Проект
«Маленькие исследователи»
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………………………………………….....3
Введение…………………………………………………………………………………….. 7
Целевые группы проекта……………………………………………………………………….. ….9
Механизм реализации проекта……………………………………………………………………..12
Мероприятия реализации проекта ………………………………………………………………14
Ожидаемые результаты реализации проекта………………………………………………………17
Литература…………………………………………………………………………………… 17
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Маленькие исследователи» |
Составитель проекта | Бош Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 68» |
Вид проекта | Исследовательский, долгосрочный. |
Цель проекта | Развитие у детей среднего дошкольного возраста стремления к познавательной активности, любознательности, посредством развития поисково – исследовательской деятельности |
Задачи проекта | -формировать у детей среднего дошкольного возраста умение находить причинно-следственные связи, делать выводы в процессе опытнической поисково – исследовательской деятельности; -- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость) -создать условия для развития поисково – исследовательской деятельности; -воспитывать бережное отношение к природным ресурсам -повысить педагогическую компетентность родителей в области познавательного развития детей через исследовательскую деятельность. |
Срок и этапы реализации проекта | Октябрь2017 года - апрель 2018 года. 1 этап – подготовительный: октябрь, 2017 1.Изучение методической литературы, интернет ресурсов по теме проекта, подбор дидактического, наглядного материала. 3.Определение цели, задач, основных направлений реализации проекта. 4.Планирование деятельности, направлений на реализацию проекта. 2 этап – основной: ноябрь 2017г – апрель 2018года 1.Внедрение проекта в образовательный процесс 2. Стимулирование развития поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей. 3. Установление партнёрских отношений по вопросу формирования исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования 4.Отслеживание промежуточных результатов реализации проекта. 3 этап – завершающий: апрель 2018г. 1. Анализ эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами. 2.Презентация проекта. |
Перечень основных мероприятий | 1.Разработка системы организационных мероприятий, направленных на развитие поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. 2. Создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей формированию поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. 3. Организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования познавательного развития детей через поисково - исследовательскую деятельность. 4. Организация и проведение открытых мероприятий. 5. Разработка практических материалов для реализации проекта. 6. Осуществление постоянного мониторинга развития поисково - исследовательской деятельности |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Воспитатель Бош Елена Анатольевна, воспитанники, родители МБДОУ «Детский сад № 68» |
Ожидаемые результаты реализации проекта | В результате выполнения проекта будет достигнуто: -Создание условий предметно - пространственной среды. -Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности. -Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы. -Обогащение знаний детей среднего дошкольного возраста новыми понятиями. -Самостоятельная исследовательская деятельность. |
Целевые группы проекта | Дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников. |
Критерии оценки результативности проекта | -Самостоятельно, с интересом участвуют в посильной практической деятельности --Развито умение находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности --Проявление бережного отношения к окружающей среде --Активизация словаря |
Предполагаемые источники финансирования | Спонсорская помощь |
Введение
«Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности»
С.Л. Рубинштейн
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Именно поэтому так важно в этот возрастной период серьезно заниматься развитием познавательной сферы ребенка. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. хорошо развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.
Одним из наиболее ярких и ранних проявлений познавательного интереса ребенка является его бескорыстное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности и поведения человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира, получение новой, значимой для субъекта информации.
В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н (Николай Николаевич) Усовой А.П., Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию.
Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, изменить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и отношений. Поэтому необходимо с раннего возраста рассказывать детям о материалах, технических устройствах и физических явлениях, с которыми они встречаются дома, на улице, в детском саду, и о важнейших открытиях, которые вели человечество к прогрессу. Получая, такие сведения, дети более осознанно будут относиться ко всем окружающим вещам – к своей одежде и игрушкам, к предметам бытовой техники, явлениям природы.
Сопоставления, раскрытия связи между вещами и явлениями побуждают ребенка задавать вопросы, а то и самостоятельно находить взаимосвязи, аналогии, фантазировать, проявлять изобретательность. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, найти ответ на множество интересующих их вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Цель проекта:
Развитие у детей среднего дошкольного возраста стремления к познавательной активности, любознательности посредством развития поисково – исследовательской деятельности
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
-формировать у детей среднего дошкольного возраста умение находить причинно-следственные связи, делать выводы в процессе опытнической поисково – исследовательской деятельности;
-создать условия для развития поисково – исследовательской деятельности;
-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
-повысить педагогическую компетентность родителей в области познавательного развития детей через исследовательскую деятельность.
Срок реализации проекта: 2017 – 2018 учебный год.
