СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Матрешка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Матрешка"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Матрешка"»















Проект в младшей группе
тема:

« Русская матрешка»









Воспитатель: Сухоешкина Л.В.



Тема «Русская матрешка»


Вид проекта: творческий.
Тип проекта: краткосрочный (5.11.2024-15.112024.)
Сроки проекта: 2 недели
Участники: дети группы «Солнышко», педагоги группы, родители воспитанников.
Сроки реализации:(5.11.2024-15.112024.)
Актуальность : Игрушка является важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника. Матрёшка – яркая и самобытная игрушка, знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями. Во время игры с матрёшкой формируется эстетический вкус, познавательные способности ребёнка, развивается воображение. В то время, как развивается наука, в жизнь внедрилась компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Родителям некогда рассказывать детям сказки, спеть песенки. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества, как мудрости, созданной народом – фольклор, русские сказки, знакомство с декоративно – прикладным искусством и народными игрушками. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. У детей нет устойчивого интереса к народной игрушке, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности.Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка, привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности народной игрушки матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.
Наш проект направлен на знакомство детей с русско-народной игрушкой матрешкой. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. С помощью осуществления нашего проекта мы хотим вызвать у детей познавательный интерес к игрушке, а так же приобщить родителей к развивающим играм с народными игрушками.
Цель проекта: Знакомство с матрёшкой, развитие творческих способностей, приобщение к народной культуре, расширение словарного запаса
Задачи проекта:
Образовательные:
- приобщать детей к народному декоративно- прикладному искусству;
- знакомить с народной игрушкой (матрешкой);
- формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку;
Развивающие:
- привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма);
- способствовать развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности;
- развивать продуктивную деятельность и творческие способности;
- обогащать словарь детей за счет расширения знаний о народной игрушке, действия с ней, ярко выраженных свойствах и качествах;
- осваивать и применять познавательные и речевые умения по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в жизненных ситуациях и в процессе НОД;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей стране, своему народу и его традициям;
Задачи проекта для родителей:
- вызвать интерес к русской народной игрушке;
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Ожидаемые результаты по проекту для детей:
- знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).
- разучивание простейших элементов росписи.
- получить представление о цветовой гамме матрёшек.
- научить различать особенности разных матрёшек.
- расширение и активизация словарного запаса слов.


План реализации проекта

Этапы реализации

Содержание работы

Сроки исполнения

Подготовительный

1. Осуществляется подбор литературы: стихотворений, потешек, загадок, сказок и рассказов о матрешке. Составление картотеки.

2. Подбор различных картинок, фотографий, наглядного материала о матрешках.

3. Подбор дидактических и подвижных игр: «Разложи и собери матрешек вместе», «Что из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Собери матрешку», «Народные промыслы», «Спрячь матрешку», «Найди сестричку для матрешки», «Разложи матрешек по величине», «Матрешки и ложки», «Прячем Матрешку», «Бегите к Матрешке», и т. д.
4. Подбор презентаций о народном декоративно-прикладном искусстве



Основной

Беседы:«Знакомство с народными игрушками». «Русская игрушкаматрёшка», «Из чего сделана матрёшка».

Чтение художественной литературы:
Л. Некрасовой «Мы веселые матрешки», В. Приходько «Матрёшка на окошке»,
С. Маршака «О матрёшках»,
В. Берестова «Матрешкиныпотешки», Владимира Моисеева «Кто матрешку сделал, я не знаю», Ю. Володиной «Танец матрешек», стихи о матрешках Е. Крысина, Р. Карапетяна, Л. Громовой, Н. Радченко, А. Кулешовой, С. Иванова.
Ознакомление с окружающим миром «Какие бывают матрёшки».
Развитие речи: «Знакомство с матрёшкой»

Рисование: «Украсим платочек матрешке», «Матрёшки - крошки».

Аппликация «Украсим сарафаны матрёшкам».
Лепка:«Угощение для матрешки бублики, баранки».

