СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проект рассчитан на 1 год. Материалы могут использовать в своей работе воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Мы работали по данному проекту 3 года назад, родителям очень понравилось.
Проект «Ловкие пальчики» Учебная практика, технологическая (проектно-технологическая)
Подготовила: студентка 2 курса МИП группа СД5А19/09
Дельцова Елена Александровна
Проверила: к.п.н., зав кафедрой специального дефектологического образования факультета психолого-педагогического и специального
образования НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»
Кулешова Элеонора Владимировна
Проект по взаимодействию с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Цель проекта: показать родителям значимость мелкой моторики для всестороннего развития ребенка, через различные виды продуктивной деятельности.
.
Задачи:
Обучающие: Умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи;
контролировать собственные действия.
детей посредством пальчиковых игр.
Ожидаемый результат.
увеличится словарный запас детей
Подготовительный этап
Основной этап.
Основной этап (продолжение)
Заключительный этап.
Приложение 1 Родительское собрание – практикум .
Тема : «Развитие мелкой моторики рук у ребёнка в дошкольном возрасте»
Цель :
Повестка собрания :
Значение мелкой моторики очень велико! Она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, координация движений и восприятием ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания связанные, например с письмом. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, в дальнейшем шить, готовить, мастерить и другое.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью в жизни ребенка.
Если мы с вами будем должное внимание уделять упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, то сможем решить сразу две задачи:
1. Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
2. Подготовить руку ребёнка к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Практикум. Способы развития мелкой моторики
1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями).
Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
«Капуста».
Говорить ритмично:
- Мы капусту рубим, рубим.
Руками показывать, как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем.
Руками показывать, как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим.
Пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем.
Руками "мнем" капусту
2. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.
Вопрос к родителям: Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).
Комментарий: Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона, старых бус, разрезанные старые фломастеры и другое.
Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.
3. Игры с песком, крупами, бусинками, камешками и другими сыпучими материалами - пересыпание между ладошками, перекладывание пальчиками из одной емкости в другую, сортировка по цвету, форме, насыпание в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.
Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).
Комментарий : Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.
Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.
4. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
Вопрос к родителям : Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога : Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно, вам не раз придется показать тот или иной прием.
5. Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
сматывание цветных ниток в клубочки
игры-инсценировки с пальчиковым театром
работа с раскрасками карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться.
обведение вкладышей. Штрихование под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.
плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.
изготовление поделок и аппликаций из бумаги - по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.
застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок - хорошая тренировка для пальчиков.
сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Сделать его очень просто. Возьмите небольшую глубокую миску диаметром 25см, высотой 12 - 15см и заполните его на 8см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.
Почаще предлагайте детям эти занятия!
Запомните, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
«Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника»
Раннее детство характеризуется очень большими потенциальными возможностями. Речевые механизмы малышей развиваются очень рано: еще тогда, когда они активно не говорят, а только слышат слова, не понимая их смысла. Существует мнение, что ребенок и так начнет говорить без особого вмешательства взрослого, но мы хорошо знаем, что это не так. Речь ребенка, с которым мало разговаривали в раннем детстве, будет обедненной, а значит обедненным будет и мышление.
Кроме этого специальными исследованиями доказана зависимость активного развития речи малышей от развития мелких мышц пальцев руки.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Позже жесты стали согласовываться с криками, воплями, проявлениями голосовых реакций. Прошли тысячелетия, пока развилось словесное (вербальное) общение, но оно в течение длительного времени оставалось связанным с жестикулярной речью.
Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, становление речи, психику детей, отмечали значительное стимулирующее влияние функции руки на развитие речи
Движения пальцев рук, у людей совершенствовались из поколения в поколение, поскольку люди из поколения в поколение выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим увеличивалась и площадь двигательной проекции кисти руки и человеческого мозга. Так развитие функции руки и общения людей шли параллельно. Примерно такой же ход развития у речи ребенка. Прежде всего, развиваются мелкие мышцы пальцев рук – появляется артикуляция слогов (лепет); все последующее совершенствование речевых реакций зависит от степени тренировки пальцев, развития мелких мышц руки.
Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Игровой тренинг.
Цель : повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.
Задачи :
• стремиться установить доверительные отношения с родителями;
• формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;
• способствовать сплочению родительского коллектива;
• активизировать творческий потенциал родителей.
• донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики .
Материал : тарелочки с крупой, стаканчики, карандаши, пластилин, карточки – пластилиновые заплатки, макароны, шнурки, резинки для волос.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать в нашей группе на игровом тренинге , посвященном развитию мелкой моторики детей .
В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.) . Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
В нашем детском саду уделяется большое внимание развитию мелкой моторики . И нам хотелось, чтобы вы в этом приняли активное участие. Потому, что дети, безусловно, усваивает информацию, которую преподносит ему педагог. Но намного глубже это происходит среди близких ему людей, то есть в семье. Важную роль для ребенка всегда будут играть его родители – мама и папа, а не педагоги, какими бы хорошими они ни были.
Вы легко можете применить или повторить дома, то чем мы занимаемся с детьми в детском саду. И это необходимо, потому, что только вы сможете обеспечить регулярное закрепление умений и навыков, которые ребенок осваивает.
Входят дети, садятся рядом с родителями.
Раздается стук в дверь. Входит Грустная Баба-яга.
Вос-ль : Здравствуй Бабулечка ягулечка. Какая ты нарядная. Наверное, куда - то собралась?
Баба-яга : Да у моего друга Лешика день рождения. Вот иду праздновать.
Вос-ль : Ну а почему ты тогда грустишь? Почему не веселая рядом стоишь?
Баба-яга : Хотела Лешику поздравительную открытку сделать. Но у меня ничего не получается! Пальцы не слушаются!
Вос-ль : Чтобы твои пальчики тебя слушались надо их тренировать . Как говорят – развивать мелкую моторику !
Баба-яга : А что такое мелкая моторика ?
Вос-ль : Вот мы сейчас и разберемся, что такое мелкая моторика и как ее развивать .
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В результате усвоения этих упражнений кисти рук приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а так же подготавливает руку к письму.
Начинать работу лучше с массажа (позже - самомассажа) .
Растираем каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику
Наш массаж сейчас начнем.
Каждый пальчик разотрем
Этот - всех красивей,
Этот - всех ленивей,
Этот пальчик - всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
Этот пальчик – всех сильней
Вместе – это пять друзей (погладить сразу все пальчики)
Вос-ль : Наши пальчики разогрелись и готовы к упражнениям.
Родители вместе с детьми делают пальчиковую гимнастику : «Мы делили апельсин» и «Белочка» .
Баба-яга : Я тут в магазин сходила и макароны прикупила. Вам они не пригодятся?
Вос-ль : Конечно, ребята с мамами из макарон тебе бусы сделают.
Упражнение «Бусы из макарон»
Вос-ль» А чтобы было веселее, посоревнуемся - чья семья быстрее бусы соберет.
Баба-яга : Ребята, а вы сказки знаете? Назовите.
Вос-ль : А сейчас предлагаю немного потрудиться. Все помнят сказку про Золушку. Злая мачеха смешала крупу и велела Золушке разобрать ее. Вот сейчас и ребятам необходимо выбрать из емкости всю фасоль, а родители будут помогать им – держать стаканчик.
Игра способствует развитию точности движений , координированности, умению поочередно действовать правой и левой рукой.
Баба-яга : у меня есть коробка с карандашами, что можно с ними делать ребята? А как думают мамы?
Я предлагаю с ними поиграть
Игра с карандашом
Упражнение №1
Возьмите не отточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. «Пошумим у правого уха, у левого.
Упражнение №2
Дети поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.
