Научно-практическая студенческая конференция
«Студент XXI века: пробуем силы – проявляем способности»
Название работы: «Математика в моей профессии»
ФИО автора: Романов Данила Денисович
студент 2 курса гр.22
ФИО руководителя работы: Белова Наталья Викторовна
преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ СО «Саратовский
техникум отраслевых технологий»
2020г
Введение.
Человеку необходимо уметь адаптироваться в любой жизненной обстановке. Уметь решать математические, логические и проблемные задачи своей профессии. Математика в быту и в профессии – это ежедневная потребность каждого человека.
Строим дом – строители должны: производить измерения, считать и выполнять расчёты. Кроим и шьём одежду – от точности измерений будет зависеть конечный результат. Готовим обед или ужин – от качества расчётов ингредиентов зависит питательность и полезность блюд. Едем в путешествие – решаем задачу с данными: скорость, время, расстояние. Готовим свой дачный участок к вспашке - рассчитываем площадь вспашки, стоимость вспашки одной сотки, количество горючего для мотоблока или трактора. Идем в банк – чтобы положить деньги, нужно рассчитать процент прибыли, который мы получим, и насколько это будет выгодно.
Планируем бюджет семьи. Оплачиваем счета. Ставим перед собой определенные задачи и решаем их с помощью математики.
Мы видим, что знание математики необходимо для всех профессий – от повара до ракетостроителя.
Моя работа направлена на выявление связи математики и моей будущей профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», а конкретно я постараюсь исследовать связь тел вращения и двигателя внутреннего сгорания.
Актуальность исследования состоит в том, что очень часто можно услышать такие высказывания: «Зачем нужно изучать математику, решать задачи. Научились считать, этого достаточно».
Но, приступая к изучению своего вопроса, я провел опрос среди студентов старших курсов своего техникума.
1. Приходилось ли вам сталкиваться с математическими задачами во время прохождения учебной практики?
2. Приведите примеры применения математических знаний в выбранной вами профессии.
3. Какие математические знания необходимы в вашей профессии?
Всего три вопроса – три вопроса, которые вызвали большие трудности у опрашиваемых людей. А ведь в нашей профессии, как и в любой другой, знания по различным разделам математики просто необходимо важны.
Цель исследования:
1.Провести параллель между математическими понятиями цилиндра и объема цилиндра и понятиями коэффициента использования грузоподъемности, хода поршня, рабочего объема цилиндра ;
2. Рассмотреть применение этих понятий и величин для решения задач с профессиональной направленностью.
Задачи исследования:
1. Отобрать задачи, связанные с двигателем внутреннего сгорания.
2. Доказать важность владения математическими знаниями, обеспечивающими успешность, благополучие в профессиональной деятельности.
Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей - это человек, который занимается ремонтом машин. При этом в его обязанности входят диагностика проблемы, поиск подходящего способа ее решения и, соответственно, сами работы по ее устранению. Также эти специалисты проводят плановые техосмотры, которые установлены заводом-изготовителем автомобиля.
В своей работе я разобрал ряд задач с профессиональной направленностью, используя математические знания: « Общее устройство и рабочий цикл двигателя. Цилиндр и его объём».
Для раскрытия данного вопроса мне необходимы математические знания по теме «Цилиндр. Объём цилиндра».
Итак, цилиндр – это геометрическое тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя параллельными плоскостями, пересекающими её. Цилиндр образуется при вращении прямоугольника вокруг прямой, содержащей его сторону.
«Цилиндр» - греческое слово «kylindros», что означает «валик», «каток».
Основные элементы цилиндра:
прямой круговой цилиндр - это тело, получаемое вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон;
сторона прямоугольника, вокруг которой производилось вращение, называется осью цилиндра;
радиус основания является радиусом цилиндра;
расстояние между основаниями цилиндра называется его высотой;
любой отрезок, параллельный оси цилиндра и соединяющий граничные точки его оснований, называется образующей цилиндра.
Поверхность цилиндра состоит из оснований и боковой поверхности. Боковая поверхность составлена из образующих. Цилиндр называется прямым, если его образующие перпендикулярны плоскостям оснований. Объём цилиндра вычисляется по формулам: V=
V=
С профессиональной стороны необходимо знать:
1. Что такое двигатель внутреннего сгорания?
2.Как называется крайнее положение поршня, в котором он меняет направление движения?
3. Что такое рабочий объем цилиндра?
Изучив специальную литературу, я узнал, что на автомобилях устанавливают двигатели внутреннего сгорания. Двигателем внутреннего сгорания (ДВС) называют поршневой тепловой двигатель, в котором процессы сгорания топлива, выделение теплоты и превращение ее в механическую работу происходят непосредственно в цилиндре двигателя.
Поршень, перемещаясь в цилиндре, совершает возвратно-поступательное движение. Крайние положения, в которых поршень меняет направление движения, соответственно называются верхней и нижней мертвыми точками (ВМТ и НМТ).
А рабочий объём цилиндра - это пространство, которое высвобождается в цилиндре при перемещении поршня от верхней мертвой точки к нижней мертвой точке.
Рассмотрим таблицу 1, в которой представлены задачи, связанные с ДВС
Модель двигателя | ЯМЗ-740 | ЯМЗ-741 | ЯМЗ-236 | ЯМЗ-238 | ЯМЗ-451 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Число цилиндров | 8 | 10 | | 8 | 4 |
Диаметр цилиндров (мм) | 120 | 120 | 130 | | 92 |
Ход поршня (мм) | 120 | | 140 | 140 | 92 |
Рабочий объем цилиндров (л/дм3) | | 13,56 | 11,15 | 14,86 | |
Анализируя таблицу, я выявил, что элемент цилиндра в математики – ход поршня – это и есть высота цилиндра.
