Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 4» Педагогический проект « Береза – символ России ». Возрастная группа: старшая группа №1 «Капелька» Сроки реализации проекта: 8.11.2021 – 12.11.2021 Составители проекта: Воспитатель: Стародумова И.Г. Воспитатель: Марарь О.А. г. Майкоп, 2021 год |
Пояснительная записка
Белоствольная береза
Символ Родины моей.
Нету деревца другого,
Сердцу русскому милей.
Н. Меркушова
Тип проекта: Информационный, практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный с 8.11.2021 – 12.11.2021
Участники проекта: дети старшей группы №1 «Капелька», воспитатели, родители.
Актуальность: Вокруг нас так много красивого и удивительного. Каждый народ выделяет среди этого многообразия отдельные растения, цветы или прочие живые объекты, считая их символами своей страны, своего народа.
Наша страна неотделима от белоствольной красавицы берёзки. Берёза встречается нам везде, и под окном родного дома, и в лесу, и на берегу водоёмов… Порой мы не замечаем её, не выделяем среди других деревьев. Но стоит нам покинуть родную страну, уехав за её пределы, и мы разу замечаем, что в природе нам чего-то не хватает. А именно нашей белой берёзы, которая здесь у нас она везде, а за пределами нашей страны – она редкость.
Проект разработан для того, чтобы познакомить детей с символом нашей страны березой, воспитывать в детях патриотические чувства, желание беречь и любить русскую красавицу.
Проблема: Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – березе, о ее значении в жизни человека. Исходя из этого одна из главных задач, это научить детей чувствовать красоту родной земли, воспитывать любовь к родным местам. Ведь у каждой страны есть символ среди деревьев, в них отражается душа народа, его история и традиции. И именно для России этим деревом является береза.
Цель: Развитие у дошкольников патриотических чувств: Любви к Родине, родной земле, родной природе.
Программное содержание:
Образовательные:
1.Формировать представление детей о русской березе как символе России.
2.Расширять знания детей о березе, ее качествах, свойствах, использование березы в практической деятельности.
3.Совершенствовать знания детей о народном творчестве, дать возможность почувствовать глубину и красоту русских обрядов связанных с березой.
Развивающие:
1.Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, связную речь и мелкую моторику.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Для родителей: Укреплять сотрудничество родителей с детским садом.
Методы и формы реализации проекта:
- Игровая деятельность ( подвижные игры, пальчиковые игры, дид. игры);
- Чтение художественной литературы;
- Изобразительная деятельность;
- Конструирование из бумаги.
Предполагаемые результаты: Формирует представление детей о природе, ее значении в жизни человека. Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее природные богатства. Развивает у детей инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой.
Продукт проекта:
1.Выставка рисунков «Люблю березку русскую». (совместная работа родителей и детей)
2. Изготовление иллюстрированного альбома «Русская береза».
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
-выбор темы проекта.
-определение цели и задач.
-составление плана работы.
-изучение методической литературы.
-подготовка материалов и оборудования.
2. Основной этап (реализация проекта).
