Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 «Дюймовочка» город Смоленск
Познавательно-творческий
проект
Мой любимый город
Руководитель:
Тимофеева Ирина Михайловна
Смоленск
Тип проекта: познавательно-творческий
Срок реализации проекта: Долгосрочный (сентябрь - ноябрь)
Участники проекта: Воспитатель, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители.
Количество участников: Фронтальный
Актуальность проекта:
У каждого человека есть свой родной город, город, где он родился. Чаще это место, где он вырос, где начал знакомиться с жизнью. Сколько бы не прошло времени, где бы человек не побывал – он всегда будет вспоминать свой родной город. В дошкольном возрасте важно прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой уютной атмосферы. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному городу, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами, на расширение знаний детей о городе на то, что в городе много улиц, каждая имеет свое название; на улице много домов, у каждого дома свой номер; познакомить детей с названием улицы, на которой расположен детский сад. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Я считаю, что одним из наиболее эффективных методов воспитания любви к своей малой родине – это проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проблемные вопросы:
1. Чем нас восхищает и радует родная природа?
2.Почему нужно беречь и заботливо относиться к природе и ко всему живому?
3.Почему я люблю свою Родину, родной край, родной город?
Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Праздники о своей Родине, городе, помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному городу, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка
Цель проекта: развивать начала духовно – нравственного воспитания через приобщение к истории и культуре родного города; воспитание уважения к своему городу, благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за свой город-герой Смоленск.
Задачи проекта:
1.Обучающие:
- расширить и углубить знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, о символах города;
- познакомить со знаменитыми земляками;
- познакомить с культурой и традициями Смоленской области;
- формировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении;
- формировать у детей умение слушать художественное слово и понимать его;
- формировать у детей эстетические чувства
2. Развивающие:
- развивать духовно – нравственные качества: гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатство родного края, воспитать уважение к труду людей, создающих красивый город;
- расширять и систематизировать знания детей о родном городе, о родной стране.
- развивать интерес к русскому народному творчеству, традициям и обычаям русского народа
- развивать творческие способности через пение, танцы, художественную деятельность,
- развивать у детей творческое воображение
- развивать у детей память, внимание, мышление;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей;
- обогащать знаниями о композиторах родного края и города
3. Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному городу, уметь видеть прекрасное и гордиться;
- воспитывать у детей интерес к познавательной, художественно-эстетической, игровой деятельности;
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы родного города,
- воспитывать любовь к «малой Родине»
Задачи для родителей:
- вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного города;
-содействовать сплочению родительского коллектива;
-развитие творческих способностей родителей.
- вовлечь семьи в жизнедеятельность группы.
Работа с родителями:
1. Подготовка костюмов к выступлению детей на празднике.
2. Участие родителей на празднике, посвященному городу
4. Подготовка и организация выставок творческих работ на темы: «Наш любимый город», «Смоленские сказки».
Предполагаемый результат:
Воспитывать патриотические чувства у детей.
Актуализировать знания о родном городе.
Заинтересовать детей и взрослых историей родного края, сплотить родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Использовать развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.
Новизна проекта:
Создание и просмотр презентаций «Город славный, город древний», «Город-ключ», «Путешествие по Смоленску»
Выставки «Деревянные сказки Коненкова», «Знаменитые люди Смоленска»
Фотовыставка "Смоленск - город моей мечты"
Беседы:
«Флаг, герб города».
«Чем славен наш город».
«Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники).
«О названиях улиц родного города».
«Профессии жителей города».
«Музыка родного города»
Продукт проекта:
- Выставки творческих работ «Наш любимый город», «Смоленские сказки»
- Фотовыставка "Смоленск - город моей мечты"
- Выставки «Деревянные сказки Коненкова»; «Знаменитые люди Смоленска»
- Выставка произведений смоленских художников;
- Видео-презентации «Путешествие по Смоленску», «Город славный, город древний», «Смоленск в годы войны», «Город-ключ»
- Праздник «Край Смоленский мой»
1 этап: Подготовительный
Цель: Приобщение детей и родителей к подготовительным работам по реализации проекта. На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта. Выбор темы, обозначение проблемы
Формы работы с детьми по подготовке к реализации проекта:
- проведение бесед, просмотр презентаций;
- чтение и разучивание стихов о городе, Родине, празднике.
- разучивание народных песен, хороводов, игр.
- слушание музыкальных произведений М.И. Глинки, современных композиторов.
Формы работы с родителями по подготовке к реализации проекта:
- анкетирование родителей
- консультация «Расскажите ребенку о малой Родине»;
- Рекомендации родителям: «Дом, в котором я живу»
Мероприятия по подготовке к реализации проекта:
Совместная работа воспитателей, детей и родителей по изготовлению атрибутов для проведения мероприятий:
- подготовка атрибутов для игр, занятий, поделок;
- подбор художественного и музыкального материала для проведения занятий, бесед.
2 этап: Основной
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Цель: Определение сроков и содержания работы по реализации проекта.