Баба-яга : Что – то я устала, пора отдохнуть. Вы ребята на ножки вставайте и за мной повторяйте.
Баба-яга : Что – то я устала, пора отдохнуть. Вы ребята на ножки вставайте и за мной повторяйте.
Физкультминутка
В темном лесу есть избушка.
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет.
Нос крючком,
Глаза большие,
Уши длинные торчат.
Фу, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят.
Вос-ль : Хочу познакомить вас с новой игрой , которая называется Ринг –Динг. Игра позволяет развивать - мелкую моторику ; внимание; закреплять представление о цвете; пространственную ориентировку и др.
Да вот беда. Карточки к этой игре потерялись. Но я думаю, что мамы нам помогут, и мы воссоздадим карточки, и у нас в группе появится новая игра, которую будут с удовольствием играть ребята.
Для этого каждая мама обведет ладошку своего ребенка. И нарисует на пальчиках разноцветные колечки. (Образец) Можно объединить 2 пальчика.
Вос-ль : Ну, что поняла, что значит, мелкая моторика и с помощью , каких игр и упражнений необходимо развивать пальчики .
Баба-яга : - Поняла. (Отвечает грустно, вздыхает) .
Вос-ль : - А почему ты грустная?
Баба-яга : - Я очень боюсь, что не успею сделать подарок для Лешика.
Вос-ль : - Не расстраивайся, мы тебе поможем. У нас есть заготовки для открыток. С помощью пластилина и ловких пальчиков мы с вами поможем Бабе-яге.
Воспитатель приглашает детей и их родителей принять участие в изготовлении поздравительной открытки.
Упражнение «Пластилиновые заплатки»
Уважаемые родители, если вам понравилось наше мероприятие, и наша встреча была, плодотворна, вы получили новые знания, были активными участниками, передайте свое отношение и симпатии в рисунке. А рисовать мы будем пальчиком по крупе. У вас на столе стоит тарелочка с манной крупой. Рисование по крупе это тоже один из увлекательных и полезных способов развития мелкой моторики .
- В заключении хочется пожелать вам удачи, радости, счастья и семейного благополучия!
Приложение 2. Пальчиковые игры.
Пальчиковая гимнастика Старшая группа
« ДОЖДИК »
Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками.
Левая начинает с мизинца, пра вая —
с большого пальца.)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу
паль чиками обеих рук.)
Шел неспешно, по привычке, ( « Шагают » средним и
указательным пальчиками
А куда ему спешить? обеих рук по столу.)
Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то
« По газону не ходить! » кулачками по столу.)
Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши.)
— Ох! (Один хлопок.)
И ушел. (Ритмичные хлопки по столу.)
Газон засох.
Пальчиковая гимнастика Старшая группа
« НОВЫЕ КРОССОВКИ »
Как у нашей кошки (Загибают на обеих руках пальчики,
На ногах сапожки. по одному, начи ная с больших.)
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так, ( « Шагают » по столу указа тельным
Вот так, и средним пальца ми обеих рук.)
Новые кроссовки.
Пальчиковая гимнастика Старшая группа
« ПИРОГ »
Падал снег на порог. (Дети два раза медленно
опускают ла дони на стол.)
Кот слепил себе пирог. (Показы вают, как лепят пирог.)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. ( « Бегут » пальчиками обеих рук по столу.)
Пирожки себе пеки (Опять показывают, как пекут пирог.)
Не из снега — из муки.
Пальчиковая гимнастика Старшая группа
« НА ЕЛКЕ »
Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.)
И плясали, и резвились, (Ритмичные удары кулачками.)
После добрый Дед Мороз (Дети « шагают » средним и указатель-
Нам подарки преподнес. ным пальцами обеих рук по столу.)
Дал большущие пакеты, ( « Рисуют » руками большой круг.)
В них же — вкусные предметы: (Делают ритмичные хлопки.)
Конфеты в бумажках синих, (Загибают на обеих руках пальчики, Орешки рядом с ними, начиная с большого.)
