Проект в младшей группе
тема:
« Русская матрешка»
Воспитатель: Сухоешкина Л.В.
Тема «Русская матрешка»
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: краткосрочный (5.11.2024-15.112024.)
Сроки проекта: 2 недели
Участники: дети группы «Солнышко», педагоги группы, родители воспитанников.
Сроки реализации:(5.11.2024-15.112024.)
Актуальность : Игрушка является важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника. Матрёшка – яркая и самобытная игрушка, знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями. Во время игры с матрёшкой формируется эстетический вкус, познавательные способности ребёнка, развивается воображение. В то время, как развивается наука, в жизнь внедрилась компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Родителям некогда рассказывать детям сказки, спеть песенки. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества, как мудрости, созданной народом – фольклор, русские сказки, знакомство с декоративно – прикладным искусством и народными игрушками. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. У детей нет устойчивого интереса к народной игрушке, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности.Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка, привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности народной игрушки матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.
Наш проект направлен на знакомство детей с русско-народной игрушкой матрешкой. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. С помощью осуществления нашего проекта мы хотим вызвать у детей познавательный интерес к игрушке, а так же приобщить родителей к развивающим играм с народными игрушками.
Цель проекта: Знакомство с матрёшкой, развитие творческих способностей, приобщение к народной культуре, расширение словарного запаса
Задачи проекта:
Образовательные:
- приобщать детей к народному декоративно- прикладному искусству;
- знакомить с народной игрушкой (матрешкой);
- формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку;
Развивающие:
- привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма);
- способствовать развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности;
- развивать продуктивную деятельность и творческие способности;
- обогащать словарь детей за счет расширения знаний о народной игрушке, действия с ней, ярко выраженных свойствах и качествах;
- осваивать и применять познавательные и речевые умения по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в жизненных ситуациях и в процессе НОД;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей стране, своему народу и его традициям;
Задачи проекта для родителей:
- вызвать интерес к русской народной игрушке;
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Ожидаемые результаты по проекту для детей:
- знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).
- разучивание простейших элементов росписи.
- получить представление о цветовой гамме матрёшек.
- научить различать особенности разных матрёшек.
- расширение и активизация словарного запаса слов.
План реализации проекта
Этапы реализации | Содержание работы | Сроки исполнения |
Подготовительный | 1. Осуществляется подбор литературы: стихотворений, потешек, загадок, сказок и рассказов о матрешке. Составление картотеки. 2. Подбор различных картинок, фотографий, наглядного материала о матрешках. 3. Подбор дидактических и подвижных игр: «Разложи и собери матрешек вместе», «Что из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Собери матрешку», «Народные промыслы», «Спрячь матрешку», «Найди сестричку для матрешки», «Разложи матрешек по величине», «Матрешки и ложки», «Прячем Матрешку», «Бегите к Матрешке», и т. д. 4. Подбор презентаций о народном декоративно-прикладном искусстве | |
Основной | Беседы:«Знакомство с народными игрушками». «Русская игрушка – матрёшка», «Из чего сделана матрёшка». Чтение художественной литературы: Л. Некрасовой «Мы веселые матрешки», В. Приходько «Матрёшка на окошке», С. Маршака «О матрёшках», В. Берестова «Матрешкиныпотешки», Владимира Моисеева «Кто матрешку сделал, я не знаю», Ю. Володиной «Танец матрешек», стихи о матрешках Е. Крысина, Р. Карапетяна, Л. Громовой, Н. Радченко, А. Кулешовой, С. Иванова. Ознакомление с окружающим миром «Какие бывают матрёшки». Развитие речи: «Знакомство с матрёшкой» Рисование: «Украсим платочек матрешке», «Матрёшки - крошки». Аппликация «Украсим сарафаны матрёшкам». Лепка:«Угощение для матрешки бублики, баранки». Познавательно-исследовательская деятельность:Формирование элементарных математических представлений «Матрёшки в гостях у ребят». Просмотр презентации «Русские народные игрушки» Подвижные игры: «Ой, что за народ», «Догони матрешку», «Доползи до матрешки», «Шли матрешки по дорожке». Работа с родителями:Консультация «Почему куклу назвали матрёшкой», «Как приобщить ребёнка к русской народной культуре» | |
Заключительный | Выставка детского творчества. Оформление папки – передвижки «Матрёшка – самая известная русская игрушка» Альбом – «Матрёшки» Игра «Найди такую же» | |
Результаты:тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую);отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей;на знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними;считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети –родители.
В ходе проекта дети познакомились с русской народной игрушкой Матрёшкой, некоторыми техниками нетрадиционного рисования, у детей расширился словарный запас. Появился более устойчивый интерес к творчеству, интерес к русской культуре через знакомство с матрёшкой. Дети с большим удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли инициативу и творческий подход в играх, художественно - творческой деятельности, непосредственно – образовательной деятельности.
