Биология в профессиях
Оглавление
Введение 3
1. Биология как наука, ее роль в жизни человека.
1.1.Что такое биология?...................................................................................5
1.2. Роль биологии в жизни человека……………………………………….6
1.3. Биология в профессиях. 7
2. Исследовательская часть
2.1. Учебные заведения Новосибирской области 10
2.2. Экскурсия в «ЗАО Дубровинское"……………………………………11
2.3. Социологический опрос учащихся 8, 10 классов 13
Заключение 15
Литература 16
Введение
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. От правильности выбора профиля обучения в старших классах, а затем профессии зависит, как и с чего начнёт свой профессиональный путь молодой человек. Сделает ли его выбранная профессия счастливым или несчастным на всю жизнь.
Выбирая будущую профессию, нужно принимать во внимание не только ее финансовую перспективность (хотя это, разумеется, немаловажный фактор), но и то, готовы ли вы посвятить свою жизнь выбранному направлению деятельности. Поэтому при выборе профессии следует опираться на то, какие предметы вам наиболее интересны. Скажем, если вы любите биологию, нужно узнать, какие существуют профессии, связанные с биологией.
Мне стало интересно, что это за профессии? Какое они имеют значение в нашей жизни? Сколько же людей хотят связать свою жизнь с биологией?
Цель: знакомство с профессиями, связанными с биологией; углубление знаний о значении биологии в жизни людей.
Задачи:
изучить материалы о профессиях, связанных с биологией;
провести опрос среди учащихся;
изучить потребность нашего поселка в людях с профессиями биологического направления.
Гипотеза: с биологий связано большое количество профессий, которые очень востребованы в обществе.
Объект: профессии
Предмет: профессии, связанные с биологией
Методы исследования:
-работа с литературой;
-работа с Интернет-ресурсами;
-поисковый метод;
-диагностический.
Практическая значимость данного проекта в том, что учащиеся выпускных и предвыпускных классов смогут на классных часах ознакомиться с профессиями, для освоения которых требуются знания по биологии. Также ребята узнают о необходимости таких специалистов на территории нашего поселка.
Ожидаемые результаты
Созданный проект поможет учителю биологии, а также классным руководителям привлечь внимание учащихся к данным профессиям. Я считаю, что проект будет способствовать повышению мотивации к изучению предмета.
1. Биология как наука, ее роль в жизни человека.
1.1. Что такое биология?
Биология — это наука, изучающая живые организмы и взаимодействие между ними. Область биологии, которая занимается изучением растений, — ботаника. Животных изучает зоология. Биологи изучают все живые организмы, начиная от простейших амеб, которые состоят всего из одной клетки, и заканчивая человеком. Одним из древнейших биологов был Аристотель, который первым стал препарировать животных — разрезать и изучать их строение — и классифицировать их. Более 1000 лет биология почти никого не интересовала, и только в эпоху Возрождения такие ученые, как Леонардо да Винчи, стали пытаться понять, как устроены живые существа, как они развиваются. В XVII веке Уильям Харви описал движение крови внутри тела. Изобретение микроскопа открыло для биологов массу новых возможностей. Они смогли узнать больше о животных и растительных клетках — мельчайших «кирпичиках», из которых состоят живые организмы. Изучение других микроскопических организмов — бактерий помогло Луи Пастеру узнать больше о болезнях и лучше справляться с ними. В XIX веке английский натуралист Чарльз Дарвин произвел революцию в биологии — он создал теорию эволюции живых организмов. Сейчас биология делится на множество различных направлений.
1.2. Роль биологии в жизни человека
Разобравшись в том, что же такое биология возникает вопрос: какую роль она играет в жизни людей?
Биология тесно связана с другими науками и широко применяет их методы (география, история, химия, физика, математические дисциплины, кибернетика, философия и др.).
Методы изучения живых объектов включают наблюдение, эксперимент (а также описание, сравнение, анализ, синтез, исторический метод, математическое моделирование и пр.).
На сегодняшний день роль биологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий. Дальнейшее развитие и даже существование современной цивилизации возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей, широкого использования биотехнологии.
Так как потребность людей в биологии растет, то можно ответить на вопрос: где используется данная наука?
Биология лежит в основе медицинских и сельскохозяйственных наук. Биология решает важнейшие практические задачи, например: производство питания. Очень важна задача разработки методов предупреждения и лечения болезней человека, как: рак, СПИД, болезни сердечнососудистой системы.
