СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Хитрая лисичка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект исследовательский Хитрая лисичка"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Хитрая лисичка"»

Исследовательская работа

Тема: Хитрая лисичка.

Цель: Узнать, действительно ли лиса такая же хитрая как в сказках, так и в жизни.

Задачи:

Проанализировать и сравнить образ хитрой лисы из сказок и хитрой лисы – животное.

Провести опрос среди своих одноклассников.

Узнать, где и как живет лиса в природе?

Выяснить интересные сведения  о хитростях лисы из разных источников.

Найти загадки про лису и нарисовать ее.

Объект исследования: лиса.

Предмет исследования: русские народные сказки, дополнительная литература.

Гипотеза: Предположим, что лиса хитрое животное не только в сказках, но и в жизни.

Методы исследования:

Поиск информации

Анализ литературы

Опрос

Наблюдение

Результат проекта: плакат «Все о хитрости лисы».

Введение

Актуальность темы: Всегда любили слушать сказки, читать их и сейчас это остается любимым занятием для многих ребят разного возраста. Я тоже очень люблю сказки, поэтому сразу заинтересовалась кружком в школе «Чтение с увлечением». Изучая на кружке русские народные сказки, заметили, что героиней многих из них является лиса. В прочитанных и изученных нами сказках мы выяснили, что лиса являлась отрицательным персонажем. Нам захотелось узнать: всегда ли она хитрит, обманывает? А какая она в жизни, такая же хитрая? Где живет, что ест? Нам захотелось найти ответы на все эти вопросы.

Основная часть

Ход исследования

Сначала я решила провести опрос среди учащихся нашего класса, т.к. мне стало интересно, что они знают о лисе, как о героине русских народных сказок и как о лисе - животном. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

Какая лиса в русских народных сказках?

Где живет лиса, чем питается?

Знаете ли вы, какие хитрости лиса использует в жизни?

В опросе участвовало 14 учеников нашего класса. Из услышанных ответов я поняла: большинство опрошенных знают, что лиса в сказках хитрая, красивая и умная. На второй вопрос ответило мало ребят, а вот про хитрости животного не знает никто. Поэтому я проведу исследование и расскажу своим друзьям все о лисе.

Далее мы изучили образ лисы в русских народных сказках с точки зрения хитрости. Для этого мы взяли 5 сказок и наблюдали за главной героиней. Результаты своих исследований поместили в таблицу.



Хитрая, ненасытная.

Попросилась в одной деревне переночевать, сожгла скалочку, выпросила за неё курочку. В другой деревне попросилась переночевать, съела курочку, выпросила за неё гусочку. В третьей деревне попросилась переночевать, съела гусочку, потребовала за неё девочку.


Умная, хитрая.

Пришла весна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала!

Хитрая, ненасытная.

У медведя в избе на чердаке была припасена кадушка меду. Лиса про то сведала. Как бы ей до меду добраться?

Влезла на чердак и почала кадушку с медом. Наелась, воротилась и опять легла спать, обхитрив медведя.


Умная, хитрая, жестокая.

Претворилась мёртвой, обманула мужика, всю рыбу из саней выбросила. Обманула волка: избили бабы волка у проруби, остался он без хвоста.




Умная, хитрая.

Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:

— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму. А Жихарка-то под печкой во весь голос:

— Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!

Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес.


Изучив сказки о лисе, мы пришли к следующему выводу: Лиса в сказках показана очень хитрой, умной и даже жадной. Наблюдается склонность к обману и уловкам. Лиса пойдёт на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой, беспомощной, несчастной. От ее проделок страдают все животные в лесу: заяц, медведь, волк. Вот то немногое, что я узнала о сказочной лисе.

А какая же плутовка в жизненных ситуациях? Чтобы ответить на этот вопрос мы пошли в школьную библиотеку. С учителем мы узнали, что лисы обитают по всему земному шару. Лиса обитает в разных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности.

У лисы очень умная мордочка – яркие глаза, острые уши, ловящие малейший звук, длинный чуткий нос. Хвост длинный, пушистый, туловище вытянутое, конечности короткие. Волосяной покров очень пышный, густой и мягкий. 

