СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "ловкие пальчики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ РАЗРАБОТАН ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ - СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.

Просмотр содержимого документа
«Проект "ловкие пальчики"»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный,

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Место проведения: МДОУ Детский сад №29 « Золотой ключик»

Срок реализации: с 1 ноября 2018 года по 28 марта 2019 года.

Материально-техническое обеспечение:

- подбор методической литературы;

- подготовка материала для продуктивной деятельности;

- пальчиковые игры, дидактические игры.


«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

АКТУАЛЬНОСТЬ

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.

ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно – пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.


ЗАДАЧИ:

улучшать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей, зрительное и слуховое восприятие;

развивать воображение, речь, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность;

интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук.

-упражнять в выполнении заданий, направленных на развитие мелкой моторики;

-обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.

-воспитывать дружеские отношения, интерес к познавательной деятельности

ГИПОТЕЗА.

Если у детей целенаправленно развивать мелкую моторику, то процесс речевого развития будет более эффективен.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

- положительная динамика в развитии мелкой моторики;

- приобретение подвижности и гибкости кисти, точности в движениях пальцев рук;

- повышение уровня развития координации внимания, памяти;

- готовность руки ребёнка к овладению письмом;

- обогащение эмоциональной сферы ребенка, накопление двигательного опыта;

- формирование коммуникативных способностей.


Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта.

- Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

- Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

- Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

- Принцип системности - решение задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ и семьи.

- Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями.


ПРОДУКТ ПРОЕКТА.

1.Практический материал для сенсомоторного развития (картотека пальчиковых игр, картотека игр с использованием нестандартного оборудования, дидактические пособия).

2. Презентации для педагогов и родителей МДОУ «Ловкие пальчики».

3. Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки»

4.Творческий отчет по результатам проекта.



ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ноябрь 2018).


1.Подбор и изучение методической литературы по данной теме.

2.Определение актуальности темы, предложение идеи родителям воспитанников средней группы о предстоящем проекте.

3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей (педагогическое наблюдение, тестирование).

4. Определение предполагаемых результатов проекта.

5.Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования с подбором материала.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) (декабрь – февраль).

1.Осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием.

2. Реализация проекта в различных формах совместной взросло-детской деятельности.

3.Организация дифференцированной работы с детьми в соответствии с их потенциальными возможностями.

4.Осуществление взаимосвязи с родителями по графомоторному развитию детей.

Организация деятельности детей в рамках проекта:

- НОД;

- самостоятельная деятельность детей ( работа с карандашом- штриховка, обводка, дорисовка, трафареты; массаж (карандашами, массажными мячиками), игры с прищепками, пуговицами, палочками, , крупами. пластилинография, работа с бумагой)

- совместная деятельность(пальчиковый театр, пальчиковая гимнастика).

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ИТОГОВЫЙ) (март).

1.Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики.

Итоговое мероприятие: выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки» ,презентации для педагогов и родителей МДОУ «Ловкие пальчики».

Предметно- развивающая среда.

-центр  ИЗО деятельности, который  содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).

- центр, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.

-театрально-музыкальный  центр, в котором  есть аксессуары для развития моторики руки (пальчиковые театры,  ширма для теневого театра,  различные шапочки).



Ресурсное обеспечение:


Наименование ресурсной базы

Количество

1.

Игровой материал, в том числе нетрадиционный

в количестве

2.

Наглядный материал:

демонстрационный материал (дидактические игрушки),дидактические пособия, картотеки

в количестве

3.

Технические средства (музыкальный центр, DYD, мультимедийная установка)

1

4.

Методический материал:

общеразвивающая программа дошкольного образования,календарно – тематические планы по образовательным областям,книги с методическими рекомендациями,

в количестве



План работы с детьми


Ноябрь:

1.Пальчиковые игры.

2. Упражнения с различными материалами (пуговицы, крупа,прищепки).

3.Игра «Чудесный мешочек».

Декабрь:

1.Нод по пластилиногрыфии «Грибочки».

2.Рисование пальцем овощей на манке «Волшебная крупа».

3. Выкладывание из палочек .

Январь:

1.Пальчиковая гимнастика.

2.НОД по развитию речи «Репка».

3. Массаж с использованием карандашей, шишек.

Февраль:

1.Рисование пальчиками фруктов и ягод.

2. «Обведи по контуру и раскрась».

3.Шнуровка «Цветочная поляна», «Аквариум».

Март:

1. НОД по пластилиногрыфии «Цветочки».

2. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурным изображением предметов.


3.Пальчиковый театр «Теремок».


Работа с родителями


Месяц

Тема

Задачи

ноябрь

1.Анкетирование по теме

Консультация «Рисуем на манке».

2.Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

1.Настраивать родителей на сотрудничество по развитию мелкой моторики рук детей в домашних условиях.

2.Учить родителей использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка

Декабрь

1.Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем»


1.Познакомить родителей с методикой пальчиковых игр.

Январь

1.День открытых дверей. Присутствие родителей на утренней гимнастике с использованием пальчиковых игр

1.Учить родителей использовать пальчиковые игры в различных видах деятельности детей

Февраль

1.Мастер - класс «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

2.Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»

1.Показать родителям приемы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

2.Показать родителям взаимосвязь развития мелкой моторики и интеллектуального развития

Март

1.Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки»

1.Совместная творческая деятельность родитель-ребенок


ВЫВОД: Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы смогли выполнить поставленные задачи.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует повышению уровня речевого развития, обогащению и активизации словарного запаса, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.