Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10
Проект
«Донской край - наша малая Родина…»
Тип проекта: творческий, познавательный.
По продолжительности: Краткосрочный (05.04-09.04.2021)
Заявитель: Дети подготовительной к школе гр№8
Подготовили: Макагон О.С
Перешеиная Е.Л
г.Донецк Ростовская область
2021г.
Пояснительная записка:
В национальной доктрине образования Российской Федерации записано: «Система образования признана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию России».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье.
В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И не мало авторов, которые высказываются негативно по этой теме. Говоря, что патриотизм должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, чтобы каждому из нас захотелось ее любить. Но возникает вопрос: разве наша родная земля с уникальной природой, народ со своими традициями и культурой не является благом?
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим нами была выбрана тема для проекта: «Традиции и быт донских казаков».
Актуальность темы:
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладывается основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своём родном крае, об его историческом прошлом.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Дынный проект способствует приобщению детей к истокам культуры Донского края. Воспитанию патриотических чувств, любовь к своей родине.
Разрабатывая проект, используя методику «трех вопросов»:
Что мы знаем? | Мы живём в Ростовской области. Наш край называют казачий. |
Что мы хотим узнать? | Кого называют казаками? История и быт казаков? Быт и традиции казаков? |
С помощью чего узнаем? | Чтение и рассматривание книг, альбомов, просмотр презентаций, дидактические игры. |
Цель проекта:
Создание у детей представления о фольклоре и традиционной Куль культуре донского казачества, как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи проекта:
1.Создание условия для формирования у детей чувства любви к Родине;
2.Поддерживать познавательное отношение к окружающему миру донской природы:
3.Способствовать обогащению представлений о прошлом малой родины
4.Формировать представления детей о родном крае и родном городе.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Ожидаемый результат:
Дети серьезно будут относится к изучению материалов по патриотическому воспитанию, активно отвечать на вопросы и задавать их сами, с большим желанием выполнять задания творческого характера. У воспитанников появится интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью донских казаков, уважение к старшему поколению. Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, будет способствовать обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Дона. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшаться дружеские взаимоотношения.
Подготовительный этап:
Постановка цели и задачи
Разработка проекта
Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература), создание дидактических игр.
Подбор материала для продуктивной деятельности.
Организация предметно-развивающей среды в группе.
План проекта:
День недели, дата | Содержание ООД в рамках проекта (Совместная работа педагога с детьми) | Свободная творческая деятельность детей |
05.04.2021г. Понедельник «Край где мы живем» Цель: Сформировать представление о великих русских богатырях. | Презентация: «Донской край». Цель: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интерес к истории Донского края. Беседа на тему: «Как воспитывали детей в семье казаков» Цель: создание условий для развития представлений о жизни и быте казачьей семьи. | Рисование: «Курень казаков» Цель: Учить детей создавать образ казачьего дома. Воспитывать интерес к познанию родного края и отображению представлений в изобразительной деятельности. П/и (русская народная) «Утка и селезень» Цель: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения. |
06.04.2021 Вторник. «Волшебный сундук.» | Беседа: «Одежда и традиции Донского казачества». Цель: Познакомить с основными климатическими особенностями края. Привитие любви и бережного отношения к природным богатствам родного края. Воспитывать любовь к родному краю. | Аппликация: «Костюм казачки» Цель: расширение и углубление представлений дошкольников об особенностях культуры казаков посредством приобщения детей к традиционным видам декоративно-прикладного искусства и включения их в художественную деятельность обеспечивающую возможность проявления творчества. |
07.04.2021 Среда «Царство зверей донского края» | Беседа: «Природа края» Цель: Расширять и систематизировать знания о мире Донского края. Развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира. Дидактическая игра: «Собери семью | Лепка: «Животные в лесу» Цель: Познакомить детей с приёмами лепки животных в движении, вызвать интерес к составлению коллективной композиции из вылепленных лесных животных. Подвижные игры: «Лиса и заяц», «Охотник и утка». |
08.04.2021 Четверг. «В гости к казаку.» | Рассматривание иллюстраций с одеждой, бытом казака. Цель: Продолжать знакомить детей со своеобразием жизни людей на Дону, с особенностями мужской одежды. Вызвать эмоциональную отзывчивость к созданию казачьего костюма средствами художественно-продуктивной деятельности. | Конструирование: «Двор с хозяйственными постройками донских казаков» Цель: формирование конструктивных навыков. |
09.04.2021. Пятница. «Казачьи сказки» | Постановка сказки: «Казак и лиса» Цель: Создать условия для повышения художественной активности детей, ознакомление с культурой и бытом донских казаков. | Рассматривание книжек, иллюстраций. Цель: учить детей при рассматривании любимых книг и иллюстраций радоваться от встречи с знакомыми героями; учить передавать свои впечатления сверстникам. |
Работа с родителями
Привлечение родителей к участию в проекте,
Наглядная консультации: для родителей;
«Без прошлого нет будущего», «Воспитание детей в казачьих семьях»; «Казачьи игры и забавы».
Изготовление макетов и поделок на тему «Казачество»;
Результат:
Воспитанники узнают историю, культуру своего региона, города. Умение видеть красоту родного края, бережного отношения к животным и растениям Донского края. Знакомятся с обычаями и традициями донского казачества, с играми и сказками казачат. Воспитание толерантности.
Используемая литература.
1.Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №5 2015г.
3.Журнал «Воспитатель ДОУ» №6 2015г.
4. Журнал «Управление ДОУ» №8 2006г.
5. Журнал «Управление ДОУ» №7 2006г.