СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Формирование экологического сознания у детей 5-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект Формирование экологического сознания у детей 5-7 лет»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29»

(МА ДОУ № 29)

624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, 10

электронный адрес[email protected]

телефон 834384 (32277)

сайт https://29.tvoysadik.ru/




РОЕКТ


«Формирование экологического сознания у детей 5-7 лет через развитие эмоционально активного восприятия окружающего мира»



автор проект:

музыкальный руководитель:

Логинова И.В.,

Егорова С.Е.










Краснотурьинск, 2020

Паспорт проекта

Современный детский сад - это учреждение, в котором происходит социализация ребенка, полноценное развитие его как личности, со сформированной на отрезке дошкольного детства жизненной позицией, в будущем, влияющей на мировоззрение взрослого человека.


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет структуру и содержание основной образовательной программы дошкольного образования, частью которой является познавательное развитие детей дошкольного возраста, предполагающее, в том, числе и формирование у воспитанников экологической культуры.


В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.


Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды.


Формирование ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологической культуры необходимо в раннем возрасте, как отметил М.Кинг «Нужное дело надо делать вовремя».


Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!


В дошкольном возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Теоретические знания, полученные ребенком в НОД, должны в свою очередь стать базой: для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведения собственных исследований, наблюдений. Умение же обобщать свои наблюдения, способствовать формированию экологически грамотного, безопасного для природы и собственного здоровья поведения.


При этом немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Поэтому, дошкольников необходимо привлекать к практическому участию в конкретных экологических акциях и проектах.


Повышение мотивации на основе активного эмоционального восприятия окружающего мира – птиц и особенностей их пребывания, выживания в зимний период года на Урале; адекватная оценка значимости своего вклада в общее дело – подкормка птиц холодной и голодной зимой, оказание помощи взрослым в улучшение условий обитания зимующих птиц (совместное изготовление кормушек) – вызывают положительные эмоции, связанные с процессом деятельности, связанной с объектом исследования, зимующими птицами.


Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у дошкольника познавательного отношения к миру, целостных представлений о мире, интереса и потребности к «открытию тайн» мира – формируют его сознание, в том числе экологическое. Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает детям чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях, улучшает их коммуникативные умения и развивает творческие способности.


При реализации экологического проектирования дети проходят три стадии:

во-первых, открытие многообразия природы, эмоционально-чувственное отношение к наблюдаемым объектам;

во-вторых, период исследования экологических связей («Все связано со всем»);

в-третьих, пора раздумий, размышлений и действий.


Реализация экологического проекта предполагает интегрированный подход:

  • во взаимодействии взрослых и детей на основе уважения и, с учетом особенностей личностного развития воспитанников;

  • в формах специфических для детей 5-7 лет, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей.


Программа работы над проектом предусматривает:

- использование для целей экологического образования и воспитания организацию специальной исследовательской деятельности педагогами групп в НОД;

- использование другими участниками образовательного процесса, а именно узкими специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальными руководителями и инструктором по физической культуре – заданий, направляющих детей к осознанному восприятию проблем, связанных с изменениями в живой и неживой природе. В дальнейшем, в НОД, совместно с педагогами и группами, и в самостоятельной деятельности, друг с другом, воспитанники смогут обсудить характер заданий, предложенных к выполнению узкими специалистами, на конкретную тему. Их эмоциональную привлекательность и познавательную результативность, обобщить полученный материал, наметить свою деятельность непосредственно в выбранном направлении.


Ведь именно погружая ребенка в эмоциональное переживание окружающей действительности, мы развиваем у него не только познавательный интерес к окружающему, но и эмпатию. Тем самым, формируя нравственные качества личности и развивая желание активно участвовать в улучшении условий, конкретно, для зимующих птиц, изготавливая для них с родителями и воспитателями кормушки, подкармливая в течение зимнего периода, расширенно, – экологических условий в целом.


Принимая непосредственное участие в информационно-творческом проекте «Покормите птиц зимой», мною были выработаны и применены методы и приемы психотерапевтического воздействия, направленные на развитие у детей старшего дошкольного возраста:

- эмоционально-волевой саморегуляции в различных видах деятельности;

- коммуникативных умений и навыков;

- познавательной и творческой активности.


В работе были использованы: элементы цветотерапии, звукотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, арттерапии; психогимнастические игры и упражнения; коммуникативные игры. Применены техника релаксации, метод "мозгового штурма".


Задействованы приемы психологической поддержки детей, относящихся к "группе риска". Эти приемы помогают укрепить самооценку ребёнка, помочь ему поверить в себя и свои способности, поддержать при неудачах. Неадекватность самооценки у ребенка делает его склонным к разочарованию и различным провоцирующим поступкам, замедляет ход полноценного развития.


Разработан тренинг экологического содержания


Игра – тренинг «Зимующие птицы»

Цель. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, снижение агрессии.

Материал. Стулья – «кормушки».

