СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект для средней группы "Экологическая тропа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект для средней группы "Экологическая тропа"»







Проект: «Экологическая тропа»

























Выполнила:

Студентка 3 курса ДО

Алиева Саимат Мислимбеговна





Проект «Экологическая тропа»

«Мир, окружающий ребенка, -  это,прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой »

                                                                                                                                                                                                                                                                         В.А. Сухомлинский

Актуальность.

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.

Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми-цикл экскурсий по экологической тропе.

 Цель:

Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

Задачи проекта:

-формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение; систематизировать и углублять знания детей о растениях, насекомых и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;

- рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; воспитывать бережное отношение к природе.

Проект открывает возможность формирование собственного жизненного опыта и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

К работе проекта привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без её поддержки и положительного примера. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Ожидаемые результаты.

 · Дети:

- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.  

-Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.  

-Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

 · Родители.

-  Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

· Педагоги:

- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.  

- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Сроки реализации проекта: 4 недели.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Формы и методы работы на экологической тропинке:

• экологические беседы;

• экологические экскурсии;

• уроки доброты;

• уроки мышления;

• экологические кружки;

• экологические конкурсы;

• КВН, викторина «Поле чудес»;

• экологические акции;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• трудовой десант;

• «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке)

• клуб исследователей природы;

• лаборатория юного эколога;

• опытно-исследовательская деятельность

 · физкультурно-оздоровительные мероприятия.

• коллекционирование;

• экологические выставки и экспозиции;

• экологические праздники;

• экологические игры (дидактические, имитационные; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

• экологические сказки;

• экологические тренинги;

• инсценировки, театрализации и т. д.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:





1. «Фитобар»

Цель:. Знакомить детей с приготовлением чая на основе лекарственных  трав,их пользе для укрепления организма.

2. «Цветочная мозайка(цветник).

Цель: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений

3. «Тетушка Липа»

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями липы. Закрепить знания детей о характерных признаках дерева. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.

4. Летняя лаборатория

 Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.

(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)

5. «Наш огород».

(Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

6. «Кустарники».

Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

7. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

8 «Волшебный лес»(ель,клен,сосна,)

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями Закрепить знания детей о характерных признаках деревьев. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.

 

9.Яблоня

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями плодовых деревьев.

10. «Птичья столовая»

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц,формировать умения отличать зимующих и перелетных птиц,их значение в природе.

11. «Лекарственная поляна»

Цель :знакомство с лекарственными растениями,закрепление знаний и умений по уходу за ними.

12 . «Зона творчества»

Цель: развитие творческих способностей детей, умение запечатлеть  увиденное в продуктивной деятельности детей, воспитание эстетической культуры.

13. «Зона релаксации»

Цель :предоставление возможности для психологической разгрузки.

В результате реализации проекта:

-повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

-реализовались новые инновационные технологии, отвечающие требованиям ФГОС.

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу.

По, моему мнению, экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.
Постоянное общение с природой, выращивание цветов, уход за питомцами живого уголка, подкормка птиц в зимнее время - это необходимые условия выработки у детей заботливого и гуманного отношения ко всему живому.  Ребята наблюдают за лесными тружениками - муравьями, слушают шелест листьев, пение птиц, кваканье лягушек.

Учим детей слушать "голос леса". Дети знают лесные ягоды, умеют различать съедобные и ядовитые грибы, знают много лекарственных растений.  Педагоги используют  различные формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию:

  • экскурсии,

  • экологические занятия,

  • экологические игры, чтение литературы экологического содержания,

  • опытническая работа,

  • проведение ежегодных акции "Берегите первоцветы" и "Птицы - наши друзья".

Считаю, что в работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

В работе с детьми широко используется поэзия, альбомы по временам года, таблицы, схемы. В детском саду много картин. Это пейзажи Шишкина, Левитана, Грабаря, Поленова и др. Педагоги используют серию картин "Диких и домашних животных". Собран наглядный материал по экологии.

 Дети вовлекаются в разные мероприятия: "Путешествие в город ", "Осенний калейдоскоп", "Природа, Родина и мы" и другие.

В результате целенаправленной работы по формированию экологической культуры старших дошкольников  произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и  наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. 

Выстроенная система работы способствует развитию экологического сознания дошкольников, уточнению и систематизации знаний об объектах и явлениях природы. Особое место в работе педагогов отводится формированию представлений об окружающем природном мире, навыков содержания и ухода за растениями и животными через трудовую, игровую деятельность, художественное слово, изобразительное искусство. Углубленная работа по данной проблеме способствовала достижению следующих результатов:

-  удалось уточнить и систематизировать знания детей об объектах и явлениях   природы;

-  видна положительная динамика в изменении отношения дошкольников к окружающему миру, развитии экологической культуры, в формировании чувства малой родины и осознания себя частью большой страны, именуемой Родиной;

-  расширился и обогатился словарный запас.