1.3. Биология в профессиях
Биология — это наука, которая изучает живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. На первый взгляд ответ на вопрос, «Какие профессии связаны с биологией?» кажется очевидным: разумеется, это профессия биолога! Однако это нисколько не проясняет ситуацию: существует множество биологических дисциплин, с каждой из которых связана группа профессий, и все эти профессии можно объединить общим названием «биолог».
С таким предметом, как биология в основном связаны профессии человек – природа и человек – человек,но мы будем разбираться во всех сферах.
Растения и растениеводство
Сюда относятся различные профессии, начиная от агронома, заканчивая озеленителем. Самые необычные профессии это: виноградарь, обработчик соков, озеленитель.
Агроном. Знать и приумножать природу, создавать новые сорта сельскохозяйственных культур, выращивать хлеб и защищать растения – обязанности агронома, самой распространенной профессии растениеводов. Агроном свою деятельность основывает, прежде всего, на знаниях биологии и агрономии. Разновидностей агронома достаточно много. Подготовку агронома с высшим образованием осуществляют высшие сельскохозяйственные учебные заведения, а со средним образованием – сельскохозяйственные техникумы. В процессе обучения в высшем учебном заведении он может получить специальность агроном – почвовед, агроном по защите растений, агроном – агрохимик. Так же есть агроном – семеновод, агроном – плодоовощевод, агроном по хранению сельскохозяйственной продукции.
Животные и животноводство
Здесь в основном название профессии соответствует тому, чем будет заниматься человек. Например: оператор машинного доения. Здесь так же есть и профессии, про которые никто бы и не подумал. Например: кроликовод, оленевод, тренер лошадей и многие другие профессии.
Ветеринарный врач. И.П. Павлов: «Медицинский врач лечит человека, а ветеринарный врач – человечество». Ветеринарный врач – активный деятель ветеринарно-санитарного надзора. Цель этого контроля – предотвращение и пресечение нарушений санитарных правил, и обеспечение выпуска доброкачественных продуктов и животного сырья. Получить специальность можно в ветеринарном вузе и на ветеринарных факультетах сельскохозяйственных вузов.
Организм человека и животных. Сюда относятся такие профессии как: физиолог человека и животных, физиолог высшей нервной деятельности.
Наука о живом
Сюда относятся профессии, которые требуют огромного труда и усидчивости. Эти профессии ответственные и требуют концентрации внимания. К ним относятся биохимик, микробиолог и вирусолог, цитолог, эмбриолог, генетик, эколог. Учат на эти профессии на биологических факультетах, в университетах, институтах, вузах.
Лесное хозяйство. Список этих профессий мал, но очень важен. Лесник и техник - инженер лесного хозяйства. Готовят их в профтехучилищах.
Биология нужна даже в сфере переработки продукции сельского хозяйства.Сюда относятся такие разделы, как: мукомольно–элеваторное производство, хлебопекарное, макаронное, молочное, маслодельное, сыродельное, мясных продуктов, переработка рыбы, производство сахара, кондитерское, микробиологическое.
Мало кто знал, что кондитерская и производство сахара, абсолютно разные разделы. Профессии, которые сюда относятся, тоже весьма интересны и необычны. Дозаторщик, тестовод, прессовщик полуфабриката макаронных изделий, маслодел-мастер, изготовитель натуральной колбасной оболочки и многие другие интересные профессии.
Оказывается в таких профессиях, как повар, тоже нужна биология. Кондитеры тоже не могут без нее обойтись. Выучится на эти профессии, можно в техникумах, институтах, профессионально-технических училищах, вузах пищевой промышленности.
Здоровье
Врач. Не стоит забывать про самую распространенную профессию, связанную с биологией. Во время учебы в медицинском вам придется столкнуться с различными отраслями этой науки, среди которых будут не только анатомия и физиология, но и микробиология, биохимия, гистология, генетика и многие другие дисциплины. Биологические знания очень важны для любого медика. Профессия врача – одна из самых древних в мире. Его задача – использовать свои знания для предупреждения и лечения различных заболеваний. Кроме того, врач должен укреплять иммунитет человека и сохранять его здоровье. Практикующий специалист занимается профилактикой, диагностикой и терапией болезней и травм. Врач своевременно оказывает плановую и экстренную медицинскую помощь пациентам. Кроме того, он осуществляет санитарно-просветительные работы среди населения.[6]
Фармацевт. Также биология необходима тем, кто хочет работать в фармацевтической промышленности, то есть в сфере разработки и производства лекарств. Причиной многих заболеваний являются микроорганизмы, и для того чтобы с ними бороться, нужно знать особенности их жизнедеятельности. А жизнедеятельность организмов — это как раз то, на чем специализируются биологи.