Познавательно-исследовательская деятельность:Формирование элементарных математических представлений «Матрёшки в гостях у ребят».

Просмотр презентации «Русские народные игрушки»

Подвижные игры: «Ой, что за народ», «Догони матрешку», «Доползи до матрешки», «Шли матрешки по дорожке».

Работа с родителями:Консультация «Почему куклу назвали матрёшкой», «Как приобщить ребёнка к русской народной культуре»



Заключительный

Выставка детского творчества.
Оформление папки – передвижки «Матрёшка – самая известная русская игрушка»

Альбом – «Матрёшки»
Игра «Найди такую же»


Результаты:тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую);отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей;на знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними;считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети –родители.
В ходе проекта дети познакомились с русской народной игрушкой Матрёшкой, некоторыми техниками нетрадиционного рисования, у детей расширился словарный запас. Появился более устойчивый интерес к творчеству, интерес к русской культуре через знакомство с матрёшкой. Дети с большим удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли инициативу и творческий подход в играх, художественно - творческой деятельности, непосредственно – образовательной деятельности.









































Конспект НОД по аппликации  в младшей группе

«Украсим матрешке сарафанчик»


Цель: создать условия для расширения представлений детей об особенностях русской деревянной игрушки Матрешки.

      Задачи: 

 Образовательные: Создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрёшки узором, используя геометрические фигуры (круги разного цвета). Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости силуэта, создавая узор из кругов. Учить аккуратно наклеивать детали аппликации, используя в работе салфетку, клеенку, кисть, клей.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, внимание,  речь, творческую активность, мелкую моторику рук, наблюдательность.

 Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание украшать матрёшку. Воспитывать интерес и любовь к народным игрушкам.

Оборудование: Набор матрешек,  заготовки в форме матрешек из цветного картона,  заготовки круглой формы из цветной бумаги (украшение для матрешек), клей, кисти, подставки для кистей, салфеточки, образцы матрешек.

Ход занятия:

 Воспитатель  загадывает детям загадку:

Ростом разные подружки

Но, похожи, друг на дружку

Все они стоят друг в дружке        

А всего одна игрушка.

 Воспитатель: Правильно, это матрешка  снова к вам в гости пришла.

- Я, матрешка - сувенир, 
В расписных сапожках. 
Прогремела на весь мир 
Русская матрешка! 
Мастер выточил меня -
Из куска березы, 
До чего ж румяная, 
Щеки, словно розы!

-Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках? 
(матрешка) 
(Дети рассматривают наряд новой  матрешки.)

-Во что одета матрешка? (сарафан, косынка)

-Каким цветом сарафан у матрешки?

-А каким цветом косыночка?  А чем украшен сарафан матрешки?

-Правильно, все сарафаны у матрешек расписаны ярким узором из цветов.

-Каким цветом цветочки? Вот какой красивый наряд у матрешки.

 Воспитатель: - давайте скажем про матрешку красивые слова (ответы детей)

(веселая, красивая, нарядная, розовощекая, расписная, пухленькая,  украшенная узором)

-Давайте вспомним, а  из чего  матрешка сделана (из какого материала)?

-Правильно, из дерева, значит она какая (деревянная). А из какого дерева ее  сделали?  Правильно, матрешек готовят  из березы.

-А какой, ребятки, у матрешки есть секрет?

-Да, внутри матрешки прячутся маленькие детки, подружки.

( Показываю еще раз).

-Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле. Матрешка - русская народная игрушка, изготовленная  добрыми руками людей. Игрушку делали мастера с любовью, вкладывали в неё свою душу. И доброта и любовь этой игрушки поселилась в нашем сердце!

-В старину любили водить хороводы.

 -Давайте и мы все вместе встанем в «Матрешкин хоровод»:

Физминутка:

«Куколке - матрешке строим дом хороший:

Вот такой высокий, вот такой широкий!

В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка.

Весело так пляшет, вам платочком машет» (дети выполняют движения согласно тексту).