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин.
Пальчиковая гимнастика Старшая группа
« БУРЕНУШКА »
Дай молочка, Буренушка, (Дети показывают, как доят
Хоть капельку — на донышке. корову.)
Ждут меня котятки, (Делают « мордочки » из
Малые ребятки. пальчиков.)
Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному паль-
Творогу немножечко, чику на обеих руках.)
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье (Снова « доят » .)
Молоко коровье.
Пальчиковая гимнастика Старшая группа
« НАША ГРУППА »
В нашей группе все друзья. (Дети ритмично стучат
кулачками по столу.)
Самый младший — это я. (Разжимают кулачки,
Это Маша, начиная с ми зинчика.)
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
Пальчиковая гимнастика Старшая группа
« РЫБКА »
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями
Рыбке весело играть. изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают,
как плывет рыб ка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное
движение обеи ми руками.)
Рыбка хвостиком махнула, (Снова « плывут » .)
Рыбка быстро уплыла.
Пальчиковая гимнастика Старшая группа
« НАПЕРСТОК »
Вышивает, шьет иголка, (Левая ладошка раскрыта,
Пальцу больно, в правой руке — воображаемая иголка;
Пальцу колко. иголка « шьет » и задевает кончик
указательно го пальца на левой руке.)
А наперсток (Дети делают правой рукой такое
В тот же миг дви жение, как будто надевают на
К девочке на пальчик указа тельный палец левой
Прыг! руки наперсток.)
Говорит иголке: ( « Шьют » .)
-Шей,
А колоться ты не смей! (Грозят указательным
пальчиком ле вой руки.)
Пальчиковая гимнастика Старшая группа
« КАША »
Каша в поле росла, (Дети подняли руки,
шевелят пальчи ками.)
К нам в тарелку пришла. ( « Идут » пальчиками по столу.)
Всех друзей угостим, (В правой ладошке мешают
По тарелке дадим. указатель ным пальцем левой руки.)
Птичке-невеличке, (Загибают по одному
Зайцу и лисичке, пальчику на обеих руках.)
Кошке и матрешке,
Всём дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)
Пальчиковая гимнастика Старшая группа
« КОТЯТА »
У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем, Сейчас все котята по парам стоят: пальцы прижимаем друг к другу.) Два толстых, два ловких, (Постукиваем соответствующими Два длинных, два хитрых, пальцами друг о друга Два маленьких самых (от большого к мизинцу). И самых красивых.
Пальчиковая гимнастика Старшая группа
« КРОЛИК »
Маленький кролик (Кисти прижать к голове, как ушки.)
С большими ушами, Розовым носом, (Дотронуться до носа.) Смешными усами. (Указательные пальцы прижаты к губам.) Норку глубокую роет себе (Роем ноку.) Сильными лапками
В мягкой земле. Чистит он шёрстку себе ("Чистим шёрстку".)
Или спит. (Руки кладём под щёку.) Кролик ушами всегда шевелит. (Шевелим "ушами".) Слышит шаги и лисиц, и волков, Прячется в норку свою от врагов. (Закрыть лицо ладонями.)
Пальчиковая гимнастика Старшая группа
« ДОМ »
Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".) Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами "окошко » ) Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты.) Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены, руки тянем вверх.) Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом). Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс".) Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.) Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл. (Пальцы-лепестки смотрят вверх).
Пальчиковая гимнастика Старшая группа
« ДОМИК »
Под грибом - шалашик-домик, (Ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик. (Постучать кулаком одной руки о
Мы тихонько постучим, ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. ( « Звоним в колокольчик » ) Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (Ладони ребром прижаты друг к другу)
А на нем - дубовый стол. (Показываем стол)
Рядом - стул с высокой спинкой (Показываем стул)
На столе - тарелка с вилкой. (Ладонь левой руки направлена И блины горой стоят - вверх (тарелка), правая рука (вилка): Угощенье для ребят. ладонь направлена вниз,
четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
Пальчиковая гимнастика Старшая группа
« ПАЛЬЧИКИ »
Этот пальчик хочет спать. (Загибать пальцы на левой руке) Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул. Этот сразу же уснул. Этот крепко-крепко спит И тихонечко сопит. (Руки кладём под щёку.) Солнце красное взойдет, (Поднять левую руку и Утро ясное придет, распрямить все пальчики) Будут птички щебетать, (Шевелить пальцами.) Будут пальчики вставать!