Конспект НОД по аппликации в младшей группе
«Украсим матрешке сарафанчик»
Цель: создать условия для расширения представлений детей об особенностях русской деревянной игрушки Матрешки.
Задачи:
Образовательные: Создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрёшки узором, используя геометрические фигуры (круги разного цвета). Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости силуэта, создавая узор из кругов. Учить аккуратно наклеивать детали аппликации, используя в работе салфетку, клеенку, кисть, клей.
Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, внимание, речь, творческую активность, мелкую моторику рук, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание украшать матрёшку. Воспитывать интерес и любовь к народным игрушкам.
Оборудование: Набор матрешек, заготовки в форме матрешек из цветного картона, заготовки круглой формы из цветной бумаги (украшение для матрешек), клей, кисти, подставки для кистей, салфеточки, образцы матрешек.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Ростом разные подружки
Но, похожи, друг на дружку
Все они стоят друг в дружке
А всего одна игрушка.
Воспитатель: Правильно, это матрешка снова к вам в гости пришла.
- Я, матрешка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня -
Из куска березы,
До чего ж румяная,
Щеки, словно розы!
-Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?
(матрешка)
(Дети рассматривают наряд новой матрешки.)
-Во что одета матрешка? (сарафан, косынка)
-Каким цветом сарафан у матрешки?
-А каким цветом косыночка? А чем украшен сарафан матрешки?
-Правильно, все сарафаны у матрешек расписаны ярким узором из цветов.
-Каким цветом цветочки? Вот какой красивый наряд у матрешки.
Воспитатель: - давайте скажем про матрешку красивые слова (ответы детей)
(веселая, красивая, нарядная, розовощекая, расписная, пухленькая, украшенная узором)
-Давайте вспомним, а из чего матрешка сделана (из какого материала)?
-Правильно, из дерева, значит она какая (деревянная). А из какого дерева ее сделали? Правильно, матрешек готовят из березы.
-А какой, ребятки, у матрешки есть секрет?
-Да, внутри матрешки прячутся маленькие детки, подружки.
( Показываю еще раз).
-Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле. Матрешка - русская народная игрушка, изготовленная добрыми руками людей. Игрушку делали мастера с любовью, вкладывали в неё свою душу. И доброта и любовь этой игрушки поселилась в нашем сердце!
-В старину любили водить хороводы.
-Давайте и мы все вместе встанем в «Матрешкин хоровод»:
Физминутка:
«Куколке - матрешке строим дом хороший:
Вот такой высокий, вот такой широкий!
В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка.
Весело так пляшет, вам платочком машет» (дети выполняют движения согласно тексту).
Матрешка: - Я к вам в гости пришла и подружек позвала. Только вот озорницы убежали. Вы их не видели, моих подружек хохотушек. -- -- Пожалуйста, помогите их найти. Вы слышите, кто - то под скатертью шепчется.
(Дети находят матрешек на отдельном столе, под расписной скатертью.)
(На мольберт раскладываю силуэты матрешек).
Воспитатель: - Но они вовсе не нарядные, грустные, где - же их расписные сарафаны?
Вот они! Убедительно бледны,
Нужно взяться нам за дело,
Украшать матрешек смело.
Выбирать такой узор,
Чтобы радовал он вздор.
-Как же мы им поможем? (ответы детей)
-Конечно, сейчас мы превратимся в мастеров и украсим узором сарафаны. ---Подойдите к столам, это наша мастерская.
-Но прежде чем начать работу – разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика)
Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два – Маланья,
Мила- три, четыре – Маша
Маргарита - это пять
Нас не трудно сосчитать.
(Перед детьми лежат силуэты матрешек из цветного картона (с готовыми личиками) и разноцветные кружки бумаги.
Детям предлагается: украсить матрешек — наклеить на них цветные кружки в форме любого узора).
Воспитатель: - Пройдите в наши мастерские, садитесь, а я вас сейчас превращу в мастеров.
«Кручу, верчу, в мастеров превратить вас хочу».
-Посмотрите на тарелочки, чем мы будем украшать сарафанчики? Правильно разноцветными горошками. Какого они цвета?
-Скажите, а горошки на какую геометрическую фигуру похожи?
-Правильно, на круг. (ответы детей)
Воспитатель:
-Посмотрите на доску. Художники показали, как можно составить узор из кружков. Каждый из вас подумает и сам украсит матрешке сарафанчик.
-Давайте вспомним, на чем мы будем намазывать детали, как правильно держать кисть в руке, не забываем снимать лишний клей об край баночки, прижимать приклеенную деталь салфеточкой (показ и объяснения).
(Дети приступают работе). (Индивидуальная помощь, наводящие вопросы, объяснения, поощрения).
(Готовые работы выставляются на доске).