Мой папа охотник, и он мне рассказал, что лиса очень осторожное животное. Она умеет заметать хвостом следы, и делает это не специально, а из-за длинного хвоста, который волочится по земле. Длина тела лисицы – 60-90 см., длина хвоста – 40-60 см., масса самок достигает– 5-6кг.

Из энциклопедии, которая была у нас дома, мы с мамой прочитали, что являясь хищником, лиса употребляет в пищу самых разных животных. Она с удовольствием ест мышей, зайцев, кроликов, после дождя выкапывает из земли дождевых червей, в реке ловит рыбу и раков. Но особенно лиса любит полакомиться птицей. Поэтому и заглядывает в курятники. Не откажется и от ягод, яблок и овощей.

А вот и доказательства хитрости лисы в жизни. Результаты исследований поместили в таблицу.


В поисках пищи лисица проявляет хитрые уловки. Чтобы поймать птицу, часто прикидывается мертвой, растягивается на траве и караулит свою добычу.


Спасаясь от охотников и их псов, лиса прибегает к хитрым уловкам, чтобы остаться в живых. Она возвращается по собственному следу, чтобы обмануть охотничьих собак, или пробегает сквозь стадо овец, чтобы ее запах нельзя было учуять на земле.


Может терпеливо ждать в засаде у кроличьей норы — стоит лишь найти нору и по запаху определить, дома ли хозяин.


При охоте на грызунов лисица обычно прислушивается, благодаря очень тонкому слуху определяет положение жертвы с точностью до сантиметра, а затем ловким прыжком настигает ее.

Лиса очень вынослива, она может водить собак целый день, если местность неровная, предпочтет ходить оврагами, спускаясь на самое дно или проходя в половину высоты, путая следы и проходя большие расстояния.


Вывод: Лисица – одно из самых известных диких животных. Она очень хитрая, умная и выносливая. О ней упоминают пословицы и поговорки, про неё сочинено множество сказок и загадок. Мы решили найти загадки, и пошли с мамой в сельскую библиотеку. В библиотеке мы нашли загадки про лису и даже в них говорится о ее хитрости. Вот некоторые из них:

Пусть она – как есть, плутовка,
От макушки до хвоста.
Шубка, рыжая головка,
Как зовут её?

Пусть она – как есть, плутовка,
От макушки до хвоста.
Шубка, рыжая головка,
Как зовут её?

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её …  


Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
К нам в сарай попала,
Кур пересчитала.  

Всех зверей она хитрей,

шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – ее краса.

Этот зверь лесной?

Говорят, она хитра,

кур уносит со двора.

Но зато красавица –

всем ребятам нравится! 

Заключение

В ходе своего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Проанализировав образ лисы в русских народных сказках и в жизни, мы пришли к выводу: в русских народных сказках лисица предстаёт умной, хитрой, ненасытной. В природе лиса тоже ловкий, хитрый зверь, великолепный охотник с отличной памятью, хорошим обонянием и острым слухом.

Мы узнали много русских народных сказок, провели опрос среди учащихся по теме исследования, проанализировали сказки, прочитали энциклопедии, журналы. Таким образом, наша гипотеза о том, что лиса хитрое животное не только в сказках, но и в жизни подтвердилась полностью.

Результатом проекта стал плакат «Хитрая лиса», на котором размещена вся информация о проделанной работе. Для создания плаката мы использовали фотографии лисы, которые вырезали из папиных журналов про охоту, загадки, собственный рисунок лисы.

Данный проект я покажу своим одноклассникам и ребятам из детского сада. В будущем можно продолжить работу, глубже изучить образ лисы в литературных сказках. Например, таких как: «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстой, «Братец Лис и Братец Кролик» Джоуэль Харрис.

Литература:

Энциклопедия животных. Перевод с англ. М. Авдониной. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 128 с.

Большая книга животных. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Изд. «Белый город».

Журналы «Охотник».

Загадки.

https://yandex.ru/images/search?text=картинки.

Творческий проект по литературе для учащихся 4–5-х классов "Изображение зла и образы животных в русских народных сказках"