Подростковый возраст - время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус...». Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Кем быть?»»
Автор: Котлярова Е.Н. (воспитатель)
Организация: Центр содействия семейному воспитанию №9
Населенный пункт: г Колпино
Проект
«КЕМ БЫТЬ?»
Наименование | «Кем быть?» |
Цель | Содействие воспитанникам детского дома в расширении знаний о мире современных профессий и формирование основы для осознанного выбора профиля обучения |
Задачи | 1.Формирование интереса к выбору профессии. 2.Знакомство с различными профессиями, специальностями. 3.Формирование наиболее общих представлений о профессиональном труде. 4.Помощь в определении своих интересов и склонностей. 5.Предоставление воспитанникам знаний об их специальных способностях и профессионально значимых личностных качествах. |
Сроки реализации | 1 месяц |
Ответственный за реализацию | Воспитатель |
Ожидаемые результаты реализации проекта | 1) осознанность выбора профиля обучения воспитанниками детского дома 2) повышение качества знаний 3) обучение подростков способам принятия решений в выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; 4) информированность учащихся о значимости профильного обучения для дальнейшего образования, жизненного, социального, профессионального самоопределения; 5) сформированность навыков самостоятельного освоения образовательного материала, востребованного профильного обучения; 6) готовность учащихся 9- х классов к выбору дальнейшего обучения в других учебных заведениях. |
Тип проекта: информационный, целевой.
Целевая группа: воспитанники группы
Актуальность проблемы
Подростковый возраст - время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус...». Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей.
Профессиональное самоопределение - событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа - важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли для себя в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели привить им любовь к каким-либо учебным предметам, а таланты еще "зарыты в землю". Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут они определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из всего, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах деятельности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако... он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Этапы и механизмы реализации
Подготовительный этап
сроки | задачи | мероприятия | результат | |
| Определить круг участников проекта. Выбрать тему работы Подготовить учащихся к участию в проекте. Узнать, какое значение они придают важности правильного выбора профессии в жизни человека. Определить целевую группу. Исследовать причины, возможные варианты решения проблемы низкой мотивации школьников к профессиональному самоопределению. Определить источники информации | Сбор группы. Обсуждение предложенной темы. На данном этапе учащиеся согласились с темой работы, так как данная тема учитывает их склонности и интересы. Формирование группы. Погружение в проблему Исследование причины низкой мотивации некоторых ребят к профессиональному самоопределению Совместно с целевой группой определение источников информации | Создана группа участников проекта. Определена тема Способом погружения в проблему выявлена ее актуальность Исследование проведено путем опроса ребят. Дети указали следующие причины низкого желания к проф. Самоопределению: Трудность выбора профессии; Определены источники информации: справочная литература, интернет, беседы. | |
| |
Основной этап
сроки | задачи | мероприятия | результат |
| Собрать проектную группу 1.Ознакомить воспитанников с термином «Проф. самоопределение» и актуальностью умения правильно выбрать профессию, используя справочную и психологическую литературу. Обучить воспитанников правильному оформлению резюме. Провести тестирование по методике Климова о предрасположенности определенному виду профессий. 2.Рассказать о важности правильного проф. Самоопределения и осветить некоторые аспекты (психологические склонности, типы темперамента ребят и выбор профессии, востребованность будущей профессии на рынке труда, злободневность безработицы) | Сбор проектной группы Беседа-лекция по ознакомлению с нужными терминами Занятие «Что такое резюме?» Тестирование по Климову. Воспитательный час по определению психотипа ребят и темперамента участников проекта совместное обсуждение взглядов и мнений участников проекта на определившиеся психотипы и типы темперамента и предрасположенность к видам профессий | Проектная группа в сборе и готова приступить к работе. Проведена беседа-лекция «Кем быть» Ребята ознакомлены с терминами. Состоялся воспитательный час с участием психолога, где определялись психотипы ребят, типы темпераментов и склонности к профессиям. Подведение итогов. Обсуждение значения грамотного написания резюме для того, чтоб работодатель остановил свой выбор именно на тебе. |
Заключительный этап
сроки | задачи | мероприятия | результат |
