ПРОЕКТ
«Мир музыки»
Цель проекта:
-Раскрыть значение музыки для человека, расширить знания учащихся о творчестве композиторов, жанрах музыки, о музыкальных инструментах.
- Развивать познавательный интерес, творческие музыкальные способности.
-Воспитывать любовь к народной и композиторской музыке, песне, отношение к музыкальному искусству как источнику и предмету духовного общения
“ Музыка может грустить и смеяться, Музыка может заставить любить и страдать, Боль и обиду, надежду и счастье Может прочувствовать и передать...”
Содержание проекта
1. Ознакомление с задачами проекта.
2. Проведение часов общения на тему «Мир музыки»
3. Работа музыкальной мастерской : изготовление поделок, рисунков.
4. Посещение библиотеки.
5. Творческая работа над загадками, пословицами, ребусами о музыке.
6. Работа над рефератами.
7. Посещение концерта в музыкальной школе № 1. Экскурсия по музыкальной школе.
8. Сочинение детьми сказок, стихотворений о музыке.
9. Инсценизация сказок собственного сочинения.
10. Игра детей на скрипке, гитаре.
11. Подведение итогов проекта.
Час общения
«Путешествие в мир музыки»
Задачи:
• Образовательные: ознакомление с лучшими, доступными учащимися образцами музыкальной культуры, усвоение определённых знаний по музыки, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах;
• Развивающие: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, певческого голоса, мышления, памяти, воображения, фантазии;
• Воспитательные: интерес и любовь к музыки потребность общения с ней, желание слушать её и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы учащихся. Воспитание художественного, музыкального, эстетического вкусов, нравственных качеств личности.
Ход урока
I. Знакомство с темой классного часа.
“ Земля стоит на трех китах” - считали раньше люди. Ну а на чем планета та стоит, где песни петь мы любим! На марше, танце, и на песне. Она стоит века, И мы с мелодиями вместе, Идем в руке рука”.
На доске первый КИТ “марш”. Что такое марш?
Марш - ходьба под музыку, четкие движения…
Давайте вспомним какие марши вы знаете?
Спортивный, праздничный, военный…
Чей портрет?
Русского композитора Петра Ильича
Какие балеты написал Чайковский?
"Щелкунчик", "Спящая красавица",
"Лебединое озеро"
Что такое балет?
Спектакль, в котором не поют, а танцуют, выражают свои чувства языком танца.
Что такое опера?
Спектакль, в котором поют, почти не говорят.
Какой характер будет у музыки в балете?
Балет - танец - танцевальный характер.
Какой характер будет у музыки в опере?
Опера - песня - песенный характер.
1. Слушание марша из “Щелкунчика”.
(правила прослушивание музыки).
Слушая музыку, представьте какие события могли бы происходить?
Какой характер у музыки?
Танцевальный.
2. Слушание марша из “Кармен” Бизе (музыка из оперы “Кармен”)
Что вы себе представляли когда слушали?
Какой характер у музыки?
Песенный
3. Вывод.
Из каких произведений мы слушали марши?
“ Кармен” Бизе
“ Щелкунчик” Чайковский
Без маршей нет ни одной оперы, ни одного балета, но в опере - марш песенного характера, а в балете марш - танцевального характера.
III. Давайте отдохнём и пригласим еще одного КИТенка — ТАНЕЦ .
Что такое танец? (движение под музыку)
Разминка “Танец УТЯТ”
IV. Но у нас есть еще один КИТ — ПЕСНЯ.
Что такое песня? (музыка + слова)
Когда человек поёт, его настроение улучшается, пение влияет на наше здоровье, ученые сделали вывод, что когда человек поет, он реже болеет дыхательными заболеваниями.
Давайте и мы сделаем несколько упражнений на дыхание, чтобы голос звучал во всей красоте.
“ Надуваем шарик”
“ Бочонок” (руки на грудную клетку, дышим, плечи не поднимаем)
Дыхание животом (руки на животе)
Глубокий вдох, расслабились
А теперь распоемся
Приняли певческую установку. Распевка: “Музыкальный урок”
“ Здравствуй мир” (песня)
Мы с вами разучили песню “Я хочу увидеть музыку” (музыка Г.Струве). Как вы думаете что значат эти слова?
Музыка изображает картины.
Музыка выражает чувства человека, какие?
Обиду, радость, любовь, счастья, печаль...
V. Подведение итогов.
Какие марши мы сегодня слушали и сравнивали?
Из оперы “Кармен”, из балета “Щелкунчик”.
Кто написал музыку к этим произведениям?
Чайковский, Бизе.
На каких трех китах стоит наша планета музыки?
Песня, танец, марш.
Длительности нот
Работа музыкальной мастерской
Составление ребусов
Посещение библиотеки
Подготовка рефератов
Знакомство со сказками о музыке
Сочиняем сказку сами
Знакомство с музыкальными инструментами
Час общения
«Музыкальные инструменты»
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1.Организационный момент
У: Ребята, сейчас вы услышите песню «Веселый музыкант», вы мне должны сказать на каких музыкальных инструментах он играл.
У: На каких инструментах играл музыкант? У: Вы, наверное, уже догадались, что тема нашего «Музыкальные инструменты», сегодня мы поговорим об инструментах и попробуем их отнести к различным видам. У: Какие музыкальные инструменты вы знаете?
У: Ребята покажите, как играют на скрипке, на балалайке.
Исполнение песни и показ игры на инструментах.
У: Ребята, чем похожа скрипка и балалайка?
У : Правильно, у них есть струны и поэтому их называют струнными. У: Музыканта, который играет на скрипке, называют скрипачом. У: А чем эти инструменты отличаются? У: Звучание скрипки и балалайки разное, послушайте, как звучит скрипка.
Слушание отрывка из Квартета №2 А.Бородина
У: На каком инструменте ещё играл наш музыкант? У: Балалайка известна на Руси не одну сотню лет. Когда не было телевидения, компьютеров и телефонов люди потешались игрой на балалайке, пели, плясали. Ни одного гуляния не обходилось без балалайки. Музыканта, который играет на балалайке называют балалаечником. Послушайте, как задорно звучит балалайка.
Слушание русской народной песни «Светит месяц» в исполнении оркестра балалаечников .
У: Выберите слова, которые характеризуют, как звучит музыка в исполнении балалайки.
У: Ребята, значит, музыка может нам нести разное настроение. У: Ребята, а когда звучит балалайка, что хочется делать больше всего? У: Правильно, танцевать
3. Танец и физминутка
У: Ребята, а с какими инструментами мы познакомились? У: А почему они называются струнными? У: Какие ещё струнные инструменты вы знаете? У: Еще один очень старинный струнный инструмент – гусли. Музыканта, который играл на гуслях называли гусляром и был он не только музыкантом, но и поэтом, и сказителем, так как знал он огромное множество былин разных, но не рассказывали их, а распевал, сопровождая свое пение игрой на гуслях.
О бучающиеся должны самостоятельно распределить инструменты по видам: струнные , духовые , ударные инструменты. На красное поле располагают струнные инструменты, на синее духовые, на зеленое – ударные.
У: Самопроверка. У: На каком инструменте ещё играл «Веселый музыкант»?
У: К какому виду инструментов относится барабан?
5. Итог занятия.
Мы играем на музыкальных инструментах
Посещение музыкальной школы №1
Мы на концерте
Экскурсия по музыкальной школе
Пословицы о музыке