МДОУ "Детский сад №9 "Радуга"
ПРОЕКТ
«Книжкина неделя»
1 младшая группа «Солнышко»
Воспитатели:
Лобанова М.Ю.
Фирсова С.В.
г. Балабаново, 2023г.
Проект
«КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ»
Паспорт проекта
Адресация проекта: проект предназначен для детей 1 младшей группы
Руководитель проекта: Воспитатели группы
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители воспитанников
Возрастная группа: 2-3 года
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Уровень контактов: в пределах ДОУ
Итоговое мероприятие: досуг «В гостях у сказки»
Актуальность. Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
В настоящее время современные информационные технологии, особым способом воздействуя на людей, ослабили интерес к книге и желание работать с ней. Ведь книга требует напряжения мысли, анализа прочитанного, будит творческое сознание читателя, способствует генерации и освоению новых идей, но при условии внимательного и вдумчивого отношения к ней и систематического чтения. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Детская книга остается одним из главных средств воспитания детей. Участие детей в проекте «Книжкина неделя» позволит обогатить знания и представления о книге, ее значимость, поможет развить связную речь, творческие способности детей, а также расширит представления детей о произведениях детских писателей. Необходимо опираться на самостоятельность, инициативу, активность и творчество самих ребят. Очень важно показать, что книга - верный друг.
Цель проекта формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
Задачи проекта:
1. Развивать у детей устойчивый интерес к книге как к источнику знаний.
2. Расширять представления детей о многообразии форм книг, о том, как создаются книги.
3. Формировать у детей познавательные умения:
умение наблюдать, сравнивать;
творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию;
самовыражаться в разных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное отношение, любовь к книге.
5. Способствовать всестороннему развитию речи детей.
6. Формировать у родителей понятия важности их участия в формировании книжной культуры детей.
7. Создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников.
Планируемые результаты проведения «Книжкиной недели»:
- повышение интереса детей к художественной литературе;
- возрождение домашнего чтения;
- повышение культуры речи педагогов, родителей и детей
После завершения проекта педагоги смогут:
• повысить свое педагогическое мастерство, самообразование;
• обогатить развивающую среду дидактическими играми, наглядными пособиями по теме;
• расширить круг взаимодействия с родителями;
• испытать педагогическую радость от интересной, увлекательной совместной деятельности.
После завершения проекта дети смогут:
• понимать важность книги в жизни человека;
• бережно относиться к книге – источнику знаний;
• получить положительно эмоциональный отклик от общения с книгой.
После завершения проекта родители смогут:
• стать активными и заинтересованными участниками педагогического процесса.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, оформление фотоальбомов.
Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, игровая деятельность.
Развивающая предметно-пространственная среда для реализации проекта:
Дидактические игры по теме: разрезные картинки, пазлы, лото.
Детская художественная литература для чтения: сказки, энциклопедии и пр.
Картины и иллюстрации к произведениям.
Портреты детских писателей.
Видеозаписи и аудиозаписи.
Наборы разных видов театра (настольный, кукольный, на фланелеграфе).
Маски сказочных героев, атрибуты для драматизации.
Материалы для продуктивной деятельности.
Этапы проекта:
I Этап – подготовительный:
1. Определение цели и задач проекта.
2. Сбор информационного материала:
изучение методических пособий и литературы по теме;
подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки);
изготовление дидактических игр по теме, наглядных пособий
3. Анкетирование родителей на тему: «Читаем вместе».
4. Привлечение родителей к участию в тематических выставках.
5. Составление перспективного плана мероприятий.
II Этап – основной (познавательно – развивающий):
1. Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:
чтение художественной литературы;
беседы;
рассматривание картин, иллюстраций к сказкам;
игры-драматизации;
дидактические игры по сказкам;
художественно-эстетическая деятельность (лепка, рисование, конструирование);
тематические выставки
Итоговое мероприятие – проведение акции «Подари малышке книжку» - создание мини библиотеки в группе».
III Этап – заключительный:
1. Анализ и подведение итогов по реализации проекта.
2. Фотоотчет.
3. Выставка детского творчества по теме проекта.
План реализации проекта.
I. Подготовительный этап (с 9 января по 13 января 2023 г.):
1. Подбор художественной литературы: сказки, стихи, загадки, рассказы).
2. Создание дидактических игр: «Угадай героя сказки», «Определи последовательность (по сказкам)», лото, разрезные картинки, пазлы.
3. Подготовка консультаций для родителей: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки), «Сказкотерапия», «Что читать детям 2- 3лет»;
4. Анкетирование родителей «Читаем вместе»;
5. Составление конспектов тематических занятий, разработка сценария досуга с «В гостях у сказки».
6. Проведение акции «Подари малышке - книжку»
II. Основной этап
1. Тематические выставки: «Моя любимая книжка», «Книжки-малышки», «Книга – мой лучший друг»;
2. Чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы, загадки);
3. Рассматривание иллюстраций к детским художественным произведениям;
4. Проведение дидактических игр: дидактические игры «Угадай сказку», «Узнай героя», «Составь сказку» (по картинкам), «Собери пазлы по сказке», лото, разрезные картинки по сказкам и т. д.