День (неделя) | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с родителями |
Вид деятельности | Цель |
Понедельник 08.11.2021 | 1.Беседа с детьми «Почему березы белые?». 2.Наблюдение на прогулке «Березы на территории детского сада». 3.Пальчиковая гимнастика «Деревья». 4.Русская народная п/и «Ручеек». 5.Чтение стихотворения Анна Кулагина «Белая береза косы распустила». | Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получат новые знания. Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения связанные со временем года. Воспитывать бережное отношение к дереву, как к объекту живой природы. Продолжать развивать мелкую моторику рук, развитие координации движений пальцев рук. Закреплять умение вставать парами, двигаться друг за другом парами, четко и громко произносить слова, соблюдать правила игры. Приобщать детей к русской национальной культуре через игру. Развивать интерес к поэтическим произведениям, умение понимать прочитанный текст. | |
Вторник 09.11.2021 | 1.Беседа с детьми «Береза – красавица русских лесов». 2.Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Березовая роща». 3.С/р игра «Путешествие в березовую рощу». 4.Настольная игра «Сложи картинку». 5.Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Береза». | Познакомить детей с полезными свойствами березы. Познакомить детей с березой – символом России. Формировать у детей знания о жанре живописи – пейзаж. Учить видеть в картине средства выразительности: цвет, форму предметов. Помочь увидеть красоту березы летом. Учить отвечать на вопросы по картине. Продолжать учить детей договариваться об игре, подбирать себе атрибуты, воспитывать дружеские взаимоотношения. Способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей. Воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность. Помочи детям запомнить и выразительно читать стихотворение. | Предложить родителям вместе с детьми нарисовать рисунки на тему «Люблю березку русскую» |
Среда 10.11.2021 | 1. Беседа с детьми «Береза – символ России» 2.Творческая мастерская: изготовление из бумаги «Березка». 3.Слушание песни «У моей России длинные косички» слова Н. Соловьева, Музыка Г.У. Струве 4.Чтениестихотворения Татьяна. Герасимова «Гимн березе». | Способствовать формированию патриотических чувств , любви к родной природе посредствам расширения знаний о березе. Учить детей складывать бумагу конусом, закреплять умение резать по прямой линии. Учить понимать характер и определять общее настроение песни. Развивать память, учить подпевать. Развивать интерес к поэтическим произведениям, умение понимать прочитанный текст. Учить вести беседу о прочитанном. | |
Четверг 11.11.2021 | 1. Беседа с детьми «Что дает береза человеку». 2.Изобразительная деятельность рисование «Березовая роща». 3.Пальчиковая гимнастика «Береза». 4.Русская народная п/и «Горелки». 5.Чтение стихотворения А.Прокофьева «Люблю березку русскую». | Рассказать детям какую пользу приносит береза людям. Развивать интерес к русским промыслам. Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью. Формировать умение рисовать красками легко, без напряжения, учить желать фон. Формировать эстетический вкус. Продолжать развивать мелкую моторику рук, развитие координации движений пальцев рук. Упражнять детей в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры. Развивать интерес к поэтическим произведениям, умение понимать прочитанный текст. | |
Пятница 12.11.2021 | 1. Беседа с детьми «Береза – зеленая аптека». 2.Рассматривание иллюстраций и фотографий березы в разное время года. 3.Дид.игра «С какого дерева листок». 4.П/игра «1,2,3 к дереву беги». 5.Чтение загадок, пословиц и поговорок о березе. | Познакомить детей с березой как с лекарственным растением, ее лечебными свойствами. Учить находить это дерево по внешним признакам. Учить детей рассматривать иллюстрации по вопросам воспитателя. Развивать наблюдательность, внимание, речь. Формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановку по сигналу. Знакомить детей с пословицами, поговорками, загадками. Учить видеть красоту березы в природе. Прививать любовь и интерес к чтению. | Выставка рисунков. |
3. Заключительный этап.
Подведение итогов:
1.Выставка рисунков на тему «Люблю березку русскую»
2.Изготовление альбома «Русская береза».
Анализ результатов работы.
- У детей сформировалась заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни.
- Сформировались знания о берёзе, как самом почитаемом дереве. Дети узнали о большом значении березы в жизни человека, а также о взаимосвязи берёзы с живой и неживой природой.
- Познакомились с произведениями великих русских мастеров воспевавших березу.
- У родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.
Вывод. В ходе занятий по проектной работе было выявлено, что дети стали более чутко относиться к родной природе, с трепетными чувствами отзываться о растительном мире своей страны. Данный проект обеспечил возможность познакомиться с ролью берёзы в культуре России, в традициях и обычаях народа и прийти к выводу, что «Береза – символ России». Дети узнали о значении березы в жизни человека, а также взаимосвязи березы с живой и неживой природой.
Список литературы:
1.М.Н. Сигимова «Мир природы глазами ребенка» 1996г.
2.И.Б. Шустова «Растения России» изд. Дрофа, 2008г.
3.О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты а детском саду». изд. Учитель 2009г.
4 Интернет ресурсы.
Приложения
Приложение 1. Стихотворения русских поэтов о березе.
Сергей Есенин
«Белая береза под моим окном»
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки белым серебром.
Виктор Боков
«Не руби березы»
Не руби березы белой,
Не губи души лесной,
Не губи и зла не делай,
А особенно весной,
Не губи, не тронь березы,
Обойдись с ней по - людски,
А иначе брызнут слезы,
Сам засохнешь от тоски.
Пусть береза, как невеста,
Бережет свою красу,
Ей не в печке жаркой место,
Место ей всегда в лесу!