Приложение 3. Игры.
Цель: развивать мелкую моторику, пространственное воображение
способствовать развитию
интеллекта и мышления, а также становлению речи .
Приложение 4. Мастер – класс для воспитателя «Техника изонити для дошкольников»
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных линий на картоне. Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старших группах детского сада при подготовке их к обучению в школе.
Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:
мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
сенсорного восприятия;
глазомера;
логического мышления;
воображения;
волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца);
художественных способностей;
эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.
В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, декоративное панно.
На первом этапе у детей возникают трудности в работе
цветные нитки (подходят все типы ниток, но при с иголкой: сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, что нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь воспитатель. На начальном этапе овладения техникой изонити нужно заранее готовить для детей иголки с нитками и делать разметку будущего рисунка на картоне. Чтобы не завязывать узелки удобно начало и конец нитки на изнаночной стороне закрепить скотчем.
Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем окружности. Поэтому начинать занятия следует именно с изображения углов. Сначала надо научить детей изображать один угол, затем композицию из двух и трех отдельных углов. К изображению окружностей в технике изонити следует приступать, когда у детей выработаются прочные навыки работы с углами. Работая над окружностями, дети должны постоянно упражняться и в выполнении углов. Полезно предложить им рисунки, в которых сочетаются углы и окружности.
Очень удобно в работе использовать различные трафареты углов и окружностей, выполненные из плотного картона. Количество отверстий по обеим сторонам угла должно быть одинаковым . Количество отверстий по окружности должно быть четным . Примерные образцы трафаретов углов показаны на рис. 1, трафаретов окружностей – на рис. 2.
Рис. 1. Примерные образцы трафаретов углов
Рис. 2. Примерные образцы трафаретов окружностей
Обучение технике может осуществляться в разных формах: на занятиях с подгруппой (5-6 человек), индивидуально, в кружках и т. д.
Чтобы научить детей владеть техникой изонити, воспитатели должны сами хорошо освоить технологию, уметь синтезировать практическую художественную деятельность своих воспитанников. Для этого вам предлагается выполнить три задания: заполнение угла, окружности и спирали (далее идет практическая часть).
ТЕХНИКА ИЗОНИТИ
Начало и конец нити на изнаночной стороне удобно закрепить скотчем .
Количество отверстий по обеим сторонам угла должно быть одинаковым .
Количество отверстий по окружности должно быть четным .
ЗАДАНИЕ 1
ЗАДАНИЕ 2
Последовательность заполнения угла
ЗАДАНИЕ 3
Последовательность заполнения окружности
Последовательность заполнения дуги
Приложение 5. Консультация для родителей «Рука развивает мозг»
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, строили, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились … По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, профессии, характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: « Мастер на все руки » , « Золотые руки » , « Положа руку на сердце » , « Руки опускаются » , « Работать не покладая рук » , « Своя рука – владыка » .
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее « святая святых » - мозга, и если когда – то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях. Для современных нейрофизиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.
В XX веке такие исследователи, как Выготский, Лурия, Валлон, Пиапсе, Венгер, Кольцова доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития.
Психологи отмечаю, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
I-й этап мышления называют наглядно-действенным или предметно-действенным, с полным основанием такое мышление можно назвать « ручным » - ведь только манипулируя предметами ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями, чем больше запас действий и проб накопит на своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко II-му этапу – наглядно-образному, когда оперировать будет уже не самими предметами, их образами: « печенье круглое, как колесо »…
III-й этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И.П. Павлов, « руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга » .
Табличку « Руками не трогать » часто можно встретить в музеях, магазинах, на выставках. Почему же посетители, особенно дети, пытаются игнорировать устные и письменные просьбы? Их толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт. Хочется попробовать не только зрением, но и на ощупь. Ведь рука дает очень много информации: о весе, мягкости-твердости, сухости-влажности …
В процессе деятельности мышцы рук выполняют 3 основные функции:
Как же рука изучает, обследует предметы? В специальной литературе принято выделять 5 основных движений:
Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущения, восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.
На основе « обследовательских » движений рук создано много известных игр: « Угадай на ощупь » , « Из чего предмет? » , « Что звучало? » , « Найди такой же » , « Чудесный мешочек » , « Что в черном ящике? » .
« Таланты детей находятся на кончиках пальцев » , - так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспертов Мария Монтессори.
Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук, пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью массажа.
Известный японский ученый Йосиро Цуцуми в течение 30 лет изучал древние манускрипты и современную медицину и в конечном итоге разработал оригинальную методику « сохранения здоровья пальцевыми упражнениями » .
Самые простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке во всех детских садах и школах Японии. Начиная с 2-х летнего возраста детей, обучают приемам самомассажа кистей рук и пальцев.
а) катать 2 ореха между ладонями;
б) прокатывать 1 орех между пальцами;
в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;
г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко « укалывают » ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаши между одним или 2 – 3 пальцами, удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.
5. Массаж « четками » . Перебирание « четок » (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество четок в прямом и обратном порядке.
Современные педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытаются определить по ручной умелости особенности развития мозга, ЦНС, также степень соответствия возрастным нормам, степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению. Чаще всего анализируются графические умения детей. Так, английские исследователи Элстон и Тейлор оценивают, соответствует ли норме развитие мозга и руки ребенка по результатам копирования простейших геометрических фигур.
Нормой считается , если в 2 года ребенку доступно копирование вертикальной линии определенной длины; в 2,5 года – горизонтальной линии; в 3 года – копирование круга; в 4 года – пересекающихся линий, с соблюдением размеров и соотношения штрихов; в 5 лет – копирование квадрата, в 5,5 лет – треугольника, в 6 лет – простейших геометрических фигур с соблюдением размеров и пропорций.
Ученые Н.О.Озерецкий и Н.И.Гуревич предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и достоверны.
Задания для детей 4 лет «Пальчик с носиком здороваются» После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется и другой рукой. Оценка – вывод: правильно выполненное задание – норма. Если ребенок допускает неточности, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме. «Нарисуй пальцами кружочки». В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях). Оценка – вывод: задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.
«Давай поздороваемся» (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки), взрослый предлагает ребенку протянуть:
а) левую руку для приветствия – «поздороваться»;
б) сначала правую руку, потом левую;
в) обе руки.
Оценка – вывод: если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки, приподнимает плечи, открывает рот.
Задание для детей 5 лет
«Скатай шарики» (оценивается развитие мелкой моторики рук).
Ребенку дают лист папиросной бумаги (кальки) размером 5х5 см и предлагают скатать из нее шарик, но предупреждают – действовать надо одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую опустить вниз и не помогать ей, затем задание выполняется другой рукой.
Оценка – вывод: нормой для ведущей руки считается 15 секунд, для второй 20 секунд.
«Смотай клубок» (оценивается развитие мелкой моторики рук)
Ребенку дают нитку длиной 2м и катушку (можно заменить любым маленьким цилиндром) на которую надо быстро намотать нитку.
Оценка – вывод: Нормой для ведущей руки – 15 секунд, для второй 20 секунд.
«Собери спички в 2 коробка» на столе выкладывают 2 спичечных коробка и по 10 спичек около каждого. Ребенок должен уложить спички 2 руками одновременно в 2 коробка.
