ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный,
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Место проведения: МДОУ Детский сад №29 « Золотой ключик»
Срок реализации: с 1 ноября 2018 года по 28 марта 2019 года.
Материально-техническое обеспечение:
- подбор методической литературы;
- подготовка материала для продуктивной деятельности;
- пальчиковые игры, дидактические игры.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно – пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.
ЗАДАЧИ:
улучшать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей, зрительное и слуховое восприятие;
развивать воображение, речь, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность;
интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук.
-упражнять в выполнении заданий, направленных на развитие мелкой моторики;
-обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.
-воспитывать дружеские отношения, интерес к познавательной деятельности
ГИПОТЕЗА.
Если у детей целенаправленно развивать мелкую моторику, то процесс речевого развития будет более эффективен.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
- положительная динамика в развитии мелкой моторики;
- приобретение подвижности и гибкости кисти, точности в движениях пальцев рук;
- повышение уровня развития координации внимания, памяти;
- готовность руки ребёнка к овладению письмом;
- обогащение эмоциональной сферы ребенка, накопление двигательного опыта;
- формирование коммуникативных способностей.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта.
- Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
- Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
- Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
- Принцип системности - решение задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ и семьи.
- Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА.
1.Практический материал для сенсомоторного развития (картотека пальчиковых игр, картотека игр с использованием нестандартного оборудования, дидактические пособия).
2. Презентации для педагогов и родителей МДОУ «Ловкие пальчики».
3. Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки»
4.Творческий отчет по результатам проекта.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ноябрь 2018).
1.Подбор и изучение методической литературы по данной теме.
2.Определение актуальности темы, предложение идеи родителям воспитанников средней группы о предстоящем проекте.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей (педагогическое наблюдение, тестирование).
4. Определение предполагаемых результатов проекта.
5.Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования с подбором материала.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) (декабрь – февраль).
1.Осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием.
2. Реализация проекта в различных формах совместной взросло-детской деятельности.
3.Организация дифференцированной работы с детьми в соответствии с их потенциальными возможностями.
4.Осуществление взаимосвязи с родителями по графомоторному развитию детей.
Организация деятельности детей в рамках проекта:
- НОД;
- самостоятельная деятельность детей ( работа с карандашом- штриховка, обводка, дорисовка, трафареты; массаж (карандашами, массажными мячиками), игры с прищепками, пуговицами, палочками, , крупами. пластилинография, работа с бумагой)
- совместная деятельность(пальчиковый театр, пальчиковая гимнастика).
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ИТОГОВЫЙ) (март).
1.Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики.
Итоговое мероприятие: выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки» ,презентации для педагогов и родителей МДОУ «Ловкие пальчики».
Предметно- развивающая среда.
-центр ИЗО деятельности, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).
- центр, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.
-театрально-музыкальный центр, в котором есть аксессуары для развития моторики руки (пальчиковые театры, ширма для теневого театра, различные шапочки).
Ресурсное обеспечение:
№ | Наименование ресурсной базы | Количество |
1. | Игровой материал, в том числе нетрадиционный | в количестве |
2. | Наглядный материал: демонстрационный материал (дидактические игрушки),дидактические пособия, картотеки | в количестве |
3. | Технические средства (музыкальный центр, DYD, мультимедийная установка) | 1 |
4. | Методический материал: общеразвивающая программа дошкольного образования,календарно – тематические планы по образовательным областям,книги с методическими рекомендациями, | в количестве |
План работы с детьми
Ноябрь:
1.Пальчиковые игры.
2. Упражнения с различными материалами (пуговицы, крупа,прищепки).
3.Игра «Чудесный мешочек».
Декабрь:
1.Нод по пластилиногрыфии «Грибочки».
2.Рисование пальцем овощей на манке «Волшебная крупа».
3. Выкладывание из палочек .
Январь:
1.Пальчиковая гимнастика.
2.НОД по развитию речи «Репка».
3. Массаж с использованием карандашей, шишек.
Февраль:
1.Рисование пальчиками фруктов и ягод.
2. «Обведи по контуру и раскрась».
3.Шнуровка «Цветочная поляна», «Аквариум».
Март:
1. НОД по пластилиногрыфии «Цветочки».
2. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурным изображением предметов.
3.Пальчиковый театр «Теремок».
Работа с родителями
Месяц | Тема | Задачи |
ноябрь | 1.Анкетирование по теме Консультация «Рисуем на манке». 2.Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» | 1.Настраивать родителей на сотрудничество по развитию мелкой моторики рук детей в домашних условиях. 2.Учить родителей использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка |
Декабрь | 1.Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем» | 1.Познакомить родителей с методикой пальчиковых игр. |
Январь | 1.День открытых дверей. Присутствие родителей на утренней гимнастике с использованием пальчиковых игр | 1.Учить родителей использовать пальчиковые игры в различных видах деятельности детей |
Февраль | 1.Мастер - класс «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» 2.Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев» | 1.Показать родителям приемы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. 2.Показать родителям взаимосвязь развития мелкой моторики и интеллектуального развития |
Март | 1.Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки» | 1.Совместная творческая деятельность родитель-ребенок |
ВЫВОД: Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы смогли выполнить поставленные задачи.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует повышению уровня речевого развития, обогащению и активизации словарного запаса, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.