 Матрешка: - Я к вам в гости пришла и подружек позвала. Только вот озорницы убежали. Вы их не видели, моих подружек хохотушек.  -- -- Пожалуйста, помогите их найти. Вы слышите, кто - то под скатертью шепчется.

(Дети находят матрешек на отдельном столе, под  расписной скатертью.)

(На мольберт раскладываю силуэты матрешек).

Воспитатель: - Но они вовсе не нарядные, грустные,  где - же их расписные сарафаны?

Вот они! Убедительно бледны,

Нужно взяться нам за дело,

Украшать матрешек смело.

Выбирать такой узор,

Чтобы радовал он вздор.

-Как же мы им поможем? (ответы детей)

-Конечно, сейчас мы  превратимся в мастеров  и украсим узором сарафаны. ---Подойдите к столам, это наша мастерская.

-Но прежде чем начать работу – разомнем пальчики. 

Пальчиковая гимнастика)

 Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки

Раз Матрена, два – Маланья,

Мила- три, четыре – Маша

Маргарита  - это пять

Нас не трудно сосчитать. 

(Перед детьми лежат силуэты матрешек из цветного картона (с готовыми личиками) и разноцветные кружки бумаги. 
Детям предлагается: украсить матрешек — наклеить на них цветные кружки в форме любого узора). 

Воспитатель: - Пройдите в наши мастерские, садитесь, а я вас сейчас превращу в мастеров.

«Кручу, верчу, в мастеров превратить вас хочу».

-Посмотрите на тарелочки, чем мы будем украшать сарафанчики? Правильно разноцветными горошками. Какого они цвета?

-Скажите, а горошки на какую геометрическую фигуру похожи?

-Правильно, на круг.  (ответы детей)

Воспитатель:

 -Посмотрите на доску.  Художники  показали,  как можно составить узор из кружков. Каждый  из вас подумает и сам украсит матрешке сарафанчик.

-Давайте вспомним, на чем мы будем намазывать детали, как правильно держать кисть в руке, не забываем снимать лишний клей об край баночки, прижимать приклеенную деталь салфеточкой (показ и объяснения). 

(Дети приступают работе).  (Индивидуальная помощь, наводящие вопросы, объяснения, поощрения).

 (Готовые работы выставляются на доске).
Воспитатель: - Посмотрите, как много ярких, красивых, веселых матрешек появилось у нас.
-Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. Матрешки благодарят вас за работу. Им очень понравился наряд.

-А кому вы хотите подарить матрешечку? (ответы детей)

-Возьмите  своих веселых, нарядных матрешек и давайте потанцуем с ними.

Включаю песню: «Мы матрешки, вот такие крошки…».





















Конспект ООД (развитие речи) Знакомство с русской матрешкой.

Цель: Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке;
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской матрёшки;
Развивающие:
- способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности; вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту;

развивать творческую активность.


Ход занятия

Воспитатель:

Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала,
Принесла корзинку вам,
В ней игрушки не простые,
А волшебно-расписные.

Воспитатель:
- Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано в корзинке

Загадка:
Они летом и зимой любят жить одна в одной,
принесите им сапожки — и пойдут плясать. (матрешки)


Воспитатель
: Правильно ребята – это матрешки. Делали такие игрушки в разных городах и селах. Эта самая яркая, красивая матрешка из Семенова. Семеновские мастера придали своей матрешке своеобразную форму. Она стройная, вытянутая. На ее переднике всегда яркие букеты цветов.

А давайте, внимательно рассмотрим нашу матрешку.

Воспитатель: Как называется эта игрушка?

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Из чего сделал её мастер?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Как он её делал?

Дети: Вырезал из дерева матрёшку, раскрасил красками, покрыл лаком.

Воспитатель: Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку?

Дети: Разноцветными.

Воспитатель: Какими узорами украсил?

Дети: Цветами, листьями, ягодами.

Воспитатель: Молодцы! А вам нравится игрушка?

Дети: Да.

Воспитатель: А давайте сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками.