Содержание игры. Педагог-психолог предлагает каждому ребенку выбрать птицу, которую он хотел бы изобразить. Птицы сидят на кормушках (за стульями). Дети отгадывают, кто кого изобразил. Когда всех птиц отгадают, к кормушке подходит человек и кормит - насыпает корм для птичек: они радуются, клюют, летают.


Игра – тренинг «Ворона»

Цель. Стимуляция активности, развитие внимания.

Содержание игры. Педагог-психолог предлагает детям представить, что они вороны: «Ворона сидит на крыше, чистит - ощипывает свои крылышки, ходит. Ворона расправила свои крылышки и полетела». Рассказывает про ворону, дети ее изображают. В ходе рассказа педагог быстро и неожиданно говорит: «Кто быстрее сядет?» (встанет, хлопнет в ладоши, подпрыгнет и т.д.)


Игра – тренинг «Прогулка к кормушке»

Цель. Стимулирование активности, развитие навыков конструктивного общения, развитие саморегуляции.

Содержание игры. На участке дети с педагогом-психологом выполняют либо изображают по представлению следующие действия: идут по прямой тропинке, то широкой, то узкой, то извилистой; показывают, как преодолевают сугробы; встают возле кормушек, не толкаясь и не мешая друг другу. Дети – желающие покормить птиц, выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Все вместе медленно передвигаются до кормушки. Кормят прилетевших птиц, объясняя, почему именно выбран тот или иной корм. Если птиц на кормушке нет, или по завершению игрового тренинга – изображают сами и угадывают изображенных другими детьми и педагогом-психологом зимующих птиц.


Игра – тренинг «Из яичка вылупится птичка»

Цель. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие саморегуляции.

Содержание игры. Педагог-психолог предлагает детям представить себя внутри яйца, той зимующей птицы, которая ему нравиться больше других (сжаться в комочек на полу). Спрашивает детей о том, в какое время года взрослые птицы несут яйца, а птенчики, затем вылупляются, из них. Просит прокомментировать, что когда представляли себя внутри яйца, они ощущали, считают ли они, что им удалось изобразить ту птичку, которую они загадали. Вспомнить, что почувствовали, когда педагог-психолог, рассказывал им о том, как птенчик пробивается из-под скорлупки, какой он потом "мокренький, дрожащий, со слипшимися перышками" и т. п.. Затем, предлагает поработать в парах, мама-ребенок птица-птенчик. Птица очень бережно относится к яичкам, заботится о них, согревает теплом своего тела (ребенок-птица наклоняется или приседает возле другого ребенка-птенчика, обнимает его, изображает, что накрывает крыльями). Пришел срок вылупиться птенчику из яйца, ему помогает мама (гладит птенчика по голове, рукам-крылышкам; помогает расправить их; показывает, как можно вертеть головой, махать крыльями; изображает, как кормит птенца его первым червячком, учит клевать, летать и т.п.). По окончанию, пары птиц мама-ребенок разлетаются в заданном, взрослой птицей, направление. Можно указать единое направление и действия к выполнению птицами, для снегирей одно. для синиц другое, для свиристелей третье, и др..


Игра – тренинг «Воробушки»

Цель. Снятие мышечного напряжения.

Содержание игры. Педагог-психолог предлагает детям представить, что они маленькие воробушки. Воробушек сидит на веточке, держится что есть сил за нее своими маленькими ножками. Лететь нет сил. Да и ветер не дает, уносит в сторону. Подул сильнее холодный ветер и пробрал до косточек воробьишку, он не справился – не удержался и, упал с веточки, под дерево. Вот, вот замерзнет, сжался в маленький комочек. А ветер тут же стих, выглянуло солнышко, теплый солнечный луч упал воробушка. Ему стало жарко. Воробушек развернулся, расправил крылышки и весело зачирикал.




Игра – тренинг «Спаси птенца»

Цель. Снятие тревожности, развитие умения передавать свои эмоции и чувства посредством мимики и жестов.

Содержание игры. Педагог-психолог предлагает детям вытянуть руки ладонями вверх и представить, что у них в руках находится маленький беспомощный птенец: «Ему холодно. Согреем птенчика. Медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте своим ровным, теплым дыханием. Приложим ладони к своей груди, отдадим птенцу доброту своего сердца. А теперь раскройте ладони. Наш птенчик радостно взлетел. Улыбнитесь ему».






























Литература


  1. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

  2. Гончарова Е.В. Теория и технология экологического образования дошкольников. / Учебное пособие. – Изд-во Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2008.

  3. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П. Молодова - Мн.: Асар, 1996.

  4. Овчарова А.Ю. О формировании экологического сознания и мышления // «Актуальные проблемы педагогических и психологических наук»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (30 июля 2012 г.)

  5. Рыжова Н.А. Наш дом — природа: Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — С.26-34.

  6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995.

  7. Ясвин В.Я., Дерябо С.Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга. // Школа здоровья. 1995. — №2.