Всеволод Рождественский
«Береза»
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Александр Прокофьев
«Стоит берёзка фронтовая»
Стоит берёзка фронтовая,
Ей не от солнца горячо, —
У ней ведь рана огневая:
Пробила пуля ей плечо!
Почти закрыта рана эта
Как бы припухшею корой…
Берёзка зеленью берета
Уже хвастнула пред сестрой.
Как северянка, речь заводит,
Всё с переспросом: «Чо да чо?»
И только ноет к непогоде
С закрытой раною плечо!
Анна Кулагина
«Белая берёза косы распустила»
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
Татьяна Герасимова
«Гимн березе»
Если мне воспеть берёзу
Свыше дан наказ,
Я её святые слёзы
Воспою для Вас.
Я её печальный облик
В рифму облеку,
Шёпот листьев, птичий оклик.
Раны на веку…
Как светло-то на просторе.
Дивный свет струит;
На высоком косогоре.
Милая, стоит…
Подойду я и, любуясь,
Косоньки ветвей
Соберу-ка в прядь тугую…
Вей же, ветер, вей!
Нe сломить березу в бурю
Коль душа алмаз,
Даже средь осенней хмури
Радуешь ты глаз!
В зимнем сне, в мороз трескучий.
На краю села.
На обрыве-то, над кручей,
Как же ты мила!
А весною… Боже правый!
Красивее нет!
Молодых листочков нежен,
Изумруден цвет!
Ты в любое время года
Чудно хороша
И для русского народа
Ты его душа!
Герман Ходырев
«Берёзовая роща»
Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.
Их ветви — руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется —
И всё поёт вокруг.
При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.
И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.
Александр Прокофьев
«Люблю берёзку русскую»
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
Ирина Токмакова
«Берёза»
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Светлана Ромашина
«В краю берёзовых туманов»
А мне б в березовые рощи,
С бетонных вырваться оков,
Туда, где синь небес полощет
Седые кромки облаков.
И заплутав в берёзках белых,
Неметь под трелью соловья,
Чтобы душа от счастья пела
Что это Родина моя!
А мне бы взглядом прикоснуться,
К бескрайним шёлковым лугам,
И в омут солнца окунуться,
Что летом стелется к ногам.
С медовых трав собрать в ладони
Жемчужный бисер на заре
И сердце доверху наполнив
Рассветной дымкой в серебре
А мне б ещё в лучах рассвета
В глаза ромашкам заглянуть,
И аромат хмельного лета,
Счастливой допьяну, вдохнуть.
С природой слиться воедино,
Блуждая в призрачных мирах,
Где золотистой паутиной
Повисло солнце на цветах.
В краю берёзовых туманов,
Упасть бы птицей в ковыли,
Встречать зарю в траве духмяной,
И пить бальзам родной земли.
А мне б всего краюху хлеба
Да в васильковые поля!
Всё это ты, под синим небом, Россия — Родина моя!
Приложение 2 Пословицы, поговорки, загадки о березе.
Есть дерево: крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет (береза: она дает деготь, лучину и бересту).
Береза ум дает, кого бьет (о розгах).
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Березой обогреешься, а не оденешься.
Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей и скота.
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
Когда береза станет распускаться, сей овес.
Ельник, березник — чем не дрова? Хрен да капуста — чем не еда?
Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.
Для врага и берёза — угроза.
Горбатую березу распаришь да поправишь, а дурного человека хоть парь, хоть май, все таким останется.
Бог создал человека и создал тальник и березник.
Скрипучая береза дольше стоит.
Березовый венек в бане — всем господин!
Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое — больным на здоровье, другое — от теми свет, третье — дряхлых, вялых пеленанье, а четвертое — людям колодец (береза: банный веник, лучина, береста на горшки, березовица)
Бела берёста — да дёготь чёрен.
Березовицы на грош, а лесу и рублем не уплатишь.
Загадки.
Хоть малая, хоть большая —
Где стоит, там и шумит. ( Береза)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. ( Берёзка)
Ствол белеет, шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке, свесив серёжки. ( Берёза)
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С болей корой
Стоит под горой. (Берёза)
Стоит Федосья,
Распустив волосья.