Воспитатель: - Посмотрите, как много ярких, красивых, веселых матрешек появилось у нас.
-Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. Матрешки благодарят вас за работу. Им очень понравился наряд.
-А кому вы хотите подарить матрешечку? (ответы детей)
-Возьмите своих веселых, нарядных матрешек и давайте потанцуем с ними.
Включаю песню: «Мы матрешки, вот такие крошки…».
Конспект ООД (развитие речи) Знакомство с русской матрешкой.
Цель: Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке;
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской матрёшки;
Развивающие:
- способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности; вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту;
развивать творческую активность.
Ход занятия
Воспитатель:
Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала,
Принесла корзинку вам,
В ней игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Воспитатель:
- Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано в корзинке
Загадка:
Они летом и зимой любят жить одна в одной,
принесите им сапожки — и пойдут плясать. (матрешки)
Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки. Делали такие игрушки в разных городах и селах. Эта самая яркая, красивая матрешка из Семенова. Семеновские мастера придали своей матрешке своеобразную форму. Она стройная, вытянутая. На ее переднике всегда яркие букеты цветов.
А давайте, внимательно рассмотрим нашу матрешку.
Воспитатель: Как называется эта игрушка?
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Из чего сделал её мастер?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Как он её делал?
Дети: Вырезал из дерева матрёшку, раскрасил красками, покрыл лаком.
Воспитатель: Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку?
Дети: Разноцветными.
Воспитатель: Какими узорами украсил?
Дети: Цветами, листьями, ягодами.
Воспитатель: Молодцы! А вам нравится игрушка?
Дети: Да.
Воспитатель: А давайте сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками.
Физкультминутка
"Мы матрёшки, вот такие крошки"
Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки (топают)
Влево, вправо наклонись (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись (дети кланяются)
Девчёнки озорные, матрёшки расписные (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)
Вы похожи словно сёстры (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают)
Воспитатель: Ребята,а теперь посмотрим во что одеты наши матрешки?
Ответы детей: сарафан, фартук, платок.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите,на голове платочек красивый. Сарафан длинный. Вся украшена цветами и узорами.
Воспитатель: А какая это одежда?
Ответы детей: старинная
А Матрешечки сами какие?
Ответы детей. (Дети называют прилагательные и за правильный ответ получают матрешку-эмблему)
Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешек. А я тоже хочу несколько слов сказать про нашу матрешку, послушайте:
Словно репа она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко,
Парой черных смородинок – глаз
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упираются руки в бока
А внутри ее секретик есть
Может три, а может шесть
Разрумянилась немножко
Наша русская матрешка.
Воспитатель:
Наша русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у матрешки есть секретик.
Ребята, как вы думаете, какой секретик есть у матрешки?
Ответы детей.
Правильно внутри матрешки прячутся их сестрицы другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в наших матрешках. Воспитатель показывает кто спрятался в матрешке.
Ребята,а вы знаете матрешки еще и затейницы. Наша гостья-матрешка приготовила для нас игру «Собери матрешку».
Дети собирают матрешку за столами.
Воспитатель: А теперь, ребята, нашей матрешке пора уходить и прощаться с нами. Она говорит вам спасибо -все сегодня были активные, внимательные и поэтому заслужили небольшой подарок- матрешку –эмблему. Вы можете взять ее домой рассказать маме,папе об этой удивительной игрушке. Скажем «До свидания» матрешке.
Дети прощаются с матрешкой.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию(рисование) в младшей группе на тему: «Украсим платочек матрешке»
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования с помощью ватной палочки.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить с русской народной деревянной игрушкой-«Матрешкой»;
-познакомить с одним из способов нетрадиционной техники рисования;
-учить составлять узор, заполняя картинку по краям и середине;
-учить пользоваться салфеткой.
Развивающие:
-развивать интерес к нетрадиционному рисованию;
-развивать внимание, память, творческую активность;
-развивать мелкую моторику пальцев;
-прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
-вызывать положительное отношение к созданным изображениям.
Воспитательные:
-воспитывать навык культуры поведения;
-воспитывать умение работать в коллективе.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Ход занятия:
Дети входят в группу под русскую народную музыку. Их встречает воспитатель. Давайте поздороваемся с гостями. Ребята, как красиво куда мы свами попали? Посмотрите, а что на елочки красивое висит? (это платочек). Интересно, кто его мог потерять? А это чей домик? Давайте постучим и узнаем, кто там живет? (стук в дверь) Выходит матрешка без платочка. Рассказывает стихотворенье.
Я Матрёшка-сувенир
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская Матрёшка.
Мастер выточил меня
Из куска берёзы.
До чего румяная,
Щёки, словно розы.
-Только я совсем не похоже на матрешку (печалится).
-Что случилась, почему грустная такая?