Чтобы решить задачи и заполнить таблицу, необходимо знать, как вычислить объем цилиндра?
Объём цилиндра вычисляется по формулам: V=
V=
Так же необходимо знать, как вычислить рабочий объем цилиндра?
Рабочий объём цилиндра вычисляется по формуле Vп=V1·п, где n-число цилиндров двигателя
V=
·п
Из таблицы видно, в каких единицах измерения целесообразно делать измерения - дециметрах, т.к.1л=1дм3
Применяя математические знания, я постарался решить задачи и заполнить таблицу 1.
Задача 1.
Условие: Двигатель ЯМЗ-740.Определить рабочий объем цилиндров двигателя.
Решение:
V=
·n D=120 мм=1,2дм
h = 120 мм=1,2дм
Vп=
=10,85 (дм3)
Ответ: рабочий объем цилиндров двигателя ЯМЗ-740 равен 10,85 литров.
Задача 2
Определите ход поршня двигателя ЯМЗ-741.
Решение:
V=
·п, отсюда следует, h=4Vn/πD2·n
H=4·13,56/3,14·1,22·10=1,2(дм)=120(мм).
Ответ: h=120 мм.
Задача 3.
Определить число цилиндров двигателя ЯМЗ-236.
Решение : n=Vn/V, Vn=11,15 дм3,
V=
, D=130 мм=1,3дм, h=1,4дм
n=11,15:(3,14·1,32·1,4/4)=6
Ответ: n=6 цилиндров.
Задача 4.
Определить диаметр цилиндра двигателя ЯМЗ-238.
Решение: Vn=
·п/4, отсюда следует D=
V=14,86 дм3, h=1,4 дм, n=8
D=
=
=1,3 (дм)
Ответ: D=130 мм
Задача 5.
Определить рабочий объем цилиндров двигателя УАЗ-451.
Решение: Vn=
·п/4, D=0,92дм, h=0,92 дм, n=4
Vn=3,14·0,922·0,92·4/4=2,445 (дм3)
Ответ: Vn=2,445 литров
Итак, применив математические знания, я заполнил таблицу.
Модель двигателя | ЯМЗ-740 | ЯМЗ-741 | ЯМЗ-236 | ЯМЗ-238 | ЯМЗ-451 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Число цилиндров | 8 | 10 | 6 | 8 | 4 |
Диаметр цилиндров (мм) | 120 | 120 | 130 | 130 | 92 |
Ход поршня (мм) | 120 | 120 | 140 | 140 | 92 |
Рабочий объем цилиндров (л/дм3) | 10,85 | 13,56 | 11,15 | 14,86 | 2,445 |
Вывод:
Для технических профессий математика особенно важна.
Технические задачи моей будущей профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» следующие:
- знать устройство автомобиля;
- рассчитывать скорость, количество топлива;
-рассчитать износ технических деталей .
Это далеко не все задачи, которые должен уметь решать мастер своего дела.
Также для технических профессий всегда необходимы задачи на движение, проценты, площади и объёмы, составление уравнений и систем уравнений.
Чтобы проследить связь математики и моей профессии, я составил следующую таблицу, из которой видно, что для моей профессии просто необходимы математические знания.
Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Эксплуатация автомобилей Устройство автомобилей | Математика |
1.Кузов автомобилей | 1.Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. |
2.V=a·b·h a- длина кузова b- ширина кузова h- высота кузова | 2. V=a·b·c a, в, с –измерения параллелепипеда |
3. m=V·ρ (т) ρ=г/см3 = т/м3 | 3. m=V·ρ ρ-плотность |
4. Двигатель внутреннего сгорания Рабочий объем цилиндров V= ·l·n l- ход поршня n- число цилиндров Vp (л) | 4.Цилиндр. Объем цилиндра VЦ= = 1л-1дм3 |
5.Ход поршня l= | 5.Высота цилиндра h = |
6. Диаметр цилиндров D= | 6.Диаметр цилиндра D= |
Рассмотрев данный вопрос, я ещё больше убедился в том, что решение математических задач помогают учащимся: повышать их профессиональный уровень и развивать интеллект; соблюдать точность и четкость, аккуратно и расчетливо выполнять свою работу; развивать логическое мышление, что способствует лучшему пониманию своей профессии.
А значение изучения конкретной темы «Тела вращения» трудно переоценить. Важную роль играет она в связи с подготовкой к практической жизни и профессиональной деятельности.
Литература:
1.Башмаков М.И., учебник «Математика», учебник для учреждений сред. проф. образования.-Москва.2013.
2. Васильева. Г.Н. Технологии и методики обучения математике / Г.Н. Васильева, И.В. Косолапова. – Пермь: Изд-во пермского педагогического университета, 2002. – 340 с. 3
Интернет-ресурсы:
http://wikipedia.org
http://www.terver.ru/cilindrsvojstva.php
http://yandex.ru/images/
http://www.myshared.ru/slide/277443/
http://propro.ru/graphbook/graphbook/book/001/038/01
htmfile:///C:/Users/Win/Deskt
http://propro.ru/graphbook/graphbook/book/001/038/01.htmfile:///C:/Users/Win