Физкультминутка
"Мы матрёшки, вот такие крошки"
Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки (топают)
Влево, вправо наклонись (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись (дети кланяются)
Девчёнки озорные, матрёшки расписные (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)
Вы похожи словно сёстры (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают)

Воспитатель: Ребята,а теперь посмотрим во что одеты наши матрешки?

Ответы детей: сарафан, фартук, платок.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите,на голове платочек красивый. Сарафан длинный. Вся украшена цветами и узорами.

Воспитатель: А какая это одежда?

Ответы детей: старинная

А Матрешечки сами какие?

Ответы детей. (Дети называют прилагательные и за правильный ответ получают матрешку-эмблему)

Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешек. А я тоже хочу несколько слов сказать про нашу матрешку, послушайте:

Словно репа она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко,
Парой черных смородинок – глаз
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упираются руки в бока
А внутри ее секретик есть
Может три, а может шесть
Разрумянилась немножко
Наша русская матрешка.

Воспитатель:

Наша русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у матрешки есть секретик.

Ребята, как вы думаете, какой секретик есть у матрешки?

Ответы детей.

Правильно внутри матрешки прячутся их сестрицы другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в наших матрешках. Воспитатель показывает кто спрятался в матрешке.

Ребята,а вы знаете матрешки еще и затейницы. Наша гостья-матрешка приготовила для нас игру «Собери матрешку».

Дети собирают матрешку за столами.

Воспитатель: А теперь, ребята, нашей матрешке пора уходить и прощаться с нами. Она говорит вам спасибо -все сегодня были активные, внимательные и поэтому заслужили небольшой подарок- матрешку –эмблему. Вы можете взять ее домой рассказать маме,папе об этой удивительной игрушке. Скажем «До свидания» матрешке.

Дети прощаются с матрешкой.








































Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию(рисование) в младшей группе на тему: «Украсим платочек матрешке»

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования с помощью ватной палочки.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить с русской народной деревянной игрушкой-«Матрешкой»;

-познакомить с одним из способов нетрадиционной техники рисования;

-учить составлять узор, заполняя картинку по краям и середине;

-учить пользоваться салфеткой.

Развивающие:

-развивать интерес к нетрадиционному рисованию;

-развивать внимание, память, творческую активность;

-развивать мелкую моторику пальцев;

-прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;

-вызывать положительное отношение к созданным изображениям.

Воспитательные:

-воспитывать навык культуры поведения;

-воспитывать умение работать в коллективе.

 Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Ход занятия:

Дети входят в группу под русскую народную музыку. Их встречает воспитатель. Давайте поздороваемся с гостями. Ребята, как красиво куда мы свами попали? Посмотрите, а что на елочки красивое висит? (это платочек). Интересно, кто его мог потерять? А это чей домик? Давайте постучим и узнаем, кто там живет? (стук в дверь) Выходит матрешка без платочка. Рассказывает стихотворенье.

Я Матрёшка-сувенир
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская Матрёшка.
Мастер выточил меня
Из куска берёзы.
До чего румяная,
Щёки, словно розы.
-Только я совсем не похоже на матрешку (печалится).
-Что случилась, почему грустная такая?

-Шла на праздник с сестренками своими, и подул злой ветер, испугались сестренки и убежали, а платочки улетели. Какая я матрешка без платочка?

-А это не твой платочек, мы нашли его у елочки?

-Ой, мой, мой. Теперь и потанцевать можно. Ой, только как я без своих сестренок буду? Они разбежались и без платочков остались.

-Да не волнуйся ты так, Матрешка, мы тебе поможем.

-Ребята,  поможем Матрешке? У меня есть платочки, только они беленькие, вы мне поможете их украсить горошком?

Но сначала мы с вами разомнем ручки:
Быстро тесто замесили, на кусочки разделили,
Раскатали все кусочки и слепили пирожки,
Пирожки с вареньем всем на удивленье.

