СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Маленькие исследователи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Меленькие исследователи" разработан для воспитателей. Может использоваться по исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Маленькие исследователи"»













Проект

«Маленькие исследователи»





































Содержание

Паспорт проекта………………………………………………………………………………….....3

Введение…………………………………………………………………………………….. 7

Целевые группы проекта……………………………………………………………………….. ….9

Механизм реализации проекта……………………………………………………………………..12

Мероприятия реализации проекта ………………………………………………………………14

Ожидаемые результаты реализации проекта………………………………………………………17

Литература…………………………………………………………………………………… 17









Паспорт проекта

Наименование про­екта

«Маленькие исследователи»

Составитель проекта

Бош Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 68»

Вид проекта

Исследовательский, долгосрочный.

Цель проекта

Развитие у детей среднего дошкольного возраста стремления к познавательной активности, любознательности, посредством развития поисково – исследовательской деятельности

Задачи проекта

-формировать у детей среднего дошкольного возраста умение находить причинно-следственные связи, делать выводы в процессе опытнической поисково – исследовательской деятельности;

-- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость)

-создать условия для развития поисково – исследовательской деятельности;

-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам

-повысить педагогическую компетентность родителей в области познавательного развития детей через исследовательскую деятельность.

Срок и этапы реализации проекта

Октябрь2017 года - апрель 2018 года.

1 этап – подготовительный: октябрь, 2017

1.Изучение методической литературы, интернет ресурсов по теме проекта, подбор дидактического, наглядного материала.

3.Определение цели, задач, основных направлений реализации проекта.

4.Планирование деятельности, направлений на реализацию проекта.

2 этап – основной: ноябрь 2017г – апрель 2018года

1.Внедрение проекта в образовательный процесс


2. Стимулирование развития поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей.


3. Установление партнёрских отношений по вопросу формирования исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования


4.Отслеживание промежуточных результатов реализации проекта.

3 этап – завершающий: апрель 2018г.

1. Анализ эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.

2.Презентация проекта.

Перечень основных мероприятий

1.Разработка системы организационных мероприятий, направленных на развитие поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.

2. Создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей формированию поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.

3. Организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования познавательного развития детей через поисково - исследовательскую деятельность.

4. Организация и проведение открытых мероприятий.

5. Разработка практических материалов для реализации проекта.

6. Осуществление постоянного мониторинга развития поисково - исследовательской деятельности

Исполнители проекта и основных мероприятий

Воспитатель Бош Елена Анатольевна, воспитанники, родители МБДОУ «Детский сад № 68»

Ожидаемые результаты реализации проекта


В результате выполнения проекта будет достигнуто:

-Создание условий предметно - пространственной среды.

-Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

-Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

-Обогащение знаний детей среднего дошкольного возраста новыми понятиями.
-Самостоятельная исследовательская деятельность.

Целевые группы проекта

Дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Критерии оценки результативности проекта

-Самостоятельно, с интересом участвуют в посильной практической деятельности

--Развито умение находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности

--Проявление бережного отношения к окружающей среде

--Активизация словаря

Предполагаемые источники финансирования

Спонсорская помощь











Введение

«Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности»

С.Л. Рубинштейн


В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Именно поэтому так важно в этот возрастной период серьезно заниматься развитием познавательной сферы ребенка. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. хорошо развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.

Одним из наиболее ярких и ранних проявлений познавательного интереса ребенка является его бескорыстное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности и поведения человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира, получение новой, значимой для субъекта информации.

В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н (Николай Николаевич) Усовой А.П., Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию.

Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, изменить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и отношений. Поэтому необходимо с раннего возраста рассказывать детям о материалах, технических устройствах и физических явлениях, с которыми они встречаются дома, на улице, в детском саду, и о важнейших открытиях, которые вели человечество к прогрессу. Получая, такие сведения, дети более осознанно  будут относиться ко всем окружающим вещам – к своей одежде и игрушкам, к предметам бытовой техники, явлениям природы.

Сопоставления, раскрытия связи между вещами и явлениями побуждают ребенка задавать вопросы, а то и самостоятельно находить взаимосвязи, аналогии, фантазировать, проявлять изобретательность. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, найти ответ на множество интересующих  их вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.


















Цель проекта:



Развитие у детей среднего дошкольного возраста стремления к познавательной активности, любознательности посредством развития поисково – исследовательской деятельности



Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

-формировать у детей среднего дошкольного возраста умение находить причинно-следственные связи, делать выводы в процессе опытнической поисково – исследовательской деятельности;


-создать условия для развития поисково – исследовательской деятельности;


-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.



-повысить педагогическую компетентность родителей в области познавательного развития детей через исследовательскую деятельность.





Срок реализации проекта: 2017 – 2018 учебный год.

Вид проекта: исследовательский, долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательные области: познание (мир природы, предметное окружение), речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.