-Шла на праздник с сестренками своими, и подул злой ветер, испугались сестренки и убежали, а платочки улетели. Какая я матрешка без платочка?
-А это не твой платочек, мы нашли его у елочки?
-Ой, мой, мой. Теперь и потанцевать можно. Ой, только как я без своих сестренок буду? Они разбежались и без платочков остались.
-Да не волнуйся ты так, Матрешка, мы тебе поможем.
-Ребята, поможем Матрешке? У меня есть платочки, только они беленькие, вы мне поможете их украсить горошком?
Но сначала мы с вами разомнем ручки:
Быстро тесто замесили, на кусочки разделили,
Раскатали все кусочки и слепили пирожки,
Пирожки с вареньем всем на удивленье.
Рисовать сегодня мы будем необычным способом, другой стороной карандаша. Перед вами лежат салфетки, карандашики ,косыночки и разноцветные краски. Что бы горошек у нас поучился красивый, нужно быть аккуратными. Сначала мы опускаем карандаш в нужную краску, а затем, точками рисуем горошки на платочке. В процессе выполнения задания воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь тем, кто испытывает трудности.
Закончив работу, дети кладут рисунки на поднос. Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки, обращая внимание на правильность раскрашивания, даёт положительную оценку рисункам. Матрёшка благодарит детей и радуется новым косыночкам для сестренок.
Звучит музыка «У матрешки розовые щечки».
Ребята, посмотрите, какие красивые у нас получились платочки!
Итог занятия
Ребята что мы сегодня с вами делали? (украшали платочки горошками)
А для кого украшали?
А что случилось с их платочками?
Конспект занятия по ФЭМП «Матрёшки в гостях у ребят»
Цель:Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький, длинный - короткий), используя в речи соответствующие прилагательные.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить умение различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый. Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия, развивать ориентировку в пространстве.
Учить сравнивать предметы по величине и длине, способом приложения и наложения, знакомить с схемами простейшего конструирования.
Развивающие:
Формирофать логическое мышление, умение решать проблемы, развитие речевого общения, ориентировка в пространстве;
Воспитательные:
Желание оказать помощь, быть добрым и внимательным.
Материал: 2 матрешки (большая и маленькая), 2 домика (большой и маленький), 2 елочки (большая и маленькая), 2 корзинки, 10 грибочков (5 больших и 5 маленьких), сюрпризная коробочка с двумя появляющимися лентами (2 короткие и 2 длинные), 2 петушка с цветными перьями, шкатулка. Конструктор, схемы домиков, звукозапись – «кукареку».
Ход занятия:
Стук в двери, воспитатель обращает внимание на него, предлагает посмотреть кто в гости к ним пришёл.
Воспитатель: Дети, к нам в гости кто – то пришёл? Что вы можете сказать о наших гостях? - пришли две матрешки. Леля и Ляля.
Да, одна из них… большая - это Леля, а другая….. маленькая - это Ляля.
Матрешки у нас разные по величине. Это большая, (спросить у детей какая?), а это матрешка маленькая (спросить у детей какая?).
Дать установку на закрепление понятия большой и маленький: Попросить повторить, где большая матрешка, а где маленькая. Попросить нескольких детей, найти на столе большую и маленькую матрешку и назвать «какая?».
- Наши гостьи поссорились, они не могут решить - КТО В КАКОМ ДОМИКЕ БУДЕТ ЖИТЬ? (рассмотреть схемы домов)
Как им помочь? (педагог подводит к необходимости построить домики для матрёшек, мальчики – большой, а девочки маленький).
КОНСТРУИРОВАНИЕ – Б.Д. и М.Д.
-В каком домике должна жить Б.м.? ПОЧЕМУ? А М.м.?
Воспитатель: Большая матрешка жила в большом домике, а маленькая в маленьком домике. Аналогично попросить детей назвать, найти и показать большой и маленький домики.
Какая ёлочка к какому домику?
Около большого домика росла большая елочка, около маленького - маленькая елочка. Попросить детей повторить, найти, назвать и показать большую и маленькую елочки. Расставить их у домиков.
- Однажды захотелось пойти матрешкам в лее по грибы. Взяли они корзинки и отправились в сказочный лес.
Дети, пойдемте и мы с ними.
Предложить детям сначала собрать большие грибы в большую корзинку, а затем маленькие в маленькую корзинку.
В лесу дети и воспитатель находят коробку.
Рассматриваем коробочку вместе с детьми, закрепляем цвет (красный, желтый, зеленый). Дети вытягивают ленты из коробки, а воспитатель объясняет - это лента длинная, а это - короткая. Установка на закрепление: предложит нескольким детям самим определить, какую ленту вытянул ребенок (длинную - короткую), назвать.
Воспитатель: Как вы думаете какие ленточки пригодятся, отправляемся домой.
- Большой матрёшке длинные ленты, маленькой короткие ленты.
13