Приглашали девочки
Завивать веночки,
Завивать веночки,
На тёплые денечки. (Берёза)
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Березы)
Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается. ( Береза)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Береза)
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены. (Берёза)
И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая... (Березка)
Дерева одежка
Ствол хранит надежно. (Береста)
Эта белая кора
Пригодится для костра.
Для растопки непроста
Людям служит… (Береста)
Приложение 3 Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика "Берёза-краса"
У красы-березки (прижать руки тыльной стороной друг к другу)
Платье серебрится. (пальцы растопырить и поднять вверх)
У красы-березки (шевелить кистями и пальцами)
Зеленые косицы.
Со двора к березке
Выскочили козы. (показать «козу»)
Стали грызть березку,
А березка в слезы. (закрыть лицо ладонями)
Пальчиковая гимнастика "Деревья"
Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга.)
Разные растут деревья: (открыть ладони, пальцы растопырены – деревья)
Вот уперлась в небеса (локти соединить – ствол, ладони раскрыть –крона)
Вся смолистая сосна.
Распустила ветви-косы (фонарики с движением сверху вниз.)
Белоствольная береза. (показать указательный палец, остальные в кулаке)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка. (вытянуть руки вверх, пальцы растопырены.)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер. (пальцы рук собраны в щепотку – бутон.)
Липа цветом зацвела, (круговые вращения указательным пальцем)
Пчелок в гости позвала.
Ель иголки распушила (руки в стороны вниз, пальцы растопырены.)
И грибочки все закрыла. (указательный палец – ножка, ладонь сверху)
Шелестят листвой деревья,(трут ладони друг о друга – «шуршат»)
Словно разговор ведут,
Руки-ветви распустили, (стряхнуть ладони.)
Птичек в гости к себе ждут.(сцепить большие пальцы рук, ладони в стороны птицы.)
Пальчиковая гимнастика "Берёза"
Берёза моя, берёзонька. (плавное движение правой и левой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя кудрявая. (подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька, (опустить руки, выдох)
Посредь долинушки, (подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька, (опустить руки, выдох)
Листья зелёные, (подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька, (опустить руки, выдох)
Трава шёлковая, (подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,(опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…
Приложение 4 Игры.
Настольная игра «Сложи картинку».
Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
Игровое правило: Не ошибаться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку.
Игровые действия: Поиск частей, складывание целой картинки.
Ход игры: В коробке лежат целые картинки с изображением берёзы в разные времена года. В другой коробке лежат такие же картинки, но только разрезанные на части по вертикали или диагонали. Воспитатель знакомит детей с картинками. Они называют, что избражено изображено. Затем показывает часть картинки и спрашивает, от какой картинки этот кусочек. Дети говорят. Воспитатель накладывает часть картинки на целую. И так собирают, пока не получится целая картинка.
Затем воспитатель раздает детям по картинке. И они должны из частей собрать целую. Разрезанные картинки лежат на столе.
Другой вариант – воспитатель раздает кусочек. А дети должны по этому кусочку догадаться, какую картинку надо собрать.
Усложняя игру, воспитатель вносит элемент соревнования: кто первый сложит картинку, тот выигрывает, получает фишку.
Материалы: 4 большие картинки с изображением берёзы в разные времена года, 4 точно такие же картинки малого размера (образец).
Дидактическая игра «С какого дерева листок»
Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.
Варианты игры:
1. Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек ( Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый» ).
2. Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.)
3. Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их.
4. Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, черёмуха приносит чёрные ягодки, у берёзы есть серёжки и т. д. )
5. Составить рассказ о берёзе и дубе, о черёмухе и тополе, о сосне и иве, опираясь на картинки деревьев.
Материалы: Карточки с изображением деревьев и листьев.
Приложение 5 Подвижные игры.
Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, закрепить знание названий деревьев.
Описание: Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к берёзе беги», дети бегут к данному дереву и ждут воспитателя. Игра продолжается несколько раз.
Русская народная подвижная игра «Плетень»
Цель: Развитие навыков общения.
Игроки встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит. Все, приплясывая, идут за ведущим, поют:
Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём,
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьётся плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».
Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд - Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.
Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
Русская народная подвижная игра «Горелки»
Правила игры: В игре участвует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе. Выбирается водящий — он будет «гореть».
Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.
Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:
«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»
После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».
Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
Русская народная подвижная игра «Ручеёк»
Правила игры: Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки.
Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.
Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.
Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.
Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек).
20