План-схема осуществления проекта
Сроки | Содержание работы | Ответственные |
1 неделя сентября. | Ознакомление с окружающим миром: беседа «Что мы знаем о родном городе?» Рассматривание иллюстраций: «Прогулка по городу» Ознакомление с худ. литературой: чтение смоленской народной сказки «Как барин лошадей высиживал» Консультации для родителей «Расскажите ребенку о малой Родине» Разминка «Мы по городу гуляем» Слушание песни «Город мой Смоленск» муз. Писаренко, стихи Клочкова Разучивание песни «Мой Смоленск» Музыка Н. Елисеева | Воспитатели Музыкальный руководитель |
2 неделя сентября | ООД интегрированное занятие «Город славный, город древний» (развитие речи, музыка) Игра «Ремешок» р. н. п. Хоровод «На горе» р. н. п. Обсуждение пословиц и поговорок «Родина» | Воспитатели Музыкальный руководитель |
3 неделя сентября | Рисование: «Птица Феникс» Ознакомление с худ. литературой: «Потешки и игры Смоленского края» Слушание песни «Край мой родной» Гомоновой Разучивание песни «Любимый город» О Конопелько. Просмотр презентации «Город славный, город древний | Воспитатели Музыкальный руководитель |
4 неделя сентября | Беседа: «Символы города Смоленска». Аппликация: «Герб Смоленска» Рисование: «Город древний мой» Разукрасим символы города Дидактические игры: «Сложи картинку» (флаги страны, республики и города), «Назови символику» Слушание Гимна Смоленска. сл.А. Бодренкова, муз. И. Трушкина Слушание песни «Всё это ты – Смоленск!» Разучивание пляски «Русская плясовая» р.н.м. Праздник «Край Смоленский мой» Выставка детских творческих работ «Наш любимый город» | Воспитатели Музыкальный руководитель Родители |
1 неделя октября | Ознакомление с окружающим миром: «Знаменитые люди Смоленщины» Слушание произведений М.И. Глинки, Исаковского, Твардовского. Рисование «Смоленская крепость» Составление рассказов из личного опыта на тему: «Мой город». Разучивание песня о Смоленске О. Девочкиной Выставка «Знаменитые люди Смоленска» | Воспитатели Музыкальный руководитель |
2 неделя | Стихи о природе, родниках, городах. Пословицы и поговорки о Родине Слушание русских народных песен, поговорок, прибауток. Игра-викторина «Мы славим край, где мы живем» -. | Воспитатели Музыкальный руководитель |
3 неделя октября | ООД «Город-страж, город-ключ» Презентация «Смоленск в годы войны» Слушание военных песен. Разучивание песни «Вечный огонь» А. Филиппенко Коллективная работа «В городе праздник» Консультация для родителей «Растим патриотов» | Воспитатели Музыкальный руководитель |
4 неделя октября | Оформление выставки произведений смоленских художников Слушание песни «С чего начинается Родина?» В. Баснера Познавательное занятие «Город, в котором я живу» | Воспитатели Музыкальный руководитель |
1 неделя ноября | Ознакомление с окружающим миром: «Экскурсия в музей-мастерскую С. Коненкова» Ознакомление с худ. литературой: чтение смоленской народной сказки «Золотые слова» Беседа «Смоленский хоровод» Физическое развитие: «Народные игры Смоленщины» Выставка детских творческих работ «Смоленские сказки» Выставка «Деревянные сказки Коненкова» | Воспитатели Музыкальный руководитель |
2 неделя | Видео-презентация «Путешествие по Смоленску» Фотовыставка "Смоленск - город моей мечты" ООД тематическое занятие «Мой любимый город» | Воспитатели Музыкальный руководитель |
3 этап – заключительный. Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Ресурсы проекта:
• Иллюстрации и фотографии улиц родного города
• Презентации
• Экскурсия в библиотеку
Форма организаций музыкальной деятельности:
-Проведение совместной образовательной деятельности педагога с детьми различного типа;
-Проблемная ситуация «Если ты потерялся в городе, что делать?»
-Составление и отгадывание загадок на тему «Мои любимые места в моем городе».
- Слушание русских народных песен, поговорок. Прибауток.
- Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей.
- Организация праздников, совместных с родителями.
Ожидаемые результаты:
Воспитание любви и уважения к людям, живущим в родном городе. Обогащение эстетического опыта и вкуса, посредством региональной культуры, культуры казачества и исторических фактов.
У детей повысится познавательный интерес к родному городу, его истории, жизни, культуре.
Речь детей станет ярче, выразительнее, обогащающие словарный запас, возрастет речевая активность детей в повседневной жизни.
Создание позитивного и эмоционального настроя от совместного творчества родителей и детей
Методическая литература:
1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999 г.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.
4. «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, Издательство «Скрипторий», 2008г.
5. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2016г, №6.
6. Концирская Л. А. «С чего начинается Родина», М. Т. Ц. Сфера 2005г.
7. Рыбаков И. Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания, Дошкольное воспитание, 2003 № 6 стр. 44-55
8. Интернет – ресурсы.