Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №37 «Радуга»
ПРОЕКТ
«Хлеб – всему голова»
(для детей 2 младшей группы)
Подготовила воспитатель:
Галченкова И.С.
Майкоп 2024г
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Вид деятельности: игровой, коммуникативный, познавательно-исследовательский.
Участники проекта:
Дети второй младшей группы,
Педагоги: воспитатели группы.
Родители второй младшей группы
Проблема: Небрежное обращение с хлебом? Слабые знания детей о том, откуда берётся хлеб, закреплять навыки построения простых не распространённых предложений.
Актуальность:
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы.
Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб. Формированию представления у дошкольников о труде хлебороба, воспитанию уважительного отношения к людям, занятым приготовлением хлеба, способствует реализуемый проект «Хлеб - всему голова! »
Цель: формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле и как пришел хлеб к нам на стол
Задачи проекта:
Образовательные:
• формирование представлений о выращивании хлеба;
• расширить знания у детей о значении хлеба как полезного необходимого продукта для жизни человека;
• обратить внимание на содержание труда людей.
Развивающие:
• развивать способность детей давать эстетические оценки и высказывать суждения;
• развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь.
Воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение, уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Предполагаемый результат: Обогащение знаний детей о том, как хлеб попадает на стол; кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его; знакомство с профессиями людей, участвующих в процессе изготовления хлебобулочных изделий; воспитывается бережное отношение к хлебу; понимание взаимосвязи «человек-природа».
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх, отвечает на вопросы педагога, проявляет интерес к окружающим предметам разной формы, проявляет положительные эмоции при физической активности.
Этапы работы над проектом
1 этап. Подготовительный
2 этап. Основной
3 этап. Заключительный
Перспективный план
1. Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Подбор иллюстраций по проекту «Хлеб всему голова»
2 .Основной этап:
Проведение совместной деятельности педагога с детьми:
Сюжетно-ролевая игра:
«Семья»;
«Магазин»;
«Булочная»;
Дидактические игры:
«Что где растет»;
«Что сначала, что потом»;
«А какой он, хлеб»;
Беседы:
«Как хлеб на стол пришел»;
«Какой бывает хлеб»;
«Берегите хлеб».
Просмотр презентации :
«От зернышка до хлеба».
Знакомство с профессиями:
Комбайнёр;
Пекарь.
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Замешивание теста .
Чтение художественной литературы о хлебе:
Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»;
«Булка».
Стихи: Я. Аким «Пшеница», Я. Дягутите «Руки человека», Ольга Стратонович «Хлеб», Т.Шорыгина «Ломоть хлеба», И. Токмакова «Что такое хлеб».
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:
Будет хлеб, будет и обед
Пот на спине, так и хлеб на столе
Без соли невкусно, а без хлеба несытно
Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
Покуда есть хлеб, да вода- все не беда
Без хлеба всё приестся
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
Без хлеба и мёдом сыт не будешь
Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе:
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Изобразительная деятельность:
Рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр.
Рисование колосков
«Колосок» (аппликация);
Взаимодействие с родителями:
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и
поговорки о хлебе.
Консультация - познавательный маршрут “Хлеб - всему голова”
3. Заключительный этап:
Составление презентации проекта «Хлеб всему голова»
Совместный конкурс рисунков детей с родителями «Хлеб-всему голова!»
Ожидаемый результат:
Отдавая предпочтение проектному методу обучения мы создали условия для самореализации детей.
Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности:
Проводить опыты, систематизировать и делать выводы.
У детей сформировались представления о ценности хлеба;
Дети получили знания о том, как выращивают хлеб, что хлеб – это итог
большой работы многих людей; познакомились с сельскохозяйственной
техникой (машина, комбайн)
Проявили интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей,
участвующих в производстве хлеба; узнали о разнообразии кулинарных,
хлебобулочных изделиях.
Разучили совместно с родителями стихи и поговорки о хлебе.
Не малое место в проекте занимала игровая деятельность.
Список используемой литературы:
Емельянова Э. Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт. -сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 – 205 с.
Рыжова Н. А. Почва — живая земля. М. : Карапуз-Дидактика, 2005
Т. А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2012 – 41 с.