Проект «Береги природу» для детей младшего возраста
Надежда Новикова
Проект «Береги природу» для детей младшего возраста
Проект для детей младшего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1»
Экологический проект
для детей младшего возраста
«Бережное отношение к природе»
Составила:
Воспитатель: Новикова Н.А.
2025
Актуальность проекта
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям (“Концепция дошкольного воспитания”). Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время становления первых отношений с миром природы.
Как известно, сущность экологического образования и воспитания заключается в понимании того, что природа есть основа всего живого на Земле. Природа – это источник здоровья, эстетического наслаждения. Но, к сожалению, мы убеждаемся зачастую в низком уровне экологической культуре родителей: они позволяют детям рвать первые цветы, появившиеся после долгой зимы, не пресекают действия детей, когда те ломают ветки деревьев. В. А. Сухомлинский говорил: «На красоту ребенок сам не обратит внимания, если ему не показать, не рассказать о ней». Взрослые, воспитывающие ребенка, сами должны обладать экологической культурой.
Первая (и основная – как фундамент) ступень развития ребенка 2 – 3 лет связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями педагога; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне «хорошо – плохо»); выполнение предложенных педагогами правил поведения. Общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческих воплощений своих впечатлений в устах рассказа, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам; наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного участия в ней. Любовь к природе, сознательное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
Длительность проекта : 1 неделя (краткосрочный).
Участники проекта : воспитанники 1младшей группы, воспитатели, родители.
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие….
Цель проекта : создание благоприятных условий для экологического воспитания детей и формирования у них экологической культуры.
Задачи:
- формировать представлений детей о растительном и животном мире;
- формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе);
- формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Предполагаемый результат:
• повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
• увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
• формирование навыков культурного поведения в природе родного края;
• формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе родного края : доброжелательность к живым существам;
• эмоциональная отзывчивость на их состояние;
• развитие познавательного интереса детей;
• вызвать желание и умение заботиться о живом;
Методическое сопровождение:
• подборка иллюстраций;
• подбор художественной литературы;
• дидактические игры;
• беседы;
• конспекты ООД;
• музыкальное сопровождение «Времена года» (шум леса, голоса птиц и. т. д).
• консультационный материал для родителей
Формы работы:
• ООД;
• Дидактические игры;
• Подвижные игры;
• Пальчиковые игры;
• Сюжетно- ролевые игры;
• Театрализованная деятельность;
• Продуктивная деятельность;
• Чтение художественной литературы;
• Музыкально-ритмические движения.
Содержание проекта :
Этапы реализации проекта :
I. Организационный
Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.
II. Основной
Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов по теме проекта.
III. Заключительный
Анализ результатов проектной деятельности.
План реализации проекта
1. Организационный
1).Дидактические игры по теме проекта;….
2).Сюжетно-ролевые игры, игры - ситуации;….
3).Отгадывание загадок;
4).Чтение художественной литературы;
5).Беседы;….
6). Оздоровительные игры: пальчиковые игры, динамические паузы, подвижные игры, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, гимнастика после сна;
7).Наблюдение;
8).Трудовая деятельность.
9).Творческая деятельность.
II. Основной
Работа с родителями:
Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, Консультация «Маленькими шагами в прекрасный мир»
Формы и методы реализации проекта :
Формы: наблюдения; беседы; ситуативный разговор; ООД; чтение художественной и познавательной литературы; рассматривание иллюстраций; подвижные игры; гимнастики (утренние, дыхательные, после сна); консультации (родителям).
Методы: словесные: беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, наглядные: рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, показ воспитателем упражнений, гимнастик; практические: продуктивная деятельность, оздоровительная деятельность, музыкальная деятельность, трудовая деятельность; игровые: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры.
II этап проекта
Работа над проектом.
Беседы: «В природе столько красоты», «Небо голубое», «Почему нельзя рвать цветы?»,, «Что растет в лесу, огороде?», «Насекомые и цветы созданы друг для друга», «Полезные фрукты», «Витамины в лесу и на грядке»,
«Животные наши друзья» и т. д.
Дидактические игры: «Овощи, фрукты, ягоды», «Сложи солнышко», «Что лишнее?», «Кто, где живет?», «Разложи картинки по порядку», «Хорошо - плохо», «Подбери картинки», «Собери радугу», «Что где растет?», «Что для чего?», «Угадай на ощупь», «Найди пару», «Какого растения не стало», «Наши помощники - растения» "Кто где живет","Экологическая тропа","Кто что ест".
Ситуативный разговор: «Как себя вести в лесу»,, «В какие игры можно играть на траве?», «Что можно увидеть в лесу»,«Цветочки на лужайке», «Мыльные пузыри», «Дождик капает по крыше».
Трудовая деятельность: «Уход за цветами на участке (полив, рыхление)».
Экспериментальная деятельность – «Какая она вода?», «Соломинка и воздушный шарик», «Послушный ветерок».
Сказки: В. А. Сухомлинский «Мальчики и колокольчики ландышей», «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Самая разноцветная сказка про утенка и радугу» Хоботова Л. Г., «Колобок», «Веселый огород», «Колобок в стране бабочек» и др.