| Обсудить с воспитанниками формы представления результатов проектной деятельности. Оформить фотографии ребят во время работы по проекту. Сделать выводы о проделанной работе, провести сбор проектной группы на тему «Насколько важна роль правильного профессионального определения для социальной адаптации воспитанников детского дома». Оформить выставку печатной продукции для самостоятельного изучения литературы по теме проекта | Круглый стол по обсуждению методов представления проектной деятельности Оформление фотовыставки о работе над проектом о выборе профессии. Собрание с вынесением вердикта о важности профессионального самоопределения Оформление выставки из печатной продукции (справочников, книг, брошюр) | Оформлены фотографии ребят во время работы и создан стенд- фотовыставка «Все работы хороши» Проведено собрание, где вынесен вердикт «Проблема правильного выбора профессии - одна из важнейших в жизни» Оформлена выставка печатной продукции «Дело мастера боится» (из книг, брошюр, справочной литературы , материалов сети Интернет) |
План реализации
№ | мероприятия | Срок реализации | Ответственный | ресурсы | результат |
1 | Сбор группы. Обсуждение предложенной темы. | | воспитатели | Кадровые: воспитатели | Создана группа участников проекта. Определена тема Способом погружения в проблему выявлена ее актуальность |
2 | Формирование группы. Погружение в проблему Исследование причины низкой мотивации некоторых ребят к профессиональному самоопределению | | Целевая группа: воспитанники | Кадровые: воспитатели, воспитанники | Исследование проведено путем опроса ребят. Дети указали следующие причины низкого желания к проф. самоопределению: Трудность выбора профессии; мало информации о профессиях; сложно разобраться в своих желаниях, и нужна помощь психолога и педагогов. |
3 | Беседа-лекция по ознакомлению с нужными терминами Воспитательный час по определению психотипа ребят и темперамента участников проекта. Тестирование по методике Климова о предрасположенности определенному виду профессий | | Воспитатели, педагог-психолог | Материально-технические: цифровая фототехника, канцтовары, демонстрационный материал. Кадровые: воспитатели | Проведена беседа-лекция «Кем быть». Ребята ознакомлены с терминами. «Профессиональное самоопределение» сами они охарактеризовали так: -способность подростка правильно выбрать свою профессию - учитывая свои наклонности и вкусы выбираешь профессию - нужно понять себя-что ты хочешь, а не идти на поводу у друзей и знакомых продолжать образование после школы. Состоялся воспитательный час с участием психолога Итоги следующие: Первая таблица-портрет нацелена на профопределение в сфере медицины, науки, образования, где нужно уметь установить контакт с людьми. Второй портрет-психотип показал на востребованность в сфере артистической: театр, музыка. Кино, где нужно уметь перевоплощаться. Третий портрет показал склонность мальчика к спортивной сфере, где нужны хорошие физические задатки |
4 | Занятие «Что такое Резюме?» | | Воспитатели, воспитанники | Материально-технические: цифровая фототехника, канцтовары, демонстрационный материал. Кадровые: воспитатель целевая группа | Обмен мнениями участников проекта . Ребята рассказали о том, согласны ли они с получившимися портретами- психотипами, и будут ли руководствоваться ими при выборе профессии. Все участники проекта с портретами согласны и говорят, что прислушаются обязательно к мнению психолога при поиске своего места в жизни после выхода из детского дома Ребята попытались составить собственное резюме |
5 | Круглый стол по обсуждению методов представления проектной деятельности | | Воспитатели | Материально-технические: цифровая фототехника, канцтовары, демонстрационный материал. Кадровые: воспитатель целевая группа | Состоялся круглый стол, где решено следующее: представить работу над проектом следующим образом: Оформлены фотографии ребят во время работы и создан стенд-фотовыставка «Все работы хороши» |
6 | Оформление фотовыставки о работе над проектом о выборе профессии. | | Целевая группа | Материально-технические: цифровая фототехника, канцтовары, демонстрационный материал. Кадровые: воспитатель целевая группа | |
7 | Собрание с вынесением вердикта о важности профессионального самоопределения | | Целевая группа | Материально-технические: цифровая фототехника, канцтовары, демонстрационный материал. Кадровые: воспитатель | Проведено собрание, где вынесен вердикт «Проблема правильного выбора профессии – одна из важнейших в жизни» |
Результативность проекта
Проект педагогической деятельности по профессиональному самоопределению принес следующие результаты:
Выявлены индивидуальные проблемы воспитанников в условиях детского дома - неготовность к взаимодействию с социумом; отсутствие ясного представления о самостоятельной жизни, инфантилизм, неспособность предвидеть последствия своих поступков; отсутствие хорошо сформированных социально-бытовых навыков; проведена диагностика - оценка уровня социальной адаптации воспитанников детского дома на этапе подготовки к самостоятельной жизни; низкую оценку собственных возможностей.
Установлено, что применение разработанных средств педагогической деятельности обеспечивает повышения уровня социальной адаптации у воспитанников детского дома, дети после участия в данном проекте обогащены полезными знаниями и способны трезво оценивать свои поступки, они научились анализировать свои желания и сопоставлять их со своими возможностями при выборе будущей профессии.
Пути развития проекта
1.Данный проект послужит основой для долгосрочного проекта по формированию навыков социализации среди воспитанников детского дома.
2.Материалы проекта могут быть использованы при составлении других проектов.
3.Проект несет в себе информацию для работы на мероприятиях подобного рода, где эта информация будет обогащаться и расширяться.
4.Данный проект может быть рекомендован коллегам-воспитателям для использования в работе с детьми.