5. Беседы о правилах обращения с книгой, «Какие бывают книги», «Кто пишет книги», «Из чего сделаны книги», беседа о произведениях К. Чуковского и А. Барто,
6. Совместное творчество детей и родителей - книжки-самоделки;
7. Театрализованная деятельность;
8. Художественно-эстетическая деятельность: изготовление закладок для книг (аппликация), рисование любимых героев (в книжках-малышках).
9. Трудовая деятельность: организация «Книжкиной больницы» (ревизия и ремонт книг)
10. Конкурс чтецов по стихам А.Барто (доставить детям радость от конкурса, вспомнить стихотворения детских поэтов, развивать интерес к художественной литературе, развивать умение слушать своего товарища);
11. Взаимодействие с родителями: консультации для родителей: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки), «Сказкотерапия», «Что читать детям 2-3 лет»; буклет "Как научить ребенка читать?"; досуг-развлечение для детей «В гостях у сказки».
III. Заключительный этап):
1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Выставка результатов творчества детей.
3. Демонстрация результатов работы по проекту: фотоотчет
Роль родителей в реализации проекта:
Участие в выставке совместного творчества родителей и детей «Мои любимые герои из сказок».
Проведение акции «Подари малышке книжку-малышку» - подготовительная группа, создание мини библиотеки в группе
3. Индивидуальные беседы «Какие книжки читают дома», наглядная информация «Советуем прочитать».
План проведения недели книги
Понедельник (9 января 2023г.)
Открытие недели книги «Королева книжек – малышек»
Цели дня:
Воспитывать доброжелательное отношение к книгам
Расширять представления о книжках –малышках
Развивать интерес к литературным произведениям и желание слушать и рассматривать книги
Мероприятия:
1. Беседа «Какие бывают книги». Дать детям понятие, что книга - друг детей.
2. Организация выставки «Книга – мой лучший друг»
3. Занятие по познавательному развитию «Смешной рисунок» (Дать представление из чего сделана книга, познакомить со свойствами бумаги)
4. Чтение стихов, загадок про книги, героев сказок.
5. Сюжетно-ролевая игра «Кто в теремочке живет?».
Вторник (10 января 2023 г.)
По страницам любимых книг
Цели дня:
Создать условия для рассматривания иллюстраций по желанию детей книг, принесенных из дома
Побуждать детей к рассказу по иллюстрациям о героях
Мероприятия:
1. Беседа о правилах обращения с книгой
2. Рисование «Колобок»
3. Игра – драматизация по сказке «Колобок»
4. Организация выставки книг, принесённых из дома «Моя любимая книга»
Среда (11 января 2023г.)
«В гостях у сказки»
Цели дня:
Сформировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказки, рассматривать иллюстрации, обыгрывать
Закрепить знание содержания знакомых сказок
Сформировать желание быть похожим на положительных героев
Мероприятия:
1. Беседа по сказкам
2. Рассматривание детьми иллюстраций к сказкам
3. НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам»
4. Сюжетно-ролевая игра «Семья» (на основе сюжета сказки «Волк и семеро козлят» - развитие ролевого диалога и игровых умений
5. Викторина «Сказка, я тебя знаю»
Четверг (12 января 2023 г.)
Чудеса в книжном царстве
Цели дня:
Сформировать интерес к художественной литературе
Научить высказывать суждения по отношению к поступкам героев произведений К. И. Чуковского
Знакомство с писателем К. И. Чуковский.
Мероприятия:
1. Беседа с детьми «Кто пишет книги», знакомство с писателем К.Чуковским.
2. Д. игра «Собери героя сказки» - развитие воображения, памяти, мелкой моторики
3. Худ. творчество «Закладка для книг"
4. Чтение отрывков произведений К. И. Чуковского "Айболит и воробей" и т.д.
Пятница (13 января 2023 г.)
Книжкина больница
Цели дня:
Воспитывать бережное отношение к книгам
Научить детей оказывать помощь в ремонте книг
Создать положительный эмоциональный настрой
Мероприятия:
1. Веселая зарядка с любимыми героями (Заяц, мишка, лошадка) по книжке А.Барто.
2. Беседа «Из чего сделаны книги»
3. Выставка книг, сделанных своими руками «Книжки-малышки»
4. Труд в книжном уголке «Книжкина больница»: учить детей оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книге
5. Итоговое мероприятие: акция с «Подари малышке книжку» подготовительная группа
На протяжении недели проводятся дидактические игры: «Угадай по картинкам про что это стихотворение?», «Отгадай загадки», «В гостях у сказки», «Из какой мы сказки?», «Составь сказку» (по картинкам), «Собери пазлы по сказке», лото, разрезные картинки по сказкам.
11