Рисовать сегодня мы будем необычным способом, другой стороной карандаша. Перед вами лежат салфетки, карандашики ,косыночки и разноцветные краски. Что бы горошек у нас поучился красивый, нужно быть аккуратными. Сначала мы опускаем карандаш в нужную краску, а затем, точками рисуем горошки на платочке. В процессе выполнения задания воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь тем, кто испытывает трудности.

Закончив работу, дети кладут  рисунки на поднос. Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки, обращая внимание на правильность раскрашивания, даёт положительную оценку рисункам. Матрёшка благодарит детей  и радуется новым косыночкам для сестренок.

Звучит музыка «У матрешки розовые щечки».

Ребята, посмотрите, какие красивые у нас получились платочки!

Итог занятия

Ребята что мы сегодня с вами делали? (украшали платочки горошками)

А для кого украшали?
А что случилось с их платочками?








Конспект занятия по ФЭМП «Матрёшки в гостях у ребят»
Цель:
Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький, длинный - короткий), используя в речи соответствующие прилагательные.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить умение различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый. Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия, развивать ориентировку в пространстве.
Учить сравнивать предметы по величине и длине, способом приложения и наложения, знакомить с схемами простейшего конструирования. 
Развивающие:
Формирофать логическое мышление, умение решать проблемы, развитие речевого общения, ориентировка в пространстве;
Воспитательные:
Желание оказать помощь, быть добрым и внимательным.
Материал: 2 матрешки (большая и маленькая), 2 домика (большой и маленький), 2 елочки (большая и маленькая), 2 корзинки, 10 грибочков (5 больших и 5 маленьких), сюрпризная коробочка с двумя появляющимися лентами (2 короткие и 2 длинные), 2 петушка с цветными перьями, шкатулка. Конструктор, схемы домиков, звукозапись – «кукареку».

Ход занятия:
Стук в двери, воспитатель обращает внимание на него, предлагает посмотреть кто в гости к ним пришёл.
Воспитатель: Дети, к нам в гости кто – то пришёл? Что вы можете сказать о наших гостях? - пришли две матрешки. Леля и Ляля.
Да, одна из них… большая - это Леля, а другая….. маленькая - это Ляля.
Матрешки у нас разные по величине. Это большая, (спросить у детей какая?), а это матрешка маленькая (спросить у детей какая?).
Дать установку на закрепление понятия большой и маленький: Попросить повторить, где большая матрешка, а где маленькая. Попросить нескольких детей, найти на столе большую и маленькую матрешку и назвать «какая?».
- Наши гостьи поссорились, они не могут решить - КТО В КАКОМ ДОМИКЕ БУДЕТ ЖИТЬ? (рассмотреть схемы домов)
Как им помочь? (педагог подводит к необходимости построить домики для матрёшек, мальчики – большой, а девочки маленький).
КОНСТРУИРОВАНИЕ – Б.Д. и М.Д.
-В каком домике должна жить Б.м.? ПОЧЕМУ? А М.м.?
Воспитатель: Большая матрешка жила в большом домике, а маленькая в маленьком домике. Аналогично попросить детей назвать, найти и показать большой и маленький домики.
Какая ёлочка к какому домику?
Около большого домика росла большая елочка, около маленького - маленькая елочка. Попросить детей повторить, найти, назвать и показать большую и маленькую елочки. Расставить их у домиков.
- Однажды захотелось пойти матрешкам в лее по грибы. Взяли они корзинки и отправились в сказочный лес.
Дети, пойдемте и мы с ними.
Предложить детям сначала собрать большие грибы в большую корзинку, а затем маленькие в маленькую корзинку.
В лесу дети и воспитатель находят коробку.
Рассматриваем коробочку вместе с детьми, закрепляем цвет (красный, желтый, зеленый). Дети вытягивают ленты из коробки, а воспитатель объясняет - это лента длинная, а это - короткая. Установка на закрепление: предложит нескольким детям самим определить, какую ленту вытянул ребенок (длинную - короткую), назвать.
Воспитатель: Как вы думаете какие ленточки пригодятся, отправляемся домой.
- Большой матрёшке длинные ленты, маленькой короткие ленты.

















13