Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» структурное подразделение дошкольные группы «Радуга»
Проект для детей старшего дошкольного возраста
на тему:
«Большое космическое путешествие»
Автор проекта: воспитатель
Лашкова Е. Ю.
Городской округ Воскресенск, рп им. Цюрупы
2023 – 2024 учебный год
Проект в старшей группе №7 «Бабочки»
«Большое космическое путешествие»
Автор проекта: Лашкова Евгения Юрьевна
Участники проекта: дети, воспитатели и родители
Тип проекта: Обучающий – игровой
Объект исследования: Космос и его вселенная
Вид проекта: Познавательно - исследовательский.
Срок реализации проекта: краткосрочный. (18.03.24 - 05.04.24г.)
Актуальность
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды - это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните своё детство, как интересно было смотреть в ночное небо.
Как поддержать интерес ребёнка к неизведанному. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребёнка помочь ему узнать новую интересную информацию про космос. Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как всё неведомое, непонятное, недоступное, глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах солнечной системы, о Юрии Гагарине первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Проблема:
Поверхностные знания детей о космосе, незнание о российском празднике - День космонавтики.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
2. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Свою исследовательскую работу я начала с ответов на проблемные вопросы:
Что такое космос?
Для чего человек осваивает космическое пространство?
Как кружатся планеты?
Как летают спутники и ракеты?
Как летают метеориты?
Что будем делать, чтобы узнать о космосе больше?
На эти и многие другие вопросы мы хотели получить ответ в процессе развития своего проекта.
Новизна:
Новизна проекта состоит в том, что методы проекта позволяют детям усвоить материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта:
Расширить представление детей об окружающем мире; о космосе, космонавтах, Галактике, Солнечной системе.
Задачи:
Обучающие - расширять представление детей о космосе и космическом пространстве, о празднике День космонавтики, о профессии космонавта.
Развивающие – развивать познавательную и творческую активность, поддерживать и развивать интерес дошкольников к космосу, развивать связную речь, память, логическое мышление.
Воспитательные - воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности; прививать чувство гордости и уважения к российской космонавтике, за свою Родину.
Ожидаемые результаты:
Дети
Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.
Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Родители
Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.
Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики
Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;
Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, электронных образовательных ресурсов;
Посещение музея космонавтики, планетария.
План реализации проекта
1 этап – Подготовительный - Выбор темы и цели проекта, формы его защиты.
- Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
- Изучение литературы о космосе и вселенной.
- Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов, аудиозаписей, иллюстраций, дидактических игр, подбор игрового материала, подбор консультаций, рекомендаций, фильмов, мультфильмов.
- Ознакомление родителей с предстоящим проектом. Составление совместного плана работы над проектом.
2 этап – Основной Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
1.Сюжетно-ролевые игры: «Полет в космос», «Поликлиника. Медицинский осмотр», «Космодром», «Путешествие в космическое пространство»,
«Космос».
2. Беседа «Правила поведения во время полета в космос»
Образовательная область «Речевое развитие» .
Составление рассказов на тему: «Белка и Стрелка», «Планеты - это остывшие звезды», «Как мы летали в космос».
Чтение художественной литературы: Г. Черненко «Как человек в космос полетел?», Н. Носов «Незнайка на луне» главы, В. Бороздин «Первый в космосе», В. Кащенко «Найди созвездия», П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп».
Заучивание стихотворения В. Степанов «Ю. Гагарин»
Загадки на тему: «Космос»
Образовательная область «Познание»
Дидактические игры: «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Подбери правильную одежду для космонавта», «Что ближе, что дальше?», «Чем питаются космонавты», «Полезно - вредно», «Солнечная система». Познавательные занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Космическое путешествие», «Космос – это здорово!» Беседы: «Это загадочный космос», «Ю.Гагарин – первый космонавт», «День космонавтики», «Покорение космоса», «Первооткрыватели космоса», «Земля наш общий дом во Вселенной», «Путешествие на Луну», «Звезды они какие?»,
«Что такое Солнечная система?»
Лего - конструирование «Космические аппараты»
Конструирование из палочек Кюизенера «Ракета».
Экскурсия в кабинет астрономии.
Виртуальная экскурсия в мир космоса
Просмотр презентаций «Загадочный космос»
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование на тему: «Загадочный космос», «Инопланетяне», «Космический пейзаж»
Оформление выставки: « Космические фантазии».
Рисование нетрадиционным методом (кляксография) «Полет в космос»
Лепка «Ракета», «Планеты».
Ручной труд «Ракеты» (из бросового материала)
Образовательные области: «Физическое развитие»
Подвижные игры «Космонавты», «Солнечная система», «Самолеты»
Комплекс утренней гимнастики «Космонавты»
Комплекс дыхательной гимнастики «Космические дали»
3 этап – Презентация проекта
- открытое занятие «Большое космическое путешествие».
- выставка детско – родительских творческих работ;
- обобщение результатов работы;
- презентация проекта.
- подведение итогов.
Взаимодействие с родителями.
Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки, в составлении рассказов о космосе.
Изготовление костюмов для проведения презентации проекта.
Составление рекомендаций для родителей «Расскажи детям о космосе»
Составление консультаций, памяток на тему космос
Чтение с детьми Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки», К.А. Порцевский «Моя первая книга о Космосе»
Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Космос это интересно»
Домашнее задание: подготовить поделку о космосе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник»,
«созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп», «планеты».
Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно- следственные связи объектов и явлений.
При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, игровые, разбор проблемных ситуаций.
Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.
В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, игры. Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.
Для познавательного развития с детьми мы проводили еженедельные беседы на темы «Зачем нужно изучать космос?», «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Какие бывают космические корабли», «Звезды и созвездия», «Земля - наш дом во Вселенной», «Солнце - источник жизни на Земле». Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.
Занимаясь художественной деятельностью, ребята лепили планеты, ракеты, делали конструирование из бросового материала , изображали свои представления о полете в космос. Создавали коллективную аппликацию «Космический коллаж».
Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получали, отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.
Большой популярностью среди воспитанников пользуются дидактические игры «Звездный путь», «Разные картинки», «Подбери одежду для космонавта», цель которых - закрепление полученных знаний.
Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса. Родители вместе с детьми приняли участие в выставке поделок «Загадочный космос». Родители стали нашими активными участниками и помощниками.
Итогом нашей работы по проекту стал открытый просмотр «Большое космическое путешествие». Ребята получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку.
Таким образом, в процессе реализации проекта «Большое космическое путешествие» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Дети осознали уникальность нашей планеты и важность её изучения. Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к труду людей, работа которых связана с освоением космоса. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов.
Список используемой литературы:
Бороздин В. «Первый в космосе»;
Булычёв К. «Тайна третьей планеты»;
Гагарин В. «Грустная история Найдёныша»;
Гагарин Ю. «Дорога в космос»;
Голованов Я. К. «Дорога на космодром»;
Кащенко В. «Найди созвездия», «Созвездие драконов»;
Клушанцев П. «О чём рассказал телескоп»;
Левитан Е. П. «Звёздные сказки», «Малышам о звёздах и планетах», «Твоя Вселенная»;
Леонов А. «Человек вышел в космическое пространство», «Шаги над планетой»;
Медведев В. «Звездолёт Брунька».
Интернет источники.
3