Оценка – вывод: нормой считается, если задание выполнено за 20 секунд.
Задание для детей 6 лет
«Порази цель» (оценивается точность и координация движений)
На расстоянии 1,5 м от ребенка вешают цель размером 25х25 см, в которую надо попасть мячом 9 диаметр 8 см)
Оценка – вывод: нормой считается, попадание в цель.
«Разложи на 4 кучки»
Ребенку дают 36 твердых игральных карт (или лото такого же размера) и просят одной рукой разложить их приблизительно на 4 одинаковых кучки. Затем тоже задание выполняют другой рукой.
Оценка – вывод: нормой считается, если ребенок справился с заданием за 35 секунд, ведущей рукой и за 45 секунд – второй.
Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем – врачом А.М.Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга…», т.к. этому движению ребенок не обучался, то он является элементарным творческим двигательным актом» - пишет Мустафин.
На западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то 3-х летний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний – большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный определяют дети только с очень хорошей координацией. Авторы методики считают: если ребенок не сумел выполнить задание, он будет иметь проблемы не только с письмом и чтением, но и со счетом.
Поистине «таланты детей находятся на кончиках их пальцев».
Так давайте же их целенаправленно развивать каждый день, проводя пальчиковую гимнастику, развивая графические навыки и делая самомассаж пальцев.
Приложение 6.
«Представление,
что при любом двигательном тренинге…
упражняется не рука, а мозг,
вначале казалось парадоксальным
и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». Н.А. Бернштейн
В последние 5–10 лет уровень речевого развития детей падает. Почему?
Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети все меньше и меньше говорят, а больше смотрят и слушают. Дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно. Это книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.
Так почему же падает уровень речевого развития?
Ответьте на этот вопрос сами.
Как избежать этой проблемы родителям?
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать, на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики.
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям большую часть домашней работы приходилось делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры и др. Сейчас многие операции за человека выполняют машины. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии ребенка, особенно на развитии моторики рук. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. А если руки развиты недостаточно (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.
Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны?
Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают».Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока– белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее воздействия.
Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А. Сухомлинский).
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, усидчивость и фантазия. Еще один важнейший плюс в развитии мелкой моторики – творчество дарит ребенку силы и уверенность в себе и в своих способностях.
Что же делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?
Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. В общем-то полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев, способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела.
Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
Рекомендуемая литература для родителей.
Диагностика развития мелкой моторики детей 5-7лет.
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга».
Рекомендуемые задания для диагностики:
1. Развитие мелкой моторики
Упражнения «Кольцо», «Зайчик» - пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу);
«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка);
Завязывание шнурков разной величины;
Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.
2.Ориентировка в пространстве
Зрительные, слуховые диктанты;
Д/И «Найди, где спрятано?».
3.Срисовывание образца
задания на листе бумаги в клетку, в линейку;
дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение).
4.Штриховка
выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
Задание по типу «Продолжи узор»;
Графический диктант Д.Б.Эльконина.
6. Тест Керна Йирасика
Срисовывание фразы «Он ел суп»;
Срисовывание группы точек;
Рисование фигуры человека.
При оценке рисунка человека учитывается:
наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
7.Вырезание ножницами.
Вырезание силуэта предмета
Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга»
(На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов
Высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям – 60 - 80 баллов
Средний уровень - есть 2 - 4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от36 до 59 балла
Низкий бал - задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
7. http://signorina.ru/1351-palchikovaya-gimnastika-dlya-detej.html
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Сайты в помощь.
РАЗВИВАЮЩИЕ ОНЛАЙН-ИГРЫ , КОТОРЫЕ СДЕЛАЮТ ИЗ ВАС МЕРРИ ПОППИНС
консультации для родителей, игры для детей, диагностика развития мелкой моторики рук ребёнка.