ПРОЕКТ «ЧЕМ ДАЛЬШЕ В БУДУЩЕЕ ВХОДИМ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПРОШЛЫМ ДОРОЖИМ»
И. Ю. Шевелькова
г. Смоленск, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 36 имени генерала А.М. Городнянского»
В настоящее время в обществе возникла необходимость вернуться к традициям, возродить интерес к истории русского народа, к его культуре, обычаям, быту. В современном мире многие считают, что традиции, обряды, предметы быта, пришедшие к нам из прошлого, сегодня уже не нужны. И жители больших городов с легкостью забывают о своем прошлом, об истории своего народа. А традиции должны сохранятся. Людям, уставшим от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, просто необходимо приобщаться к размеренному ритму жизни предков, их житейской мудрости, опыту, спокойствию.
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие обучающихся друг с другом, родителями, учителями. Важно постоянно заботиться о мотивации обучающихся, предлагая им такие проблемы и вопросы, которые они не просто захотят обсуждать, а почувствуют потребность их разрешения.
Знакомство ребенка с прошлым и его ценностями может состояться дома, в школе, в музее. Но возможности школьного музея ограничены, а сухая теория не очень интересна. Остаются домашние ресурсы – свои у каждой семьи. Конечно, они представляют для каждой семьи особую ценность. Для того чтобы у ребят была возможность глубже познакомиться с прошлым, была организована выставка-проект. Ребятам и родителям предложили предоставить эти реликвии во «временное пользование» школы для организации выставки. Сначала родители с опаской отнеслись к предложению, но потом поддержали данную инициативу.
«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим» - проект, объединяющий деятельность детей, родителей и учителей. Он направлен на сохранение и передачу традиций, культуры, ценностей прошлого подрастающему поколению. Он дает возможность погрузить детей в прошлое. Реализован проект был в рамках подготовки городского семинара-практикума с международным участием «Устное народное творчество как эффективное средство развития ключевых компетенций обучающихся». В проекте принимали участие обучающиеся разного возраста – с 1 по 11 класс, а также их родители и учителя школы.
Тип проекта: социальный, практико-ориентированный.
Вид проекта: индивидуальный, групповой.
Ожидаемые результаты:
совершенствование презентационных навыков обучающихся;
воспитание уважения к истории своей семьи и семей одноклассников, истории народа;
сохранение семейных реликвий;
выставка старинных вещей из бабушкиного сундука;
изготовление и выставка кукол.
Этапы работы над проектом:
Первый этап – аналитический.
-Определение цели и задач.
Целью проекта является создание временной выставки старинных предметов быта, являющихся ценными для семей обучающихся.
Задачи:
определить важнейшие ценности семьи;
научить ставить и решать проблемы поиска информации;
собрать информацию о роли и месте предметов, хранящихся в сундуке, в крестьянском быту;
изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных и нитяных кукол;
воспитывать интерес к народному творчеству.
-Определение основных направлений действий.
Второй этап - организационно-подготовительный.
-Определение мотивации к разработке и выполнению проекта. Главными мотивами стали интерес ребят к прошлому и желание представить свои семейные реликвии перед одноклассниками и учителями.
-Корректировка задач.
Третий этап – практический.
- Самостоятельная исследовательская работа, накопление информации о предметах быта, столовом белье, игрушках, осознание их места в русской культуре. На этом этапе дети действовали как самостоятельно, так и при помощи родителей.
- Сбор предметов быта для школьной выставки. Были представлены:
рушники, скатерти, наволочки с вышивкой крестом и гладью, в том числе и из домотканых материалов;
самовары;
лапти;
рубели;
глиняная и деревянная посуда;
старинные столовые приборы;
веретено; игрушки; патефон;
подзоры ручной работы;
платки, изготовленные из разных материалов;
вязаные салфетки. (Приложение 1)
- Изучение и изготовление различных видов игрушек. Обучающиеся в процессе подготовки выставки самостоятельно изготовили кукол, а также расписали «тарелки» в различных техниках (гжельской, городецкой, хохломской росписью)
Четвертый этап - результаты представленных исследований.
- Выставка старинных вещей «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим», которая вызвала много положительных эмоций у детей, учителей и гостей школы. (Приложение 2)
- Презентация вещей классу. Ребята, предоставившие для выставки вещи, кратко с ними познакомили ребят: рассказали об истории появления и изготовления вещи, о ее значении для семьи.
В ходе работы поставленные цели и задачи проекта были достигнуты. Результатом работы является сплочение вокруг цели сохранения наследия и использования его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения и его наставников. Надеемся, что в дальнейшем это приведёт к позитивным изменениям в отношениях поколений, проявлению сострадания, отзывчивости, толерантности.
Не зная традиций своего народа, невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов. Память о наших предках составляет одну из главных богатств нашей души. Чем больше человек дорожит памятью близких, тем больше осознает свою ответственность за будущее своей семьи, своей Родины
Примечание: содержание данного проекта может варьироваться, исходя из интересов и возможностей учащихся, возрастной группы. Например, можно организовать выставку старинных игрушек, значков, старинных новогодних украшений, книг, предметов, связанных с военной историей семьи. Также проект может быть адаптирован для ребят разного возраста, для учебных заведений разного уровня и быть привязан к каким-либо знаменательным событиям.
Приложение 1
Общий вид выставки
Часть работ, выполненных обучающимися
Рубель, веретено, лапти, рушники
Вышитые рушники (двусторонняя вышивка, вышивка гладью).
Рушники, вышитые крестом
Часть выставки с самоварами, патефоном, старинным платком, скатертями, вышитыми гладью