Стихи: А. Бродский «Скачут побегайчики – солнечные зайчики», М Полянская «Одуванчики», О. Высотская «Одуванчик», О. Бедарева «Я по травке на лугу…», А. Барто «С утра на лужайку», О. Киселева «Цветы», Р. Рождественский «Береги природу».
Потешки: «Божья коровка», «Ворона», «Солнышко», «Дождик», «Одуванчик».
Прослушивание музыкальных произведений:
«Дождя не боимся — Песня из к/ф «Незнайка с нашего двора»
«Облака, белогривые лошадки» из м/ф «Трям! Здравствуте!»
«Это хорошо!» песенка кота Леопольда из м/ф «День рождения кота Леопольда», «От улыбки» из м/ф «Крошка Енот», «В траве сидел кузнечик», Барбарики и т. д.
Подвижные игры: «Зайка выйди в сад», «Беги к тому, что назову», «Огуречик», «Беги туда, куда дует ветерок», «На лугу» и т. д.
Гимнастика после сна: «Медвежата», «Я на солнышке лежу», «Жучки - паучки».
Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Мы делили апельсин», «Жили – были зайчики».
Материалы для продуктивной деятельности: образцы, гуашь, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, цветной картон.
Ш этап проекта
Заключение
для детей :
1) У большинства детей сформированы основы экологического образования и воспитания;
2) Дети ежедневно слышат информацию о природе, ее обитателях и взаимосвязи с человеком, о ценности природы для человека.
3) Пришло понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
4) У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
5) Развились умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
для педагогов:
1) Установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
2) Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и воспитание детей по экологическому образованию.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект ООД в первой младшей группе «Весёлый лучок»
Цель: формировать практические знания о посадке лука в стаканчики с водой.
Задачи
Образовательные: формирование познавательно-исследовательских умений, формирование трудовых навыков.
Развивающие: активизировать словарный запас детей, развивать память, внимание, понятия один-много.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе.
Приоритетная образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды деятельности:
коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Оборудование:
игрушка - медведь, корзинка, емкости с водой на каждого ребенка, луковицы, влажные салфетки, лейка.
Ход ООД:
(дети играют, раздается стук в дверь)
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то стучится? Давайте посмотрим, кто это?
(воспитатель открывает дверь и заносит игрушечного медведя с корзинкой в руке)
- Посмотрите дети, к нам в гости пришел мишка, давайте поздороваемся с ним. Мишка нам что-то принес в корзине?
Вы хотите узнать, что лежит в корзине у мишки? Кто хочет узнать, подойдите ко мне, загадаю загадку попробуйте отгадать.
Загадка:
«Сидит дед, во сто шуб одет
Кто его раздевает, тот слезы проливает»
-Что это?
Правильно, лук.
Мишка принес в корзине нам лук двух цветов красный для девочек и желтый для мальчиков и просит, чтобы мы его посадили и посмотрели какого цвета перышки вырастут у красного лука, а какого у желтого лука и сравнили.
(мишка прощается и уходит, из корзинки вынимаю лук и кладу в тарелку.
Воспитатель: Скажите, какого цвета лук?
- Какой он формы? Покажите, какой он круглый.
- Потрогайте его пальцами и скажите: лук твердый или мягкий?
-А почему мы плачем? Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.
- Кто хочет угоститься луком?
- Какой лук на вкус? (Дать детям по желанию заесть лук).
- Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. А витамины нужны, чтобы не болеть. Давайте, мы тоже посадим лук, а когда он вырастет, мы будем его есть и не будем болеть. Но сначала мы немного поиграем
Игра «Расти, расти, лучок»
Воспитатель: Вы сейчас станете маленькими луковицами, встаньте в круг. А я буду сажать лук. (воспитатель подходит к каждому ребенку, ребенок присаживается) Теперь я беру лейку и поливаю водой. Вот лук растет и растет. (дети поднимаются – «лук растет») Зеленый лук становится большим – большим. Вот и вырос наш зеленый лук
Луковица золотая,
Круглая, литая.
Есть у нее один секрет -
Нас она спасет от бед:
Может вылечить недуг
Вкусный и душистый лук!
- Посмотрите, сколько лука принес нам мишка? (много) А как вы думаете, всем хватит? Давайте проверим, для этого возьмем каждый по одной луковице. Всем хватило? Сколько лука у каждого в руке? (Одна)
Давайте еще раз внимательно посмотрим на луковицу.
- У лука есть верх (показываю его, вот отсюда растет зеленый лук.
- А вот низ у луковицы – донце (показываю)
- Давайте скажем все вместе – донце.
- Лук надо сажать донцем вниз в стаканчики с водой.
- Покажите, как вы будете, сажать лук? Правильно донцем вниз.
А что еще нужно сделать, чтобы наш лук начал расти? Конечно, его нужно полить. А что бы ему было светло, мы его поставим на окно.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сажать лук? Как мы сажали лук? Еще раз повторим.
Молодцы, я вами очень довольна.