребенка не любят и ему это постоянно показывают. Ребенок на это реагирует по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, старается обратить на себя внимание, ожесточается, льстит и многое другое.
Недостаточная ответственность
- Не учитываются возможности ребенка и его потребности, стремление навязать ребенку непосильные цели, дела, режим; преобладание отрицательных реакций на поведение; положительные реакций сведены к минимуму.
Гиперопека или гиперпротекция
- Она бывает скрытая или явная. В этом случае ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют ребенка от проблем в жизни, ограждают его от трудностей. В итоге вырастают конформные люди, склонные к пьянству, социальной пассивности.
Попустительство или потворство
- Признание права ребенка на полную автономность, низкая осведомленность о проблемах ребенка, его поведение на улице и в школе, бесконтрольность.
Непоследовательность и противоречивость
- Воспитательные дела и инициативы никогда не доводятся до конца, несогласованность требований взрослых в семье: сочетание крайностей и других психических нарушений.
Гиперсоциальность
- Повышенная принципиальность, правильность, бескомпромиссность требований, излишние запреты, морализирование, нетерпимость к слабостям и недостаткам
Авторитарность
- Стремление подчинить себе ребенка, неприятие в нем личности, индивидуальности, навязывание готовых мнений и решений, непререкаемость родительской позиции, строгая дисциплина, использование в качестве основной меры воспитания принуждения и физическое наказание.
Инверсия родителей
- Одностороннее воспитание, самоустранение одного из родителей от воспитания.
Школьная практика
(из опыта работы)
Система работы соцпедагога с родителями
изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье;
Посещения на дому
связь с администрацией села
установление и поддержание постоянной связи с родителями
индивидуальная работа с родителями, тематическое консультирование
проведение тематических родительских собраний
повышение педагогической культуры родителей
переписка с родителями
приглашение на совет профилактики
обеспечение адресной помощи
защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственно-судебных органах
диагностика результативности работы с родителями
КАТЕГОРИИ СЕМЕЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
28%
19%
Многодетных
Социально-опасного риска
Малоимущих
31%
35%
Неполных
Безработных
Опекунских
38%
14%
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ, ВЕДУТ К СЕРЬЕЗНЫМ ПРОБЛЕМАМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
33
Анкета изучения удовлетворенности родителей работой школы (участвовало 14 родителя)
Класс, в котором учится мой ребенок, можно назвать дружным, 80%
В среде одноклассников мой ребенок чувствует себя комфортно
93%
Педагоги доброжелательны к моему ребенку
93%
Я испытываю чувство взаимопонимания с педагогами
93%
В классе, где учится мой ребенок , хороший классный руководитель
93%
Школа формирует достойное поведение моего ребенка
86%
Мой ребенок не перегружен учебными занятиями
93%
Половина родителей(7 человек) на все вопросы ответила утвердительно, дав хорошую оценку школе, высокий уровень удовлетворенности его теплого психологического климата
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ УСИЛИВАЮТ НЕДОСТАТКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. СКАЗЫВАЕТСЯ НЕДЕМОКРАТИЧНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ, ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ СЛОВОМ И ДЕЛОМ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР ВЗРОСЛОГО ПОВЕДЕНИЯ, ВЛИЯНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП И ЛИДЕРОВ, СОБЛАЗН УЛИЦЫ.
Отчего погас светильник?
Я заслонил его плащом,
чтобы спасти от ветра;
вот отчего погас светильник.
Отчего завял цветок?
Я прижал его к сердцу
с мучительной любовью;
вот отчего завял цветок.
Отчего высох ручей:
Я запрудил его плотиной,
чтобы воспользоваться им для себя;
вот отчего высох ручей.
Отчего лопнула струна у арфы?
Я пытался исторгнуть из нее звук,
который ей был не по силам;
вот отчего лопнула струна у арфы .
Рабиндранат Тагор
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!