Вид проекта: исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательные области: познание (мир природы, предметное окружение), речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Целевые группы проекта
Группа | Характеристика |
Дети 4-5 лет | Продолжают совершенствоваться через игру, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. Интеллектуальное развитие определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. К пяти годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений. Формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. Через игровую деятельность у ребенка развиваются такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей, память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. Экспериментирование также претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь |
Группа | Характеристика |
Родители | Испытывают потребность в коммуникативном и познавательном развитии ребёнка, в получении знаний и навыков для успешного вхождения в школьную среду. Проявляют заинтересованность в получении ребёнком качественного образования без ущерба для здоровья, в формировании коммуникабельной, мобильной, самостоятельной деятельной личности, соответствующей запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к взаимодействию с педагогами по вопросам образования и развития детей. |
| |
Педагоги | Педагоги реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 68», составленную на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, Т. А. Березиной, А. М. Вербенец, парциальные программы, владеют методами психолого - педагогической диагностики. Разрабатывают творческие проекты для реализации общеобразовательной программы. Создают условия для своевременного физического, психического и интеллектуального развития ребёнка. Постоянно повышают свой профессиональный уровень. |
Механизм реализации проекта
Разработка системы организационных мероприятий, направленных на развитие поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей формированию развития у детей познавательной активности, любознательности.
Осуществление постоянного мониторинга по формированию развития поисково - исследовательской деятельности
Организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования познавательного развития детей через исследовательскую деятельность.
- Организация и проведение открытых мероприятий.
- Разработка практических материалов для реализации проекта.
Мероприятия реализации проекта
Период | Мероприятие | Задачи |
| 1 этап – подготовительный: октябрь 2017 | |
Сентябрь 2017г. | Изучение научно–исследовательской, методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Повысить уровень профессиональной компетентности по данному вопросу. |
Сентябрь | Разработка содержания проекта: «Маленькие исследователи» | Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты |
Сентябрь | Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта | Определить объём и содержание работы по проекту |
Сентябрь | Анкетирование родителей на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома» | Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. Привлечение родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе. |
Период | Мероприятие | Задачи |
| 2 этап – основной: октябрь-апрель 2018г. | |
Октябрь | 1-я неделя Октября: -«Путешествие с капелькой» -«Значение воды в жизни растений»
2-я неделя Октября: -«Вода прозрачная, может менять цвет, форму» -Рисование на мокром листе | Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму любого сосуда, не имеет запаха, вкуса, цвета). Закрепить и обобщить знания о воде, понять значение воды для всего живого. Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений |
Ноябрь | 1-я неделя Ноября: - «Плавает-тонет» -- «Плавает, тонет или растворяется»
2-я неделя Ноября: -«Бумага, ее качества и свойства» -«Водичка – водичка» (игры с водой) | Познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). Исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется; бывает тёплая, холодная. В ней растворяются некоторые вещества. Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает). |
Ноябрь
| 1-я неделя Ноября: - «Плавает-тонет» -- «Плавает, тонет или растворяется»
2-я неделя Ноября: -«Бумага, ее качества и свойства» -«Водичка – водичка» (игры с водой) | Познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). Исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется; бывает тёплая, холодная. В ней растворяются некоторые вещества. Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает). |
Декабрь | 1-я неделя Декабря: -«Воздух вокруг нас» -«Поиски воздуха» (игры с воздушным шариком и соломинкой)
2-я неделя Декабря: -«Ветер, ветер, ветерок» -Изготовление ветрячков
| Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. Познакомить детей со свойствами воздуха. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. |
Январь |
1-я неделя Января: -«Песочная страна» -Рассматривание картинок «Пустыня»
2-я неделя Января: -«Мокрый, сухой песок» -«Что тяжелее?» (песок, камни)
| Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. Сравнить свойства песка, камня. Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру |
Февраль | 1-я неделя Февраля:
-«Вода, лед, снег» -«Льдинка и снежинка»
2-я неделя Февраля: -«Почему растаяла Снегурочка?» -Изготовление цветных льдинок.
| Расширять представления детей о свойствах воды, снега,льда, сравнивать их, выявить особенности взаимодействия. Учить устанавливать элементарные причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед. Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. |
Март |
1-я неделя Марта: -«Волшебная рукавичка» -«Действие магнита на предмет» 2-я неделя Марта: -«Первые листочки» - Рассматривание всходов «огород на окне», «веточка тополя» | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Развивать любознательность, мышление, активность. Расширять логический и естественно - научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. Формировать у детей познавательные интересы. Развивать умение рассуждать, делать выводы |
| 3 этап – завершающий: май 2017г. | |
Апрель | -«Солнечные зайчики» --«Солнце высушивает предметы» (Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие)
| Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале. Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы. |
Ожидаемые результаты реализации проекта.
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
-Создание условий предметно - пространственной среды, направленных на развитие поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
-Развитие мышления, любознательности, наблюдательности, сообразительности у детей среднего дошкольного возраста.
- Интерес к поисково - исследовательской деятельности.
-Обогащение знаний дошкольников новыми понятиями.
-Самостоятельная исследовательская деятельность
Список литературы
1. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2014г.
2. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2012г.
3. Прохорова Л.Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2011.
4. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2013г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г
3