Целевые группы проекта

Группа

Характеристика

Дети 4-5 лет

Продолжают совершенствоваться через игру, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. Интеллектуальное развитие определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. К пяти годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений. Формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. Через игровую деятельность у ребенка развиваются такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей, память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. Экспериментирование также претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы,

устанавливать причинно-следственную связь















Группа

Характеристика

Родители

Испытывают потребность в коммуникативном и познавательном развитии ребёнка, в получении знаний и навыков для успешного вхождения в школьную среду. Проявляют заинтересованность в получении ребёнком качественного образования без ущерба для здоровья, в формировании коммуникабельной, мобильной, самостоятельной деятельной личности, соответствующей запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к взаимодействию с педагогами по вопросам образования и развития детей.








Педагоги

Педагоги реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 68», составленную на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, Т. А. Березиной, А. М. Вербенец, парциальные программы, владеют методами психолого - педагогической диагностики. Разрабатывают творческие проекты для реализации общеобразовательной программы. Создают условия для своевременного физического, психического и интеллектуального развития ребёнка. Постоянно повышают свой профессиональный уровень.







Механизм реализации проекта



  • Разработка системы организационных мероприятий, направленных на развитие поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.

  • Создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей формированию развития у детей познавательной активности, любознательности.

  • Осуществление постоянного мониторинга по формированию развития поисково - исследовательской деятельности

  • Организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования познавательного развития детей через исследовательскую деятельность.

  • Организация и проведение открытых мероприятий.


  • Разработка практических материалов для реализации проекта.


























Мероприятия реализации проекта

Период

Мероприятие

Задачи


1 этап – подготовительный: октябрь 2017


Сентябрь

2017г.

Изучение научно–исследовательской, методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

Повысить уровень профессиональной компетентности по данному вопросу.

Сентябрь

Разработка содержания проекта:

«Маленькие исследователи»

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

Сентябрь

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта

Определить объём и содержание работы по проекту

Сентябрь


Анкетирование родителей на тему: «Организация познавательно-исследовательской

деятельности ребенка дома»

Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Привлечение родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе.



Период

Мероприятие

Задачи


2 этап – основной: октябрь-апрель 2018г.


Октябрь

1-я неделя Октября:

-«Путешествие с капелькой»

-«Значение воды в жизни растений»



2-я неделя Октября:

-«Вода прозрачная, может менять цвет, форму»

-Рисование на мокром листе


Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму любого сосуда, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Закрепить и обобщить знания о воде, понять значение воды для всего живого.

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Ноябрь

1-я неделя Ноября:

- «Плавает-тонет»

-- «Плавает, тонет или растворяется»



2-я неделя Ноября:

-«Бумага, ее качества и свойства»

-«Водичка – водичка» (игры с водой)


Познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется; бывает тёплая, холодная. В ней растворяются некоторые вещества.

Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

Ноябрь










1-я неделя Ноября:

- «Плавает-тонет»

-- «Плавает, тонет или растворяется»



2-я неделя Ноября:

-«Бумага, ее качества и свойства»

-«Водичка – водичка» (игры с водой)


Познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется; бывает тёплая, холодная. В ней растворяются некоторые вещества.

Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

Декабрь

1-я неделя Декабря:

-«Воздух вокруг нас»

-«Поиски воздуха» (игры с воздушным шариком и соломинкой)



2-я неделя Декабря:

-«Ветер, ветер, ветерок»

-Изготовление ветрячков




Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Январь



1-я неделя Января:

-«Песочная страна»

-Рассматривание картинок

«Пустыня»











2-я неделя Января:

-«Мокрый, сухой песок»

-«Что тяжелее?» (песок, камни)






Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Сравнить свойства песка, камня.

Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру

Февраль

1-я неделя Февраля:



-«Вода, лед, снег»

-«Льдинка и снежинка»





2-я неделя Февраля:

-«Почему растаяла Снегурочка?»

-Изготовление цветных льдинок.




Расширять представления детей о свойствах воды, снега,льда, сравнивать их, выявить особенности взаимодействия.

Учить устанавливать элементарные причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед.

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Март



1-я неделя Марта:

-«Волшебная рукавичка»

-«Действие магнита на предмет»

2-я неделя Марта:

-«Первые листочки»

- Рассматривание всходов

«огород на окне», «веточка тополя»




Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Расширять логический и естественно - научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. Формировать у детей познавательные интересы. Развивать умение рассуждать, делать выводы




3 этап – завершающий: май 2017г.


Апрель

-«Солнечные зайчики»

--«Солнце высушивает предметы»


(Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие)






Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.

Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.














Ожидаемые результаты реализации проекта.



В результате выполнения проекта будет достигнуто:

-Создание условий предметно - пространственной среды, направленных на развитие поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.

-Развитие мышления, любознательности, наблюдательности, сообразительности у детей среднего дошкольного возраста.

- Интерес к поисково - исследовательской деятельности.

-Обогащение знаний дошкольников новыми понятиями.

-Самостоятельная исследовательская деятельность







Список литературы

1. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2014г.

2. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2012г.

3. Прохорова Л.Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2011.

4. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2013г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г











3