2. Исследовательская часть
2.1. Учебные заведения Новосибирской области
Я выяснил, в каких учебных заведениях можно получить высшее образование, чтобы связать свою жизнь с биологией. Ребята нашей школы предпочитают учиться в городах Новосибирск, Омск, Куйбышев, Барабинск.
НГУ – Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
НГПУ – Новосибирский государственный педагогический университет
НГАУ – Новосибирский государственный аграрный университет
Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева Искитимский филиал Новосибирского строительно-монтажного колледжа Бердский политехнический колледж
Барабинский медицинский колледж
Бердский медицинский колледж
Колыванский аграрный колледж
Куйбышевский политехнический колледж
Новосибирский кооперативный техникум им. А.Н. Косыгина и т.д.
2.2 Экскурсия в ЗАО «Дубровинское»
ЗАО «Дубровинское»— один из крупнейших хозяйств Усть-Таркского района Новосибирской области, полностью отвечающий современным технологическим и ветеринарным стандартам.
На сегодня в хозяйстве содержится свыше 3000 голов скота, в том числе на дойных коров 1127 голов.. Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, выращивание зерновых культур
На комплексе установлено современное оборудование для кормления животных, все помещения комплекса оборудованы системой вентиляции
Реквизиты :
ЗАО Дубровинское»
632182, Новосибирская обл,
Усть-Таркский район, п. Октябрьский
Тел: +7(383)7227345
Директор: Кляйн Анатолий Николаевич
Мы встретились с директором хозяйства и взяли у него интервью.
Анатолий Николаевич рассказал нам о том, что предприятие нуждается в молодых специалистах. В связи с тем, что экономическая ситуация меняется, персонал стареет, 30% работающих - пенсионеры, необходима замена.
Основные профессии, которые требуются на данный момент, - это операторы по животноводству, зоотехник, ветеринарный фельдшер, агроном.
Большую благодарность директор выражает старшим работникам, но они скоро выйдут на пенсию. Из работающих 1 человек учится. Один не имя специального образования, прошел курсы по искусственному осеменению животных. Несколько лет назад пришли двое молодых специалистов, из них один уже не работает. На предприятии стараются создавать особые условия для молодых работников, но при условии добросовестной работы. Им предоставляется жилье, помощь при переезде, единовременная материальная помощь.
Средний заработок в хозяйстве - 25 тысяч рублей, есть и более высокие зарплаты. Задержек заработной платы не происходит.
2.3. Социологический опрос
Я провел опрос среди учащихся и задал следующие вопросы:
Какие вы знаете профессии, связанные с биологией?
Хотите ли вы связать свою жизнь с биологией?
Всего в опросе приняло участие 54 респондента.
И вот какие результаты мы получили:
Рис.1
Рис. 2
Я сделал вывод, что в основном учащиеся знают профессию врача и биолога. Связать свою жизнь с биологией хочет всего лишь 29% опрошенных учащихся, а не хочет 71%. Я думаю, это связано с тем, что на врача достаточно сложно и долго учиться. Если бы будущие выпускники знали больше о профессиях, то и количество желающих изучать биологию возросло. Таким образом, я считаю, что профессии, связанные с биологией, нужно продвигать и рекомендовать выпускным классам.
Заключение
Я пришёл к выводу, что биология - это нужная наука. Благодаря ей, люди получают продукты питания и медицинскую помощь, но не только это. Зачастую мы даже не понимаем, что нас окружает, и разобраться в этом нам помогает биология. Биология в жизни человека очень значима.
Проведя опрос в 8 и 10 классах, я обнаружил, что самые известные профессии среди учащихся - это врач и биолог. А связать свою жизнь с биологией хочет всего лишь 29% опрошенных учеников.
Я понял, что нужно пропагандировать эти профессии, и тогда наше будущее в надежных руках. Так же я узнал, в каких заведениях Новосибирской области можно выучиться на специальности и что рекомендовать интересующимся.
Исходя из этого, я подтвердили свою гипотезу и доказал, что с биологией связано большое количество профессий, которые очень востребованы в обществе.
Список используемой литературы
http://s-konda.ru/ex/biology9_1.htm
http://sprashivalka.com/otvechator/q/540457
http://proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/professii-svyazannye-s-biologiey
http://anydaylife.com/post/1507
http://tagilcity.ru/company/education/vuz/
Левина С.Н., «Мир профессий», издательство «Молодая гвардия», 1985, 356 с.